Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

«Индустриально-инновационная политика - новые акценты». Гость программы «Бетпе бет» - Мейрам Пшембаев - депутат Мажилиса Парламента РК

Фото : 28 декабря 2007, 10:56

Гость: Мейрам Пшембаев - депутат Мажилиса Парламента РК.

Тема: «Индустриально-инновационная политика - новые акценты».

Журналист: Данил Москаленко. Ведущий:

Добрый вечер, на канале «Хабар» программа «Бетпе бет». В студии работает Данил Москаленко, хочу сразу представить своего собеседника, это Мейрам Пшембаев - депутат Мажилиса Парламента РК. Спасибо, что пришли к нам в студию. Тема интересная, актуальная, и я надеюсь, вам есть что сказать. Сегодня в Мажилисе состоялся правительственный час. И депутатам были предоставлены промежуточные итоги реализации стратегии индустриально-инновационного развития. Вот какая поддержка со стороны государства нужна для отечественных предприятий, работающих в обрабатывающем секторе, что необходимо для развития экспертоориентировочных производств, которые сегодня будут формировать отечественный конкурентный продукт. Если у вас есть вопросы - звоните и пишите, у нас два формата связи, они постоянны. Я понимаю так, что министр Оразбаков дал вам понять, как наша экономика развивается, и самое главное мне хочется у вас спросить: та главная цель, которая поставлена в этой стратегии, т.е. уйти от целевого вектора - насколько она выполнима? То есть мы уверенно шагаем или у нас есть большие проблемы?

Гость:

В этом направлении успехи определенные есть. Об этом сегодня в парламенте доложил министр индустрии и торговли. Глава государства буквально недавно где-то недели полторы назад в Павлодаре запустил, завод «Казахстан алюминий», который будет выпускать металический алюминий. Это впервые в Казахстне. Есть еще вторая очередь, это алюминивые фольги, другие составляющие детали из аллюминия. То есть дальнейшей глубокой переработки аллюминия.

Ведущий:

Если позволите, вот несколько цифр: статистика за десять месяцев - объем промышленного производства составил у нас более 6 трилионов тенге, на 4,5 процента больше, чем в прошлом году, это хорошо, но у нас как отмечают депутаты, ваши коллеги, в течение двух последних лет - 2005-2006 годы - струкрура производства состоит из горнодобывающей промышленности. Под 80% это все у нас нефть, руда и т.д. а доля обрабатывающей промышленности 36,1%.

Гость:

К сожалению, эти цефры сами за себя говорят, с этим я тоже соглашусь. Перед нами стоит серьезная задача по диверсификации экономики - переход от целевой направленности, цель стратегии инновационного развития которую поставил перед правительством глава государства, как раз будет заключаться в том, что развитие обрабатывающего сектора выпуска высокотехнологического продукта, который будет восстребован не только в Казахстане но и в мировой экономике. К этому она стремится, сегодня к сожалению есть еще моменты, нельзя сказать, что мы достигли определенных успехов.

Ведущий:

Вот экспортоориентированный продукт вы сказали. На деле как обеспечить условия для формирования этого продукта в массовом количестве, чтобы у нас наконец - то вот эта составляющая в нашем экспорте, то есть это всего 5%, если я не ошибаюсь. Она постепенно увеличивалась с таким же темпом, как растет у нас ВВП, даже больше.

Гость:

Стратегия индустриально-инновационного развития нам дальше дает двигаться, я думаю, в этом большую роль сыграет программа «30 корпоративных лидеров», которакя тоже стартовала в этом году, как раз все это предполагало строительство новых заводов в Казахстане. Я только привел один факт по Павлодарскому аллюминиевому заводу. Также в Павлодаре в это же время введен в строй завод по производству нефтяных труб бесшовных. Стоимость проекта, если я не ошибаюсь, около 800 млн. долларов. Она восстребована у нас и в соседних странах. В Повлодаре тот же завод по сборке тракторов НТЗ. Теперь производство азотных удобрений. Инвестиции, направленные в обрабатывающие отрасли, по сравнению с прошлым годом в этом году снизились на один процент. Мы сегодня как раз в парламенте разбирались с этим вопросом и министр докладывал и мы хотели разобраться, почему это произошло.

Ведущий:

Мейрам Кудайбергенович, давайте на примере машиностроения эту проблему обсудим, потому что я знаю, что вы до сих пор являетесь лидером Союза машиностроения Казахстана. Вот отрасль эта тоже часть нашей обрабатывающей отрасли машиностроения, в каком она сейчас положении, что необходимо, чтобы обеспечить серьезный старт для развития, какие проблемы сегодня она переживает?

Гость:

Машиностроение является фундаментом промышленности любого государства и развития возможно только при постоянной поддержке правительства. К сожалению, сегодня машиностроение в Казахстане находится в таком состоянии. Я немножко отклоню историю в советское время, машиностроение в Казахстане занимало две с половиной тысячи предприятий. Сегодня по данным Госстата, 860 предприятий, реально действующих чуть больше 300. Реальную продукцию выпускают еще меньше, я думаю, где-то одну третью часть. Почему она не движется? Прежде всего то, что она в общем объеме промышленного производства занимает 3%, это тоже говорит само за себя. Если привести примеры с европейскими развитыми странами - та же Швеция, Германия - машиностроение там занимает в общем объеме промышленного производства от 46 до 52%, а в России до 30%, Китай сегодня достиг 25%.

Ведущий:

Давайте послушаем нашего телезрителя. Представьтесь.

Телезритель:

Я звоню из Алматы, Жусупбекова Дина. У меня вопрос такой: долгие годы я занимаюсь энергоресурсным сбережением. Очень интересные предложения были, которые были предьявлены без промышленных условий. Технология очень перспективная и нужная нашей стране. Свои предложения я передала Кайрату Келимбетову, который обещал рассмотреть. Но к сожалению вот эти эксперты, можно сказать, недостаточно осведомленны по этим вопросам. Какие мероприятия конкретные производятся по внедрению энергоресурсов, сберегающих технологий у нас в Казахстане?

Гость:

Это скорее всего энергетика наверное. Я думаю, этот вопрос относится к министерству энергетики, но я могу сказать, что буквально на днях в парламенте мы провели круглый стол по перспективе развития энергетики. Кстати, у нас в ближайшие 5 лет будет дефицит электроэнергии. И одним из способов обеспечить электричество, не вводя серьезно больших мощностей, хотя планируется строительство атомных электростанций, тепловых электростанций. Как раз и поднимался вопрос сбережения электроэнергии. Потеря составляет по данным энергетики от 30 до 40% электроэнергии. Я не знаю, почему так произошло. Но хотел бы, если действительно Дина Акаевна имеет такое «ноу хау», пусть она оставит телефон в редакции, и мы ей позвоним. Сегодня одно из проблем машиностроения - это устаревшие основные фонды. Машиностроение можно развить, и оно будет выпускать достаточно конкурентоспособную продукцию только в том случае, если мы модернизируем основные фонды, введем новые технологии и в том числе ресурсосберегающие. Большинство предприятий машиностроения это 70-80 годы.

Ведущий:

Проблема понятна. Давайте поговорим о путях выхода из сложившийся ситуации. Это кредиты, которые должен брать предприниматель, их сейчас не хватает, банки не дают денег, потому что ситуация сложная, или государство здесь должно активно участвовать.

Гость:

В частности по поддержке машиностроения мы буквально недавно обратились к премьер-министру и сказали, если до этого будет программы, кластеры они составляет ежегодно. Серьезные эффекты они не дают. В этом году прежде всего земельные участки, которые находятся под машиностроением, передать безвозмездно, это собственность.

Ведущий:

У меня впечатление, что просто правительство забыло про этот вопрос.

Гость:

Я бы не сказал. Но скажу, что достаточно внимания до сегодняшнего дня на развитие машиностроения не было у нас. Я думаю, что с будущего года наконец - то мы возьмемся за машиностроение и реально поддержим эту отрасль для того, чтобы она развивала промышленность нашей страны.

Ведущий:

Я вам предлагаю послушать мнение Галыма Оразбакова, он говорит об инновационной составляющей.

Точка зрения: Галым Оразбаков - министр индустрии и торговли РК:

«Одним из основных направлений в реализации стратегии рассматривается развитие и внедрение механизмов трансферта технологий, как отечественных так и иностранных. Поэтому мы можем и должны оказывать поддержку предприятиям в приобретении и разработке технологий, лицензий и конструкторской документации, патентов. А предприятия будут вкладывать средства в ее внедрение. Это практика широко используется в мире, называется государственно- частное партнерство. Уже профинансированы предприятия в сфере машиностроения, приборостроения, химпром, фармацевтик и горно-металлургического комплекса.

Ведущий:

Что вы можете добавить?

Гость:

Я полностью соглашусь с министром, потому что транспортная технология - это мировая практика, и ввоз технологий, внедрение новых производств Казахстану тоже надо. Я знаю один пример, это Петропавловский завод тяжелого машиностроения, который входит в систему предприятия инжиниринга. Очень удачно там освоено производство буровых установок. Насколько мне известно, национальная компания «КазМунайГаз» достаточно обеспечена блогодаря продукции этого завода. Сегодня завод успешно продает свои буровые установки российским компаниям, таким, как «Руснефть», «Лукойл» и т.д. И по трансферу сельхозмашиностроения я могу привести пример - известная компания «Агромаш Холдинг» в Костанайской области, там сегодня происходит сбор российских тракторов. Вот недавно компания в Аргентине купила лицензию производства аргентинских комбайнов, очень прочных и надежных. Сейчас практически решения принято, и со следующего года «Агромаш Холдинг» планирует производство этих комбайнов.

Ведущий:

Давайте послушаем нашего телезрителя, есть у нас звонок.

Телезритель:

Меня зовут Марат. У меня такой вопрос: сегодня также на правительственном часе был поднят вопрос о создании новых экономических зон. У меня вопрос: экономическая зона Бурабая должна сократить стоимость объектов возводимых? Будут ли контролироваться свободные экономические зоны?

Гость:

Логично. В Казахстане у нас сегодня действует 4 свободных экономических зоны: «Морской порт Актау», предприятие «Оңтүстік», «Парк информационных технологий» под Алматы и четвертый в Костанайской области «Тобол». Планируется построить еще четыре свободные экономические зоны в нашей стране в будущем году. Прежде всего свободные экономические зоны в мировой практике являются точкой роста и точкой подъема экономики. Можно привести Азиатские зоны, можно привести Азиатские страны, можно привести Китай. То же самое планируются свободно-экономические зоны «Достык», «Хоргос» «Азинти» и «Бурабай». Если есть какие-то недочеты в хозяйственной деятельности, я скажу - свободная экономическая зона предполагает полное освобождение от налогов, т.е. если вводятся инвестиции в эту зону, строится завод, естественно, чтобы он заработал, и я купил себе. И для этого нужна поддержка государственная. Государство таким образом стимулирует развитие высокотехнологических производств, трансферт -технологии.

Ведущий:

Вы всерьез полагаете как доктор экономических наук, что у нас через 2-3 года получится такое же чудо света, как Шанхай?

Гость:

Я не думаю, что через 2-3 года это произойдет, для этого нужно время. Кстати, в Китае реформы идут уже с 70-х годов. Мы всего лишь 16 лет.

Ведущий:

Интересный вопрос. «Со следующего года в Казахстане начнут строить грузовые вагоны, об этом сегодня сообщил Галым Оразбаков - в Петропавловске, в Екибастузе, Аральске и в Актюбинской области. Не слишком ли много и насколько это реальные планы?»

Гость:

Я сегодня тоже в парламенте слышал, что в Екибастузе будет строиться на базе «Тамана ТЭК», в Аральске и в Актюбинской области. Я подумал, что надо посмотреть: а не много ли? Будущее покажет.

Ведущий:

К сожалению, у нас время вышло. Довольно интересная беседа у нас получилась. В студии у нас был Мейрам Пшембаев - депутат Мажилиса Парламента РК. Спасибо, что ответили на вопросы мои и наших телезрителей. Я напомню, что мы сегодня говорили об индустриально-инновационном развитии Казахстана, о смене вектора. До встречи завтра.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии