Доклад Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан
по проекту Закона РК
«О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения»

(Астана, 27 декабря 2007 года)

 

Представленный на рассмотрение проект Закона разработан в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан «Новый Казахстан в новом мире» и направлен на улучшение налогового законодательства в части совершенствования налогов, связанных с дорогостоящей недвижимостью, ограничивающих внешнее заимствование, упорядочения, систематизации административных процедур, а также уточнения отдельных норм налогового законодательства. Эти изменения будут способствовать минимизации коррупциогенности.

В связи с осуществлением законодательно закрепленного разграничения функций между государственными органами, а также однозначного толкования предлагается ввести понятие - налоговая политика. При этом предлагается закрепить, что налоги и другие обязательные платежи в бюджет устанавливаются, вводятся, изменяются или отменяются в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом, при наличии положительного заключения уполномоченного органа по формированию налоговой политики.

В соответствии с поручением Президента Республики Казахстан, данного на совещании от 12 апреля 2007 года, а также в целях реализации начального этапа переноса основной роли в формировании налоговых доходов с юридических на физических лиц, а также более полного налогообложения имущества состоятельной части населения предлагается увеличить ставки налога на имущество на дорогостоящую недвижимость. Предлагается сохранить ставки налога на объекты недвижимости с оценочной стоимостью до 30 млн. тенге, увеличив ставки на объекты стоимостью более 30 млн. тенге с 0,5 до 1 процента и на имущество стоимостью свыше 50 млн. тенге до 2 процентов. Это также позволит увеличить доходы местных бюджетов на 1 млрд. тенге.

Для ограничения спекулятивной активности на рынке недвижимости предлагается увеличить период с 1 до 3 лет, в течение которого прирост стоимости, образуемый при реализации жилья, облагается индивидуальным подоходным налогом (ставка 10%). Данная норма не будет распространяться на жилье, которое является местом проживания собственника. При этом предлагается освободить от налогообложения доходы от прироста стоимости при реализации недвижимого имущества, находящегося на праве собственности три и более лет и не используемого в предпринимательской деятельности, или жилья, являющегося местом регистрации места жительства собственника.

Предлагается уточнить, что местом нахождения недвижимого имущества признается место государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Также предлагается признавать местом реализации работ, услуг место предпринимательской или любой другой деятельности покупателя дизайнерских и маркетинговых услуг, услуг по предоставлению информации. Параллельно предлагается определить для целей налогообложения понятия дизайнерских, консультационных и маркетинговых услуг.

В целях повышения эффективности действия норм Налогового кодекса, направленных на ограничение внешнего заимствования корпоративного сектора, предлагается изменить порядок отнесения на вычеты вознаграждений по кредитам, займам. Предлагается распространить ограничения только на операции между взаимозависимыми и взаимосвязанными сторонами вместо действующей нормы - только на нерезидентов. Это позволит повысить эффективность механизма левереджа, учитывая, что большая часть внешней задолженности корпоративного сектора имеется перед взаимосвязанными, взаимозависимыми организациями.

В целях упрощения субъектам малого бизнеса, предлагается предоставить им возможность применения специального налогового режима (СНР) на основе упрощенной декларации налогоплательщиками, осуществляющими деятельность в разных селах в пределах одного района. При этом вносится дополнение, в соответствии с которым СНР на основе упрощенной декларации не вправе применять некоммерческие организации и организации, осуществляющие деятельность в социальной сфере, поскольку они имеют свои льготные режимы.

Проектом предлагается изменить порядок налогообложения доходов нерезидентов, переложив обязательство по исчислению, удержанию и перечислению налога на налогового агента с целью повышения эффективности и упрощения администрирования налогообложения прироста стоимости при реализации ценных бумаг и долей участия.

Вносятся изменения, направленные на сокращение перечня документов, представляемых нерезидентом при подаче в налоговый орган заявления на применение положений Налоговых конвенций и расширение перечня доходов нерезидентов, подпадающих под упрощенный порядок администрирования Налоговых конвенций. Уточняется понятие «связанных контрактов», используемых при администрировании Налоговых конвенций и внутреннего налогового законодательства.

Предлагаются нормы, в соответствии с которыми вознаграждение, выплачиваемое за кредиты, привлеченные на строительство, а также кредиты, полученные на иные цели, но фактически используемые на строительство, включаются в стоимость объекта строительства, вне зависимости от того, предназначен ли данный объект для продажи (т.е. учитываемый в качестве товарно-материального запаса), или строится для собственных нужд. При этом уточняется период, в течение которого данное вознаграждение подлежит отнесению на увеличение стоимости строящегося объекта. Данные нормы предлагаются в связи с тем, что налогоплательщики применяют альтернативные методы учета в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, в целях налогообложения необходим единообразный подход к выплачиваемым вознаграждениям по кредитам (займам), используемым на строительство.

Законопроектом вносятся значительные изменения, касающиеся совершенствования налогового администрирования, предусмотрен комплекс норм, направленных как на упрощение налоговых процедур так и на усиление налоговой дисциплины и устранение двоякого толкования норм налогового законодательства.

Для удобства учтено, что при наличии излишне уплаченных сумм пени, и при представлении заявления на зачет в счет погашения налоговой задолженности по другим налогам и платам, такой зачет не проводится в связи с отсутствием соответствующей нормы. В связи с чем, предлагается проведение зачета излишне уплаченных сумм пени, взимаемых таможенными органами, в счет погашения налоговой задолженности в счет погашения налоговой задолженности и в счет предстоящих платежей по другим видам налогов и (или) плат.

Также, в целях установления единообразных сроков уплаты налогов, упрощения налоговых процедур увеличен срок внесения авансовых платежей по КПН на 5 дней (с 20 до 25 числа текущего месяца).

В целях упрощения для налогоплательщиков налоговых процедур, связанных с исполнением обязательств по НДС, а также установления единообразных сроков уплаты налогов проектом предлагается установить единый налоговый период по НДС - квартал. Кроме того, продлевается срок уплаты НДС на 5 дней (с 20 до 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом). Предоставляется право на возврат НДС также путем зачета НДС в счет погашения задолженности по платам. Вносятся изменения, в соответствии с которыми одновременно с декларацией представляются реестры счетов-фактур по приобретенным и реализованным в течение налогового периода.

В целях исключения возможности внесения налогоплательщиком изменений и дополнений в налоговую отчетность в период рассмотрения жалобы на результаты налоговой проверки, которые могут повлиять на ее результаты, вносятся дополнения, в соответствии с которыми не допускается внесение налогоплательщиком изменений и дополнений в налоговую отчетность обжалуемого налогового периода - в течение срока обжалования результатов налоговой проверки и в период рассмотрения жалобы.

Вносится дополнение, в соответствии с которым налогоплательщик сможет применить инвестиционные налоговые преференции при условии наличия права собственности на вводимые в эксплуатацию в рамках инвестиционного контракта фиксированные активы. При этом уточняется, что начало действия преференций не может быть ранее возникновения права собственности на фиксированные активы. Действие преференций начинается в сроки, установленные Налоговым кодексом, но не ранее даты, определенной контрактом.

В целях контроля и администрирования лиц, осуществляющих деятельность на рынках, предлагается обязать администрации рынков представлять соответствующие сведения по указанным лицам в налоговые органы.

Уточняется порядок применения минимальной заработной платы в случаях получения пенсионных выплат из нескольких накопительных пенсионных фондов, выезда на постоянное место жительства, наследования пенсионных накоплений.

Для повышения оперативности работы налоговых органов по противодействию деятельности лжепредприятий и пресечению заключения налогоплательщиками сделок с указанной категорией недобросовестных налогоплательщиков вносятся дополнения, предусматривающие возможность проведения налоговыми органами тематических проверок по вопросам определения налоговых обязательств по взаиморасчетам с налогоплательщиками, признанными судом лжепредприятиями.

Внесены поправки в части конкретизации определения налоговой экспертизы контрактов на недропользование. Также определено, что в случае внесения изменений в ранее заключенные контракты, измененные налоговые режимы должны быть приняты до 1 октября текущего года и вступать в действие с 1 января следующего года, с целью недопущения потерь доходов бюджета.

В законопроекте учтены замечания Генеральной прокуратуры Республики Казахстан в части обложения НДС оборота земли.            Согласно пункту 2 статьи 226 Налогового кодекса Республики Казахстан предоставление права владения и (или) пользования, и (или) распоряжения земельным участком и (или) аренда земельного участка, в том числе субаренда, освобождаются от НДС, за исключением платы за предоставление земельного участка для парковки или хранения автомобилей, а также иных транспортных средств.

Пункт 2 статьи 226 Налогового кодекса на государственном языке изложен в следующей редакции: «Жер учаскесiн иелену жјне (немесе) пайдалану жјне (немесе) оєан билiк ету ќўќыєын беру жјне (немесе) жер учаскесiн жалєа, оныѕ iшiнде ќосалќы жалєа беру, жер учаскесiн автомобильдердi, сондай-аќ ґзге де кґлiк ќўралдарын ќою немесе саќтау їшiн беру аќысын ќоспаєанда, ќосылєан ќўн салыєынан босатылады».

Следовательно, в пункте 2 статьи 226 Налогового кодекса на государственном языке используется слово «Передача» («Беру»), а не «Предоставление» («Табыстау»), как на русском языке.

В случае если несоответствие текстов на казахском и русском языках искажает концептуальное содержание правовой нормы и делает невозможным ее однозначное понимание, такая норма, исходя и пункта 2 статьи 7 Основного закона, может быть признана в установленном порядке несоответствующей Конституции Республики Казахстан.

С целью исключения коллизий (так как данная норма была введена с 2003 года с целью освобождения оборотов от НДС гражданско-правовых сделок, связанных с землей) и различных толкований нормы пункта 2 статьи 226 Налогового кодекса, в русском варианте слово «Предоставление» заменяется словом «Передача», в редакции на государственном языке внесение изменений не требуется.

Для восполнения пробела в налоговом законодательстве в Проекте предложено изменение в пункт 2 статьи 226 распространить на отношения, возникшие с 1 января 2003 года.

Для систематизации налогового администрирования также вносятся изменения в другие законодательства, в частности, в Закон Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» в части разграничения компетенции государственных органов, осуществляющих государственное регулирование производства и оборота нефтепродуктов, а также усиления контроля за оборотами. Внесены изменения в Закон Республики Казахстан «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий», с целью ужесточения требований к производителям табачных изделий.

В связи с вышеизложенным, представленный проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения» вносится на ваше рассмотрение.

28 декабря 2007, 13:15
Источник, интернет-ресурс: Султанов Б.Т.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript