Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Бюджетные потери сокращая. Южный Казахстан значится в числе лидеров по росту инвестиций в строительство

Фото : 29 декабря 2007, 11:30

Южный Казахстан значится в числе лидеров по росту инвестиций в строительство. Следовательно, должны расти и налоговые поступления. Однако анализ показывает, что темп роста объема финансирования и уплаченных налогов далеко не адекватны.

К примеру, за десять месяцев объем финансирования строительной отрасли вырос на 181,6 процента, а темп роста поступления налогов от строительных организаций составил лишь 156 процентов. Это наводит на мысль о том, что ряд предприятий уклоняется от уплаты налогов. Приемов здесь много — от привлечения нелегальной рабочей силы, выдачи заработной платы в «конвертах» до завышения фактических затрат. Прежде чем сделать такой вывод, налоговыми органами был проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности 44 хозяйствующих субъектов негосударственного сектора, выигравших тендер на строительство бюджетных объектов. Первое, что бросается в глаза, — это строительство бюджетных объектов зачастую субподрядчиками. Так, в ходе проводимых налоговыми органами проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий были установлены факты, когда тендеры на строительство либо капитальный ремонт бюджетных объектов выигрывали предприятия, не имеющие на своем балансе специализированной техники и достаточного количества работников. Соответственно, за счет привлечения аренды дорогостоящей техники ими уплачивались в бюджет минимальные суммы налогов.

Дешевые, порой некачественные строительные материалы завозятся нелегально из Китая, из Узбекистана либо приобретаются на рынках без соответствующих документов. Логично, чтобы подтвердить затраты, предприятие оформляет липовые документы, которые попросту покупаются у лжепредприятий. Таким образом, завышаются затраты и снижаются налоги. Казна недополучает налоговые отчисления. Бюджетные потери исчисляются миллионами тенге, ведь суммы, подлежащие оплате, занижаются в среднем в десять раз.

Несет казна потери и за счет распространенной практики найма неквалифицированной дешевой рабочей силы, в основном из мигрантов ближнего зарубежья. Трудовые договоры с такими рабочими официально не оформляются. И если, согласно проектно-сметной документации, затраты на фонд оплаты труда по предприятиям, подавшим заявку на участие в тендере, предусмотрены от 15 до 25 процентов от оборота, то фактически в предприятиях, выигравших тендер, согласно представленным декларациям, данные затраты едва доходят до пяти процентов, а то и ниже.

К примеру, ТОО «А» при отсутствии специализированной техники и транспорта, наличии в штате семнадцати работников выиграло тендер на строительство инфекционного отделения больницы и спального корпуса психоневрологического диспансера дома-интерната. Общая сумма полученных бюджетных средств составила 42,0 миллиона тенге. Субподрядчиком, выполняющим объем работ, являлось предприятие, в уставе которого значится как вид деятельности реализация черных и цветных металлов. Арендовали технику и приобретали стройматериалы у фирм, значащихся в «черном списке» налогового комитета. В результате налоговая нагрузка по двум построенным объектам составила один процент, а общая сумма приобретенных товаров и услуг у сомнительных компаний — 24,4 миллиона тенге, или 58 процентов от общего объема выделенных бюджетных средств. На следующий год ситуация повторилась с той лишь разницей, что на этот раз «А» выиграло тендер на строительство центральной районной больницы сметной стоимостью 132,5 миллиона тенге. На этот раз налогов уплачено и того меньше — 0,8 процента от оборота. Поставщиками материалов и услуг являлись все те же предприятия, должностные лица которых находятся в розыске.

Или другой пример. По решению конкурсной комиссии некое ТОО выиграло тендер на корректировку проекта районной больницы. Общая заявленная сумма финансирования — 409,2 миллиона тенге. Сроки истекли, но объект так и не завершен. Налоговая нагрузка данного предприятия составляет 3,8 процента. Среди партнеров предприятия значатся все те же «теневые» фирмы. Подобные примеры можно приводить долго. Налоговая же нагрузка строительных организаций, положительно зарекомендовавших себя на рынке, располагающих необходимой базой и техникой, составляет порядка тридцати процентов. Неудивительно, что по итогам проверок сумма доначисленных налогов составила свыше тридцати миллионов тенге. Все материалы переданы в департамент финансовой полиции по ЮКО. Однако взыскать эти суммы практически невозможно, ведь их руководители находятся в розыске. Парадокс, но большинство законопослушных строительных компаний несут убытки из-за отсутствия заказов. Причину следует искать в отсутствии доступа к руководителям уполномоченных органов, проводящих тендер. Как следствие — они вынуждены распродавать специализированную технику, сокращать штат работников.

Итог сложившейся практики проведения тендеров и конкурсов печален. Когда их выигрывают предприятия, указавшие наименьшую сумму затрат, неизменно снижается качество работ, а заодно уводятся в теневую экономику бюджетные средства. В полной мере это касается и компаний, занимающихся перевозкой пассажиров. Не редкость, когда тендеры выигрывают предприятия, не имеющие на балансе автотранспортных средств и профессиональных водителей. Это приводит не только к значительным потерям бюджета, но и авариям на дорогах, человеческим жертвам.

Решение данной проблемы возможно. На мой взгляд, достаточно пересмотреть правила проведения тендеров с обязательным внедрением принципа возвратности бюджетных средств, с установлением процентного соотношения в размере не менее 15 процентов от суммы тендера в счет налогов и других обязательных платежей в государственный бюджет. Более того, необходимо при оценке тендера на строительно-монтажные работы, перевозку пассажиров в первую очередь учитывать наличие материально-технической базы и стабильной налогооблагаемой базы хозяйствующих субъектов, также разработать программу оценочных показателей с определением балловой системы по каждому пункту. На основании запрашиваемых критериев, исходя из наибольшего количества баллов, программа бы определяла победителя конкурса, тем самым обходя человеческий фактор при рассмотрении результатов представленных документов для проведения тендера.

Возможно, есть необходимость изменения и налогового законодательства в части отмены специального налогового режима на основе уплаты разового талона для лиц, осуществляющих реализацию строительных материалов на рынках, продажу которых сосредоточить в крупных строительных центрах и магазинах. Эти меры направлены на легализацию заработной платы, ликвидацию серых схем при проведении финансовых операций и, соответственно, увеличение доходной части государственного бюджета.

Аскар Тынысбеков,

председатель налогового комитета по ЮКО

Южно-Казахстанская область


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии