Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Качество через инновации

Фото : 27 декабря 2007, 10:44

Шестнадцатилетний опыт демократических и экономических преобразований позволил создать в государстве прочный фундамент для устойчивого развития. И сегодня мы становимся свидетелями становления в нашей стране инновационной экономики, в которой наука, образование и производство объединены в единый механизм. Что такое экономика, основанная на знаниях? Это общество, в котором создан культ науки и знаний, общество, в котором интеллектуальный потенциал является основой благосостояния государства. Это определяет необходимость изменения роли классических университетов как образовательных и научно-исследовательских центров.

Сегодня уже можно говорить о позитивных изменениях политики государства в отношении системы образования. Осуществлен переход к многоуровневой системе подготовки кадров, внедряются современные образовательные технологии, ориентированные на мировые стандарты качества. Министерством образования и науки инициировано создание национальных исследовательских центров по приоритетным научным направлениям, разрабатывается концепция формирования инновационных университетов. Такая позиция Министерства, безусловно, придает новый импульс развитию национального инновационного образования и ставит перед нашими вузами новые задачи по повышению инновационного потенциала университетской науки и формированию на базе крупнейших университетов центров по генерации и воспроизводству инноваций, составляющих основу инновационной экономики. Какие пути мы видим по этой трансформации?

В каждом регионе должен быть современный инновационный университет, определяющий основные направления регионального развития. Он как бы станет двигателем региональной экономики, концентрирующим мощный научный и материально-технический потенциал. Безусловно, что становление инновационного вуза возможно только при сохранении высокого уровня фундаментальной и прикладной науки в наших университетах и объединении усилий университетов и научно-исследовательских институтов. Имея традиционно сильные научные школы по технологии неорганических и органических веществ, силикатам, строительству, процессам и аппаратам химического производства, педагогике, искусству и культуре ЮКГУ имени М. Ауэзова сумел развить и новые прорывные научные направления по биотехнологии и наноструктурированным композиционным строительным материалам в организованных НИИ «Промышленные биотехнологии и экологии», «Строительные материалы и конструкции», «Химтехнологии и нефтехимии». Приоритетность развития научно-исследовательского блока позволила университету стать одной из базовых площадок для создания национальной инженерной лаборатории «Конструкционные и биохимические материалы», финансируемой МОН РК.

Сегодня наш университет предлагает региону прорывные инновационные проекты, реализация которых уже завтра сможет принести существенный экономический эффект экономике региона. Примером может служить технология изготовления плит перекрытий зданий, обеспечивающая значительную экономию строительных материалов, которая успешно используется строительными компаниями всего региона, проекты по строительству металлургического минизавода по выпуску профильного проката из лигированной стали, производству технического кремния из кварцитов Южного Казахстана, получению вяжущих материалов, силикатного кирпича, волосстанита из шлаковых отходов фосфорной и металлургической промышленности, изготовлению полиэтиленовых труб для капельного орошения и другие. Мы исходим из того, инновационный вуз сможет предложить реальные инновационные проекты, реализуемые через региональный технопарк.

Очень важно, чтобы технопарки создавались непосредственно с участием университетов, оснащенных научно-лабораторной и экспериментальной базой, где имеется возможность создания опытно-конструкторских комплексов с активным участием наших ученых, экспертов-консультантов и ведущих специалистов, имеющих практический опыт и знание рынка. Одним из рычагов развития научного потенциала технопарка станет открытие проектно-конструкторских бюро по разработке реальных инновационных проектов, при успешной реализации которых следующим шагом станет создание мелкосерийных производств, в организации которых смогут принять участие и ученые, и студенты университета. Здесь мы сможем воспитать проектировщиков, конструкторов, уникальных специалистов, дефицитных на современном рынке труда.

Неотъемлемой частью инновационного университета является подготовка высококвалифицированных кадров, вооруженных не только современными знаниями, но и предпринимательским опытом. К решению этой задачи мы подошли через создание «бизнес-инкубатора», который может стать ядром технопарка. При осуществлении такого подхода в организации технопарка университет станет генератором и катализатором инновационных идей и центром коммерциализации технологий. В этом случае в технопарке будет создана уникальная среда для общения ученых, исследователей, представителей бизнеса, продвинутых студентов. И именно в процессе взаимного обмена информацией будут рождаться новые идеи и инновации.

Внедряя инновации и в науку, и в учебный процесс, мы постарались создать креативную творческую среду, в которой все подчиненно главной цели — «качество через инновации». Главный вопрос, который беспокоит нас сегодня: какие знания получат наши выпускники? Безусловно, это должны быть опережающие знания, востребованные уже завтра. Поэтому центральное место в инновационном вузе мы отводим исследователю-новатору, который генерирует знания, является их носителем и может распространять эти знания в образовательной среде. Только рядом с таким педагогом-ученым-исследователем в студенте будет формироваться стремление к поиску новых знаний и умений и возможность реализовывать свои знания в производстве и бизнесе.

Это потребует придания нового импульса партнерству высшей школы и бизнеса. Почему бы крупнейшим компаниям не принимать активное участие в формировании программ, предоставлении баз практики нашим вузам, кадровый потенциал которых формируют наши выпускники? Участие Союза работодателей «Атамекен», Ассоциации промышленников Казахстана, крупных национальных компаний «Самрук», «Казына», «КазАтомПром», нефтяных компаний «ПетроКазахстан», «ОйлПродакс», «ТенгизШевройл» в организации профессионального образования, очень важно для наших вузов. Эти компании могут привлекаться и к формированию государственных стандартов, и к проведению оценки качества подготовки специалистов. И наверно настало время все-таки на законодательном уровне обязать крупные компании предоставлять студентам отечественных вузов возможность для прохождения практики и взаимодействовать с отечественной наукой.

Для создания инновационной инфраструктуры «образование, наука и производство» мы пошли по пути создания учебно-научно-производственных комплексов на ведущих предприятиях области. В рамках этих комплексов нашим студентам представляется реальная возможность приобретения практического опыта профессиональной деятельности. Параллельно с этим решается проблема обучения студентов на современном производственном оборудовании, которым оснащены эти комплексы. Ведущие специалисты предприятий участвуют не только в разработке учебных программ, но и определяют параметры и профессиональные компетенции выпускников, необходимые данному производству. В настоящее время в ЮКГУ успешно работают свыше сорока учебно-научно-производственных комплексов, которые уже доказали свою эффективность.

Отмечая определенные достижения университета в инновационной деятельности, следует остановиться и на проблемах, с которыми сталкиваются все вузы. Одной из первоочередных задач является необходимость увеличения объемов финансирования для развития материально-технической базы вузов и создания современных лабораторий.

Крайне важным вопросом является обеспечение притока молодых специалистов в научно-образовательную сферу. Активному внедрению инноваций препятствуют известные обстоятельства старения кадрового потенциала и отток научных кадров в предпринимательскую сферу. Мы стараемся снять все барьеры для карьерного и профессионального роста талантливой молодежи, помочь решению их проблем за счет дифференцированной оплаты труда, бесплатного повышения квалификации и обучения иностранным языкам в Лингвистическом центре университета. В настоящее время молодые преподаватели ЮКГУ имеют возможность прохождения стажировки в ведущих зарубежных вузах (Токийский университет, Колифорнийский университет, Свободный Брюссельский университет). Все эти меры уже приводят к позитивным изменениям кадрового потенциала университета.

Особое внимание необходимо уделить и совершенствованию нормативно-правовой базы инновационной деятельности вузов. Общим принципом развития инновационного образования должно оставаться повышение самостоятельности учебных заведений, которая дает простор инновационным и управленческим решениям. Назрела необходимость предоставления университетам инновационного типа, в качестве эксперимента, более широких возможностей по продвижению и реализации инновационных проектов и созданию инновационной инфраструктуры. Это бы позволило вузам создать вокруг себя сферу малых и средних наукоемких предприятий и не только разрабатывать проекты, но и производить продукцию, и что самое главное, привлекать к этому процессу студенческую молодежь.

Важнейшей проблемой является сохранение инженерного потенциала страны и подготовка современных инженеров, ведь инновационное развитие Казахстана уже в недалеком будущем предъявит высокий спрос именно на такие кадры. Учитывая значительную материало- и капиталоемкость подготовки специалистов инженерного профиля, сегодня необходим дифференцированный подход в государственном финансировании подготовки кадров в зависимости от направления и профиля специальности. Ведь подготовка инженеров требует финансовых и материальных затрат, в два-три раза превышающих подготовку специалистов гуманитарного профиля. В большинстве случаев существующие нормативы по учебным площадям (шесть квадратных метров) и материально-технической базе уже не соответствуют требованиям времени. А вместе с тем, в конце 80-х годов для специальностей технического и сельскохозяйственного профилей эти нормативы были в несколько раз выше. Финансирование подготовки специалистов инженерного профиля, осуществляемое в рамках государственного заказа, не покрывает затрат, которые несет университет, что, конечно, влияет на качество подготовки.

Наступает время, когда казахстанским университетам придется конкурировать уже не только в национальном образовательном и научном пространстве, но и на мировом уровне. Необходимо учесть, что процессы влияния транснациональных сил, жесточайшей глобальной конкуренции, которые мы наблюдаем в отраслях экономики, неизбежно охватят высшую школу уже в ближайшем будущем. И только вузы, ориентированные на инновационный путь развития, смогут реализовать задачи Президента страны по созданию инновационной экономики и соответствовать высоким стандартам завтрашнего дня.

Валихан Бишимбаев,

ректор ЮКГУ имени М. Ауэзова

г. Шымкент


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии