Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Приоритет по имени «детство»

Фото : 27 декабря 2007, 10:53

По основным показателям развития и уровня жизни населения наша страна занимает лидирующие позиции в СНГ. Политическая стабильность, признанная международным сообществом, уверенный экономический подъем позволяют все более ориентировать бюджет республики на социальные нужды. Подтверждением тому является Послание Президента народу «Новый Казахстан в новом мире», которое служит конкретной программой по преобразованию нашей страны в высокоразвитое гуманистическое государство. Казахстан сегодня прилагает большие усилия в достижении мировых стандартов по улучшению качества жизни своего народа, в том числе в области защиты прав и интересов детей.

Важным шагом в формировании такой политики послужила ратификация Казахстаном в 1994 году Конвенции ООН о правах ребенка, а также участие нашей страны в специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Мир, пригодный для детей» в мае 2002 года в Нью-Йорке. Сегодня в нашей республике более пяти миллионов детей, из них один миллион 619 тысяч — это малыши дошкольного возраста, в школах обучается свыше трех миллионов ребят.

Экономический рост дает возможность увеличения финансирования в области обучения, воспитания, охраны здоровья, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания и социальной защиты семьи и детей. Из года в год неизменно возрастает доля расходов государственного бюджета на эти цели. Только в 2007 году государственные инвестиции в сферу образования увеличены по сравнению с 2000 годом в четыре раза.

Впервые в апреле текущего года по инициативе депутатов Сената и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Парламенте РК была проведена международная конференция по вопросам эффективности бюджетной политики в Казахстане для наилучшей реализации интересов и защиты прав детей, определены меры по формированию и исполнению нацеленных на это бюджетов.

Сегодня на реализацию национальной политики в отношении соблюдения законных прав и интересов детей направлено несколько государственных отраслевых программ в области образования, здравоохранения, снижения бедности, миграционной политики, демографического развития, реабилитации инвалидов и другие.

Один из ключевых моментов в выполнении принятых Республикой Казахстан международных обязательств — вопрос о создании эффективной системы управления и межведомственного взаимодействия заинтересованных государственных структур, неправительственных и международных организаций в вопросах улучшения качества жизни детей. Сейчас в республике вопросами детства занимаются девять министерств и ведомств, 275 НПО. Для эффективной межведомственной координации при Правительстве РК создана Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. В январе текущего года Правительством подписан новый договор с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) о дальнейшем сотрудничестве по оказанию помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Как известно, по инициативе и при поддержке ЮНИСЕФ на протяжении ряда лет в Центральной Азии проходят различные форумы по вопросам образования и охраны здоровья матери и ребенка. В декабре прошлого года, учитывая положительный опыт по обеспечению необходимых условий для обучения и воспитания детей в Казахстане, министерством совместно с ЮНИСЕФ в Астане был проведен I Форум по охране прав детей стран Центральной Азии.

Проведение таких форумов и развитие региональной интеграции будет способствовать решению таких проблем, как наркомания, СПИД, нищета, рост социального сиротства и преступности среди несовершеннолетних, от чего сегодня не застрахована ни одна страна в мире.

Далеко не случаен тот факт, что именно при нашем министерстве создан Комитет по охране прав детей, который выступает в роли инициатора по развитию взаимодействия с госорганами, НПО и СМИ по вопросам охраны прав и законных интересов детей. Комплексность этой политики предполагает активное и многоуровневое межведомственное сотрудничество, создание стройной системы реагирования на республиканском и местном уровнях.

Все мы понимаем, что решать нелегкие проблемы семьи и детства только силами государственных органов очень трудно, необходимо привлекать общественность.

Поэтому очень важно полнее информировать общество о правах детей. Сейчас мало просто научить школьника читать и писать, его нужно приучать адаптироваться к социальным процессам. Радует, что в последнее время ярко и глубоко проявляется интерес педагогов и родителей, ученых, писателей и журналистов к вопросам духовно-нравственного становления человека. И в этом процессе наряду с семьей огромную роль играют воспитатели и учителя.

Не раз задавался вопросом: «Почему детям бывает не всегда уютно в школе?» Сейчас я могу ответить на него, ибо, как министр, непосредственно причастен к процессу обучения и воспитания. Основные недостатки, на мой взгляд, этого процесса — усредненность во всем и стремление загнать всех детей в стандартные рамки. Поэтому важно изменить систему взаимоотношений между учителями и учениками. В новых условиях школа обязана существенно изменить содержание своей деятельности именно в этом направлении.

В гуманизации нуждается не только школа, а все наше общество. Все-таки ребенок переступает школьный порог, прожив на свете, в семье уже шесть-семь лет. Согласитесь, не во всех наших семьях по части гуманного отношения к детям полный порядок! Отсутствие гуманизма в обществе можно оправдывать чем угодно — низким уровнем жизни, безработицей, падением нравов и так далее. Что касается школы, то она просто обязана быть хотя бы островком гуманизма. Понимаю, что это не просто. А по-другому нельзя, иначе мы будем терять одно поколение за другим.

Педагогическими коллективами сегодня делается немало. Шире стали использоваться новые интерактивные методы и формы работы по привитию несовершеннолетним жизненных навыков, развивается детское и молодежное движение, ученическое самоуправление. Однако, несмотря на принимаемые меры, все еще серьезную обеспокоенность вызывает ситуация с нравственным поведением детей, подростков и молодежи. Только за девять месяцев текущего года, по данным МВД РК, подростками совершено 4 072 преступления. Особую тревогу вызывает употребление наркотических и психотропных веществ. За этот период в центры временной изоляции и адаптации несовершеннолетних (ЦВИАН) доставлены 6 885 безнадзорных детей, на учет в органах внутренних дел поставлены 13 796 подростков с девиантным поведением. Сегодня в республике не снижается острота проблемы социального сиротства, в государственные учреждения системы здравоохранения, образования и социальной защиты продолжают поступать брошенные дети, те, чьи родители лишены родительских прав. По данным органов внутренних дел, за девять месяцев текущего года поставлены на учет 7 415 неблагополучных семей, лишены родительских прав 815 взрослых.

Замкнутыми в круге своих проблем остаются и дети, которые долгое время находятся в одиночестве дома, с ограниченными физическими возможностями, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию (развод или болезнь родителей). Всем таким ребятам необходима экстренная помощь.

В последние годы многие педагогические коллективы осознали простую истину: падение нравственности, рост безнадзорности и беспризорности, количества правонарушений среди несовершеннолетних, отсутствие интереса к учебе невозможно остановить без укрепления связи с семьей.

Положительные результаты получают те организации образования, где деликатно и с уважением относятся к родителям и ученикам, знают и максимально используют воспитательный потенциал семьи. Не могу не отметить и то, что сегодня ведется целенаправленная работа по возрождению национальных традиций в семейном и общественном воспитании, обращению к семейным истокам. В практику деятельности школ активно внедряются такие формы работы с родителями, как университет правовых знаний родителей, день взаимных претензий родителей, учащихся и учителей, и другие. Основываясь на народных традициях, коллективы многих школ создают советы аксакалов, советы старейшин, советы отцов, школы матерей. Практика показывает, что не только родители, но и бабушки, дедушки с большим энтузиазмом откликаются на призыв педагогических коллективов и активно участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий. В Кызылординской области, Бостандыкском центре детского творчества города Алматы имеется опыт работы советов бабушек.

Активно включаются в решение педагогических задач общественные советы родителей. Так, в Глубоковском районе Восточно-Казахстанской области пап и мам широко привлекают к ведению кружков по интересам, проведению школьных праздников, организации экскурсий, родители участвуют в обустройстве спортивных площадок. Интересен опыт работы города Семея, где родительские советы взялись за организацию занятости детей по месту жительства. Например, предприниматель Г. Ибраев курирует работу детской спортивной секции таэквондо.

Однако следует все же признать, что процесс сближения семьи и школы пока идет медленно. Чтобы родители стали союзниками и помощниками учителей, важно определить основные формы взаимодействия, чем сейчас и занимается наше министерство. Мы создали при МОН РК не только республиканский общественный совет родителей, но и управление по вопросам нравственно-духовного развития человека.

Ребенок, оставшийся без внимания взрослых, — явление тревожное, особенно при отсутствии всевозможных творческих кружков и спортивных секций. Министерство совместно с местными органами власти приняло меры, чтобы приостановить закрытие этих образовательных центров, восстанавливать и открывать новые. Сегодня в республике работают более 250 детских общественных объединений, 541 организация дополнительного образования, 694 дворовых клуба, в том числе в сельской местности 205.

Из года в год количество детей, оставшихся без попечения родителей, не становится меньше. Их в республике выявлено свыше 51 тысячи. Причем лишь 3164 являются круглыми сиротами. Остальные — сироты при живых родителях, которые лишены родительских прав, находятся в местах заключения, в розыске, на длительном лечении. На содержание этих детей в государственных учреждениях только в 2007 году было выделено свыше четырех миллиардов тенге бюджетных средств. Откуда же берутся эти дети?

По данным МВД, в начале года в республике выявлено около 13 тысяч неблагополучных семей. Именно там ребенок часто видит насилие, испытывает унижение и стыд. Очень сложные дети вырастают у алкоголиков, наркоманов, из таких семей ребятишки просто «выталкиваются» на улицу и начинают совершать преступления. Основной перспективой для них, к сожалению, становится интернатное учреждение. Почти каждый ребенок, попавший в детский дом, приют, пережил за свою короткую жизнь столько жестокости, сколько зачастую не вмещается в жизнь обычного взрослого человека. Поэтому очень важно понять, как наилучшим образом помочь таким детям.

Говоря о внимании общества, приведу лишь несколько примеров. В Актюбинской области благодаря местным предпринимателям Юлии Вагиной, Аружан Тулегеновой, Андрею Гооге, Талгату Салфикову 15 выпускников детских домов получили собственное жилье. Ценность подобного милосердия трудно переоценить. Особую заботу о детях-сиротах постоянно проявляет директор ТОО «Тлеп» Сапар Искаков, который подарил детской деревне в Астане два полностью оборудованных семейных дома. Одним из жизненных приоритетов акима Карагандинской области Нурлана Нигматулина всегда был простой, но очень гуманный подход: «Спасая одну жизнь, спасаешь весь мир...» Аким взял персональное шефство над областным детским домом «Тан-Шолпан». Директор ТОО «Крендель» Зинаида Пархоменко регулярно снабжает детишек из детских домов Павлодара свежими булочками.

Интересен опыт стран Западной Европы, США, Канады и ряда других государств, которые прошли путь введения института замещающей семьи. В этом большую роль сыграли средства массовой информации, которые привлекли внимание тысяч людей к проблеме сиротства. И люди откликнулись, стали брать детей в свои семьи.

Считаю, что у нас тоже назрела необходимость перестройки существующей системы устройства детей-сирот путем внедрения новых форм семейного воспитания. Не думаю, что казахстанцы менее благожелательно относятся к судьбам детей-сирот, чем жители других стран. Работа в этом направлении уже проводится. Для развития новых форм семейного воспитания Правительством РК принято постановление от 11 марта 2004 года № 306 «Об утверждении Правил выплаты денежных средств на содержание ребенка (детей), переданного патронатным воспитателям».

Сегодня в патронатных семьях живут около двух тысяч детей. По сравнению с детскими домами и интернатными учреждениями у патроната есть серьезные преимущества. Главное — сохраняется семейное окружение, ребенок получает полноценный уход, заботу и внимание, что обеспечивает его подготовку к самостоятельной жизни через приобретение опыта проживания в семье. Подобная форма позволяет реально планировать дальнейшую судьбу многих детей, лишенных родительского попечения, которые могут быть впоследствии усыновлены патронатными воспитателями.

Однако и здесь есть некоторые проблемы. Так, немалую группу патронатных воспитателей составляют одинокие или разведенные женщины, что не в полной мере позволяет детям познать гендерные модели поведения в семье. Кроме того, случается, что патронатные воспитатели не вполне осознанно идут на этот поступок. Это говорит о том, что и детей, и взрослых надо готовить к жизни в новой ситуации. Поэтому министерством в прошлом году было принято решение о проведении в городе Алматы экспериментальной работы по созданию так называемых школ приемных родителей.

Совсем недавно, в мае 2007 года, в Комитете ООН по правам ребенка в городе Женеве при представлении Казахстаном Второго и Третьего периодического отчета о положении детей в республике состоялся конструктивный разговор о дальнейшем развитии альтернативных форм семейного воспитания. И в положительном ключе были отмечены наша инициатива о создании специальной программы «Школа приемных родителей», а также введение в республике института патронатного воспитания.

Понятно, что эффективная политика в интересах детей должна основываться на точном знании настоящего положения дел, потребностей подрастающего поколения. В то же время очевидно, что выполнение государством принятых международно-правовых обязательств не может быть обеспечено без создания постоянно действующих независимых механизмов защиты прав детей. Следует признать, что пока мы еще не можем удовлетворить полностью потребность населения в дошкольных организациях, охватить специальным обучением всех ребятишек с ограниченными возможностями, сохранить и улучшить детское здоровье, снизить число сирот. Для решения этих вопросов еще предстоит многое сделать. Уверен, что при неравнодушном отношении взрослых к детям — будущему нашей страны — все проблемы вполне разрешимы.

Жансеит ТУЙМЕБАЕВ,

министр образования и науки Республики Казахстан


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии