Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Эффективный механизм для шага вперед

Фото : 28 декабря 2007, 10:01

Развитие инфраструктуры, в особенности электроэнергетической, транспортной и жилищно-коммунальной, определено приоритетом в стратегической политике Правительства. Такие проекты требуют немалых инвестиций. Поэтому решено привлечь к ним частные инвестиции через механизмы государственно-частного партнерства.

Такая практика показала эффективность во многих развитых странах, в первую очередь в Великобритании, Канаде, Малайзии. С одной стороны, это позволяет «разгрузить» бюджет страны, с другой — повысить активность частного сектора. Причем более половины инвестиций в развитие инфраструктуры может покрыть бизнес.

ГЧП — партнерство между государственной властью и предприятиями-инвесторами для разработки, планирования, финансирования, строительства и эксплуатации проектов инфраструктур, обычно предлагаемых путем традиционных механизмов, таких как государственный рынок услуг. Но механизм означает не только вовлечение частного сектора для финансирования инвестпроектов на основе доходов, полученных от их эксплуатации, а также привлечение знаний и опыта управления частного сектора для реализации и эксплуатации государственных проектов более эффективным способом в течение всего указанного срока.

Один из возможных видов ГЧП — институт концессии, который у нас не был до настоящего времени достаточно развит. На основании передового международного опыта и рекомендаций Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития по реализации концессионных проектов в прошлом году был разработан и принят Закон РК «О концессиях». Он способствует привлечению частного сектора к реализации значимых проектов посредством принципов гласности и прозрачности деятельности, обеспечения сбалансированности интересов и рисков концедента и концессионера, а также посредством предоставления государственных гарантий по займам, привлекаемым для финансирования концессионных проектов и поручительства государства по инфраструктурным облигациям в рамках договоров концессии.

До принятия закона концессионные контракты в основном были заключены в области природных ресурсов, нефтегазовых месторождений, минеральных ресурсов и залежей. Они были не типичны для секторов инфраструктуры. Варианты, которые сегодня рассматривает Правительство, варьируются от долгосрочных договоров концессии по существующим услугам, контрактов по типу «строительство — эксплуатация — передача» для вновь создаваемых предприятий или строительства новых проектов и контрактов на управление, техническое обслуживание существующих объектов. Так, утвержден перечень объектов, предлагаемых к передаче в концессию на 2007—2009 годы. В него вошли проекты в области автомобильного, железнодорожного транспорта и энергетики. Уже проведена огромная работа, и по некоторым из них определены концессионеры, в частности по объектам строительства «Железнодорожный участок Мангышлак — Баутино», «Железнодорожный участок Ералиево — Курык» и «Электрификация железнодорожного участка Макат — Кандыагаш».

Вместе с тем Правительство разработало проект постановления «Об утверждении перечня объектов, предлагаемых к передаче в концессию на среднесрочный период (на 2008—2010 годы)». В него вошли три объекта в области автомобильного транспорта, столько же — железнодорожного транспорта, шесть — энергетики, три — строительства и реконструкции международных аэропортов в ряде регионов страны. Их общая стоимость — около 4,4 миллиарда долларов.

Для более эффективного применения института концессии и привлечения крупных инвесторов в транспортную инфраструктуру разрабатывается проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О концессиях». Документ предусматривает компенсацию затрат концессионера при установлении социально приемлемой цены на его услуги в период эксплуатации объекта. Необходимо отметить, что планируется создание специализированной организации по вопросам концессии. Она должна будет определить участие и организацию проведения экспертизы инвестпроектов, предлагаемых к реализации в рамках концессии, консультаций по вопросам пригодности концессионного проекта, разработку структуры финансирования и рисков, подготовку конкурсной документации, составление технического задания для консультантов по вопросам хозяйственной деятельности. Очевидно, что институт концессии получил довольно широкое развитие в стране, а результаты его мы сможем ощутить в ближайшее время.

Арман Шаккалиев,

директор департамента политики

управления государственными активами МЭБП


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии