Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

На прочном базисе конструкция крепка

Фото : 29 декабря 2007, 11:12

Финансовый сектор, как ни один другой сегмент рынка, очень чувствителен к различным изменениям, происходящим в мировой экономике. Казахстан не испытывал серьезных финансовых потрясений, поэтому опыт борьбы с этим явлением приходится нарабатывать на «марше». В связи с этим целесообразно проанализировать влияние кризисных явлений мировой экономики на развитие отечественного финансового сектора.

Кредит как причина роста активов

Первые признаки нестабильности на международных финансовых рынках проявились летом уходящего года и были вызваны кризисом ипотечного кредитования в США. Дело в том, что в 2000—2003 годы в США стремительно росли объемы выдаваемых населению ипотечных кредитов в условиях низких процентных ставок. Кредиты могли получить даже люди с низким уровнем дохода без первоначального взноса и справки о доходах. В результате доля сектора кредитования в США для заемщиков с низким уровнем дохода достигла десяти процентов всего американского ипотечного рынка. Рост объемов ипотеки спровоцировал рост цен на жилье. Только за 2005 год рыночная стоимость активов населения выросла на 3,2 триллиона долларов. Доход американцев поднялся в основном за счет перепродажи недвижимости. В связи с перенасыщением экономики США дешевыми деньгами Федеральная резервная система с 2004 по 2006 год повышала ставки рефинансирования. Удорожание денег привело к снижению платежеспособного спроса населения что вызвало в свою очередь, падение цен на жилье. С 2006 года у населения США начались проблемы с возвратом кредитов. В сложное финансовое положение попали ипотечные компании. За последние 18 месяцев разорилось 25 процентов операторов на рынке вторичной ипотеки.

Поскольку вздорожали денежные ресурсы на мировом финансовом рынке, аналогичные проблемы возникли и в европейских финансовых институтах. Аналитики Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) пришли к выводу, что рост мировой экономики может замедлиться из-за кризиса ипотеки в США. Кризис в США спровоцировал мировой кризис ликвидности (залоговое имущество стало стоить меньше, следовательно, часть кредитов осталась без покрытия). Центральные банки ведущих стран мира стали предоставлять краткосрочные кредиты участникам финансовой системы, чтобы сбить резко возросшие процентные ставки. В сентябре 2007 года ФРС США приняла решение о снижении ставки рефинансирования с 5,25 процента до 4,75 процента. Однако, по мнению экспертов, снижение ставки ненадолго смягчит кризис на финансовых рынках. Произойдет ли углубление кризиса в США или ситуация стабилизируется, зависит не только от ставки ФРС США, но и от финансовых результатов деятельности крупнейших западных банков и фондов за III и IV кварталы текущего года. Эти данные помогут оценить, насколько сильно проблемы, вызванные ухудшением рынка ипотечного кредитования США, проникли в мировую финансовую систему. Казахстанским финансовым аналитикам предстоит исследовать эти явления, чтобы быть готовыми к различным вызовам.

Устойчивость отечественной системы

Сила любого государства, способность противостоять внешним кризисам проистекают из его экономической и в значительной мере финансовой мощи, умения своевременно реагировать, грамотно используя имеющиеся в распоряжении финансовые и денежно-кредитные инструменты регулирования экономики. Считаю, что сегодня Казахстан обладает достаточным запасом финансовой прочности, чтобы противостоять кризисным явлениям, происходящим в мировой экономике. Наша экономика — одна из наиболее динамично развивающихся. В мире не так много стран, которые демонстрируют ежегодный прирост ВВП в девять-десять процентов.

В стране накоплены громадные финансовые ресурсы. В частности, в республиканском бюджете свыше двух триллионов тенге; в местных бюджетах — свыше триллиона тенге. Пенсионные накопления вкладчиков превышают 1,1 триллиона тенге; сумма вкладов населения в банках второго уровня — свыше триллиона тенге; доходы нацкомпаний превышают 800 миллиардов тенге. Международные резервы страны, включая средства Национального фонда, весомы и превышают сорок миллиардов долларов.

Устойчивость отечественной экономики обеспечивается и тем, что за прошедшее десятилетие ВВП страны увеличился с 22 миллиардов долларов до 100 миллиардов долларов, почти в пять раз. ВВП на душу населения вырос за этот период в 3,7 раза и в истекающем году приблизится к семи тысячам долларов, сравнявшись с показателями ряда государств Центральной и Восточной Европы. Объем прямых иностранных инвестиций, привлеченных в отечественную экономику, превысил 70 миллиардов долларов (это 80 процентов от всех инвестиций, привлеченных в Центральную Азию).

Основным источником финансирования бизнеса в стране является банковский сектор, поскольку фондовый рынок в стране практически не развит. В свою очередь, банки второго уровня формируют свои ресурсы за счет депозитов и заемных средств. За последние пять лет казахстанским банкам удалось увеличить объемы привлекаемых депозитов в семь раз, с 446 миллиардов тенге в 2001 году до 3115,2 миллиарда тенге в 2006 году. Их доля к ВВП страны возросла с 13,6 процента до 35,7 процента. Ключевой характеристикой казахстанских банков является использование различных источников финансирования: еврооблигаций, заимствований на отечественном рынке и синдицированных займов.

Анализ показал, что в среднем восемь крупнейших казахстанских банков, совместно контролирующих почти 90 процентов всего объема банковских активов, 44 процента активов финансируют за счет заимствований, из них 27 процентов — за счет выпуска долговых ценных бумаг и 17 процентов за счет заимствований у иностранных банков. Последнее не могло не отразиться на деятельности некоторых банков второго уровня, они в определенной степени испытали на себе кризис краткосрочной ликвидности в августе уходящего года. В условиях проблем с текущей ликвидностью в то время наибольшую угрозу для банков представлял отток депозитов и, в первую очередь, вкладов населения. Но, к счастью, этого не произошло, что является бесспорным доказательством устойчивости банковской системы нашей страны. По информации, опубликованной на сайте АФН, на начало августа 2007 года совокупные активы банков второго уровня росли высокими темпами и превышали 11 триллионов тенге, в том числе займов свыше восьми триллионов.

Рекордные показатели банковской системы Казахстана объясняются именно ростом ее совокупных активов, связанным с происходящими в республике институциональными реформами. Международные эксперты из «Ренессанс Капитал» (Renaissance Capital — ведущая инвестиционно-банковская и финансовая группа, работающая на финансовых рынках в России, Украине и других странах СНГ) отмечают, что из всех стран СНГ банковский рынок Казахстана является самым преобразованным и эффективно регулируемым.

Регуляторные меры

Еще в июле 2006 года Национальный банк РК и Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций приняли ряд мер по ограничению внешнего заимствования банками второго уровня. Увеличились резервные требования к валютным заимствованиям у банков-нерезидентов и к любым другим видам заимствования в форме долговых обязательств и субординированного долга. С октября 2006 года банки должны соблюдать минимальные требования по отношению номинальных валютных активов к номинальным валютным обязательствам по сроку погашения каждого.

Банкам второго уровня запрещено иметь неиспользованное внешнее краткосрочное финансирование (до одного года) выше стоимости своего собственного капитала. Принятые меры оказались правильными и очень своевременными, иначе последствия мирового финансового кризиса могли быть для казахстанских банков более глубокими. Одним из первых последствий кризиса на мировом рынке стало падение курсов акций казахстанских банков. Основная причина проблем — огромные внешние займы казахстанских банков и растущий разрыв торгового сальдо. Так, бум кредитования привел к росту внешнего долга казахстанских банков и компаний до 95 процентов к ВВП в 2006 году по сравнению с 70 процентов в 2005 году. При этом почти половина (из 91 миллиарда долларов 45,4 миллиарда — внешняя задолженность всех банков второго уровня). Надо признать, что Казахстан — единственная страна в СНГ, где банки за границей занимают весьма значительные суммы.

В связи с ухудшением условий внешних заимствований на мировых рынках капиталов казахстанские банки столкнулись с рисками рефинансирования внешних обязательств и с определенным дефицитом ликвидности. По оценкам Standart& Poors, в ближайшие 12 месяцев казахстанским банкам ежеквартально потребуется около трех миллиардов долларов для рефинансирования, причем 70 процентов рефинансируемых обязательств составят синдицированные займы. Банковская система Казахстана испытывает весьма значительные потребности во внешнем финансировании. По оценкам рейтинговых аналитиков, чистый внешний долг финансовой системы Казахстана вырос с 15 процентов по счету текущих операций на конец 2003 года до планируемых 58 процентов на конец 2007 года вследствие финансирования беспрецедентного роста кредитного бума в стране. Однако одним из положительных моментов является то, что банки диверсифицировали выпускаемые долговые обязательства по видам валют, виду, срокам погашения, по группам инвесторов, что обеспечивает им некоторую защиту от рисков. Кроме того, размещенные долговые обязательства имеют относительно длительные сроки обращения и в ближайшее время не создадут серьезных проблем, связанных с их погашением. Следует также иметь в виду и то, что объем ипотечных кредитов в Казахстане невелик и составляет всего лишь пять процентов к ВВП, по мировым меркам это не очень большая величина.

В целом происшедшую встряску всей финансовой системы нельзя назвать кризисом, поскольку ни один системообразующий банк Казахстана не заявил о серьезных трудностях или банкротствах.

Проведенный нами анализ показал, что банковский сектор на протяжении всего периода независимости развивался в целом поступательно и прогрессивно. Нынешняя ситуация может быть полезна банковской системе Казахстана, так как теперь она будет развиваться по более устойчивому сценарию.

Оперативная реакция Правительства

Важную роль в стабилизации ситуации на отечественном финансовом рынке должны сыграть оперативные меры Правительства по созданию финансового пула для поддержки банков второго уровня в размере четырех миллиардов долларов, изысканные в процессе уточнения республиканского бюджета на 2007 год. За счет этих средств предлагается увеличить объем выкупа прав требований у банков второго уровня по ипотечным кредитам через АО «Казахстанская ипотечная компания» (КИК) (20,5 миллиарда тенге). Кроме того, государственное финансирование в сумме 122 миллиардов тенге пойдет через институты развития (на возвратной основе). При этом АО «Фонд устойчивого развития «Казына» должно обеспечить адекватные кредитные ставки. В республиканском бюджете в 2008 году также предусматривается создание стабилизационного фонда в сумме 205 миллиардов тенге.

Вместе с тем проявляющаяся в последние годы тенденция ужесточения конкурентной борьбы в банковском секторе Казахстана диктует необходимость формирования новых подходов и выработки практических рекомендаций по выявлению проблем, связанных с финансовой устойчивостью коммерческих банков. Так, АФН разрабатывает перечень индикаторов ранней диагностики банковской нестабильности, включающий немалое число индикаторов, к которым относятся группы индикаторов рыночного риска, кредитного риска, риска ликвидности (источников финансирования), валютного риска и прочее. В ближайшее время агентство предполагает завершить работу по совершенствованию схемы оперативных действий при нарастании системных рисков на финансовом рынке, что будет способствовать выходу отечественной банковской системы на качественно новый уровень, обеспечивающий повышение ее надежности, устойчивости, характеризующийся расширением финансовых возможностей для обеспечения устойчивого развития казахстанской экономики.

За последние два года АФН проведена значительная работа по совершенствованию системы управления кредитным риском в банковской системе, ужесточены требования по классификации активов, условных обязательств и создания провизий против них, установлены критерии к методике оценки финансового состояния заемщика, введен отдельный порядок классификации ипотечных жилищных займов, выданных физическим лицам, и формирования провизий по ним, в том числе предусматривающий критерии к оценке финансового состояния заемщика по ипотечным жилищным займам, качества обеспечения по ипотечным жилищным займам, дополнительные условия к оценке недвижимости, в том числе давность ее проведения.

Ужесточение требований по классификации активов способствовало формированию казахстанскими банками объема провизий, адекватного принимаемым ими рискам. При этом банки при принятии решения о выдаче займов начинают смещать акцент с залогового обеспечения на финансовое состояние заемщиков, что является правильным подходом к оценке собственных рисков в складывающихся условиях. Кроме того, повышены требования к достаточности собственного капитала в отношении займов, связанных с недвижимостью, и потребительским кредитованием. Предусмотрено взвешивание ипотечных жилищных займов по степени риска в зависимости от отношения суммы предоставленного ипотечного жилищного займа к стоимости залога и предусмотрено взвешивание потребительских займов по степени риска в размере до 150 процентов.

Таким образом, предпринятые меры регуляторного характера позволят минимизировать потери отечественного банковского сектора, возникающие в результате коррекции на мировых рынках.

Национальным банком совместно с Правительством и АФН разраработан Меморандум по вопросам финансовой стабильности. Он направлен на организацию эффективной системы взаимодействия государственных органов, проведение скоординированной политики НБ, АФН и Правительства по регулированию рисков субъектов финансовых отношений и в конечном итоге призван способствовать обеспечению финансовой стабильности. Представляется, что комплексные меры, предпринятые Правительством и Парламентом РК, Нацбанком и АФН, во взаимосвязи дадут положительный эффект и обеспечат стабильное и поступательное развитие казахстанской экономики.

Активизировать фондовый рынок

Вместе с тем в условиях роста стоимости денег на международных рынках, когда банки испытывают определенные трудности в обеспечении экономики деньгами, еще большую актуальность приобретают вопросы активизации фондового рынка в целях привлечения инвестиций для ускоренной модернизации казахстанской экономики и вхождения страны в число 50 конкурентоспособных стран мира. Фондовый рынок, во-первых, позволит определить рыночную стоимость компаний, фирм, других субъектов рынка. Во-вторых, даст им возможность оперативно занимать временно свободные денежные средства у различных субъектов рынка: банков, пенсионных, инвестиционных, паевых, венчурных фондов, страховых организаций, национальных компаний, фирм, иностранных инвесторов, государства и населения для модернизации своего производства.

Задача ускоренного развития фондового рынка и необходимость создания в этих целях финансового центра в городе Алматы поставлена Главой государства в ноябре 2004 года. Сформировано Агентство по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы (РФЦА), которое провело значительную организационную и законотворческую работу в целях решения стратегической задачи по развитию рынка ценных бумаг и, в первую очередь, отечественного фондового рынка.

Пока таковой в стране не развит. Основные проблемы, сопровождающие его формирование, таковы. Во-первых, хозяйствующие субъекты слабо используют рыночные механизмы привлечения свободных финансовых ресурсов для своего развития, то есть возможности отечественного рынка ценных бумаг. В настоящее время реальный сектор экономики удовлетворяет свои потребности в финансовых ресурсах на развитие за счет собственных средств, кредитов банков второго уровня, заемных средств зарубежных инвесторов, а также прямых иностранных инвестиций. Кроме того, в последние годы для финансирования инвестпроектов используются средства республиканского бюджета через созданные национальные холдинги АО «Казына» и АО «Самрук» и входящих в них финансовых институтов развития.

Во-вторых, в республике не созданы эффективные рыночные механизмы и инструменты для перелива средств накопительных пенсионных фондов, страховых организаций, паевых инвестиционных и венчурных фондов в реальный сектор экономики. Активы пенсионных фондов и страховых организаций используются в основном для финансирования банков второго уровня, а затем идут в реальный сектор экономики, то есть не происходит прямого перетока длинных денег на финансирование инвестиционных проектов в реальный сектор экономики.

В-третьих, рынок акций и облигаций практически не работает, предприятия не используют возможности фондового рынка для привлечения временно свободных денежных ресурсов как главного источника финансирования инвестиционных проектов. В-четвертых, существующий рынок акций и облигаций не отражает рыночную стоимость казахстанских компаний. В-пятых, национальные компании не продают свои акции и облигации на фондовом рынке населению Казахстана и другим субъектам рынка. Они предпочитают зарубежные фондовые рынки, поэтому дивиденды от этих компаний получают в основном иностранцы. В-шестых, население и предприниматели не являются участниками фондового рынка. Свои накопления они держат в основном на счетах в банках второго уровня или в недвижимости и не вкладывают их в акции или облигации нацкомпаний или других предприятий. Население слабо информировано о возможностях фондового рынка, не умеет работать на нем и приобретать акции и облигации высокодоходных компаний. В-седьмых, необходимо создать новые финансовые инструменты и благоприятные условия для выгодного вложения в реальный сектор экономики имеющихся в стране частных и государственных сбережений (накоплений), что позволит повысить конкурентоспособность национальной экономики. В-восьмых, отсутствие рыночного механизма перелива денег с финансового рынка в реальный сектор экономики становится тормозом развития экономики страны в целом.

Что может РФЦА

В связи с этим считаю, что РФЦА необходимо помогать казахстанским компаниям выходить на фондовый рынок: консультировать, стимулировать их стремление использовать площадку регионального финансового центра для привлечения средств.

Требуется также стимулировать население и предпринимателей для привлечения имеющихся у них свободных денежных средств на финансовый рынок. Надо предлагать новые финансовые инструменты для перетока «длинных» денег пенсионных, страховых, инвестиционных, венчурных фондов в реальный сектор экономики на реализацию инвестпроектов.

Можно увеличить лимиты инвестиций пенсионных фондов в акции компаний, включенных в официальный список организаторов торгов категории «А». При этом, например, в процессе приватизации предприятий «голубых фишек» определенную часть пакета размещать исключительно среди пенсионных фондов. Стимулировать создание в республике инвестиционных и венчурных фондов в целях развития коллективных форм инвестирования и активизации рынка акций. Рассмотреть возможность создания на организованном рынке площадки по торговле ценными бумагами ТОО для расширения инструментария для паевых инвестиционных фондов (ПИФов). Ускорить создание фондовой площадки для среднего бизнеса, инновационных компаний, венчурных фондов. Для развития рынка негосударственных ценных бумаг необходимо ускорить создание всей нормативно-правовой базы по секьюритизации активов, выпуску проектных и инфраструктурных облигаций для финансирования инвестиционных проектов, которые обеспечат повышение экономического потенциала республики.

Надо акции купить

Необходимо также пересмотреть отношение Правительства к участию национальных компаний, их дочерних организаций на организованном рынке ценных бумаг. Сегодня институты развития, национальные компании стали капитализироваться в значительной мере за счет республиканского бюджета. Продажа части акций акционерных обществ с участием государства миноритариям, их обращение на организованном рынке не отразится на управляемости государственных компаний, но позволит установить их рыночную стоимость. Участие национальных компаний, их дочерних организаций и институтов развития может быть на организованном рынке ценных бумаг не только по долговым, но и долевым инструментам. Кроме того, государство практически сегодня не использует возможности выдачи гарантий по инвестиционным проектам. Например, те объемы финансирования, которые выделяются на строительство метро в Алматы, позволят закончить строительство через... девять лет. Выдача бюджетных гарантий, возможно, также приведет к бюджетным расходам в течение этого периода, но строительство можно будет закончить в несколько раз быстрее.

Для активизации отечественного фондового рынка необходимо ввести налоговые преференции в части снижения ставки корпоративного подоходного налога на 30 процентов для организаций, входящих в листинг «А» KASE. Такая льгота была введена по тем компаниям, которые имеют сертификат ISO 9001. Именно столь радикальная мера заставит предприятия работать транспарентно и приведет к увеличению численности эмитентов на рынке ценных бумаг. А предлагаемые налоговые льготы позволят эмитентам компенсировать свои затраты при вхождении в листинг. Подобная практика существует в Чили и странах ЮВА.

Необходимо установить приоритеты размещения среди НПФ выпусков акций, облигаций и продажи части госпакетов национальных компаний, в том числе нефтегазодобывающих.

Следует предусмотреть возможность широкого и целевого участия НПФ в финансировании программы социального жилищного строительства. Активное участие длинных и относительно дешевых пенсионных денег в этом проекте позволит снизить стоимость жилья. Например, в Чили 60 процентов текущего жилищного строительства осуществляется как раз за счет пенсионных активов.

Создавать благоприятные условия для привлечения инвестиций крупных российских и других иностранных компаний в быстрорастущую экономику Казахстана.

Финансовый центр имеет хорошие перспективы для развития в области исламских финансов. Мировая исламская финансовая система охватывает 75 стран мира и обладает значительным капиталом, часть которого может быть привлечена в РФЦА.

Таким образом, финансовый центр обладает значительным потенциалом и может создать основу для расширения круга эмитентов, дальнейшего развития фондового рынка, экономики страны и региона в целом.

Нуриля КУЧУКОВА,

доктор экономических наук, профессор,

 советник председателя Мажилиса Парламента


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии