Вовремя нажать на тормоза

 

Ведущая роль в экономике должна оставаться за частным сектором, и отказываться от этой модели Казахстану не стоит. Такое мнение высказал в интервью «&» главный экономист Всемирного банка в РК Джон Литвак.

- Г-н Литвак, по прогнозам Нацбанка, в 2007 году инфляция в Казахстане в годовом выражении - декабрь к декабрю - зашкалит за 18%, а среднегодовая превысит 10%. Как тут не вспомнить, что в начале года власти планировали уложить среднегодовой показатель в коридор 5-7%. Что, на ваш взгляд, помешало правительству оседлать инфляцию?

- Факторы, которые повлияли на инфляцию в первом и втором полугодиях, серьезно отличаются друг от друга. Все последние годы, включая и первую половину 2007-го, ключевое влияние на инфляцию оказывал большой приток денег в Казахстан. Этот приток способствовал росту цен на товары и услуги. Однако с августа этого года данный фактор ослаб, и последующий рост инфляции был спровоцирован главным образом повышением цен на продукты питания. Это явление присуще не только Казахстану, продовольствие дорожает во всем мире. В соседней России, к примеру, инфляция ускоряется по аналогичной причине. Этот фактор носит немонетарный характер, поэтому связанный с ним рост темпов инфляции - временный.

Продукты питания широко представлены в потребительской корзине, относительно которой измеряется инфляция, и их удорожание сказывается на инфляции в цифровом выражении. Но ирония в том, что основное инфляционное давление в Казахстане при этом уменьшилось. В последние месяцы приток денег в страну сменился оттоком. Сейчас, судя по резервам Нацбанка, отток стабилизировался, однако прежний мощный приток вряд ли восстановится в краткосрочной перспективе. Поэтому вероятность снижения инфляции в Казахстане очень высокая, и в 2008 году, возможно, инфляция будет значительно ниже. Насколько ниже, сказать трудно. Инфляцию вообще сложно прогнозировать, так как она зависит от многих факторов, в том числе от цены на нефть и бюджетной политики правительства.

- Какие меры по сдерживанию инфляции необходимо сегодня предпринять правительству и Нацбанку?

- Антиинфляционная политика - это, в принципе, макроэкономическая, то есть фискальная и монетарная, политика. Но нужно помнить, что в последнее время инфляция ускоряется немонетарными факторами. Поэтому в нынешних условиях меры правительства по решению данной проблемы должны рассматриваться не как антиинфляционные, а как социальные, направленные на поддержку людей, нуждающихся в помощи в связи с удорожанием продовольствия. Понятно, что повышение цен на продукты питания создает проблемы для наиболее бедных слоев населения, и широкие слои казахстанцев серьезно чувствуют на себе это повышение, а система социальной помощи в Казахстане пока на довольно низком уровне. При этом те временные меры, которые принимаются властями для решения проблемы удорожания продовольствия, очень сильно отличаются от основной антиинфляционной политики. Собственно антиинфляционная политика, на наш взгляд, не должна сильно меняться. Астане необходимо сконцентрироваться на сдерживании госрасходов, проводить ответственную монетарную политику. Сочетание этих мер повлияет на снижение темпов инфляции.

- Астана сейчас делает ставку на программу «30 корпоративных лидеров», цель которой - достижение диверсификации экономики путем создания национальных чемпионов. Сыграет ли, по-вашему, ставка?

- Мировой опыт индустриальной политики в этом вопросе неоднозначный и заслуживает изучения для внедрения в Казахстане. Мы понимаем, почему правительство старается реализовать данную программу. Казахстан - это особый случай. Усилиями одного лишь свободного рынка, без содействия государства, проблему диверсификации здесь, возможно, и не решить. Дело в том, что экономика страны чрезвычайно завязана на ресурсах. По официальным данным, рост производительности труда в обрабатывающей промышленности намного уступает росту заработной платы. И достижение конкурентоспособности на мировых рынках в тех секторах, которые не ориентированы на ресурсы, - важный приоритет для Казахстана.

В программе говорится о прорывных проектах. Как нам кажется, это прекрасное начало. Именно таким проектам необходимо уделять внимание. Очень важно, что они выбираются на конкурсной основе. Но в то же время, как показывает мировой опыт, программы по взращиванию национальных чемпионов могут дать и противоположный результат. Если предприятия чувствуют, что находятся у государственной кормушки, что они какими-то искусственными преференциями защищены от конкуренции, то такие предприятия становятся менее заинтересованными в достижении настоящей конкурентоспособности. Правильный подход, по нашему мнению, - создавать сегодня проекты на конкурсной основе с надеждой на возникновение настоящих чемпионов, которые смогут стать конкурентоспособными в глобальных масштабах. Но, учитывая мировую практику, надо ожидать, что большинству проектов этого не удастся сделать, и вот здесь правительству крайне важно вовремя остановить неудачные предприятия, пока те не накопили финансовых потерь.

- В Казахстане не утихают дискуссии вокруг Нацфонда. По вашему мнению, как можно использовать аккумулированные там средства?

- Без сомнения, Нацфонд нужен. Сверхдоходы нефтяного сектора слишком высоки. Экономика сегодня не в состоянии их эффективно переработать, и это также стимулирует рост инфляции. Кроме того, эффективность многих госрасходов в Казахстане все еще довольно низкая. Поэтому безответственная трата средств Нацфонда могла бы быть просто разбазариванием достояния страны.

Сейчас в Казахстане идет очень важный процесс - превращение ресурсного богатства в денежное. К примеру, опыт Норвегии свидетельствует о том, что накопление сверхдоходов от продажи сырья позволяет обеспечить достойное будущее следующим поколениям. Норвегия получает крупный ежегодный доход от фонда, который стал важным источником бюджетных поступлений. Преимущества диверсифицированного портфеля фонда в том, что он не зависит от стоимости нефти и не подвержен характерной для цен на сырье волатильности. Исчерпание нефтяных резервов в этом случае вовсе не обязательно будет означать исчерпание национального нефтяного богатства. Конечно, на повестке у Казахстана много задач, связанных с экономическим развитием. Вопрос, сколько нужно сегодня тратить, - сложный политический вопрос. Но главное - Нацфонд должен существовать, а госрасходы не должны расти слишком быстро. Иначе возможна дестабилизация экономики. Считаю, что на данном этапе доходов бюджета достаточно, чтобы финансировать проекты развития, не привлекая средства Нацфонда. В то же время Нацфонд является важным бюджетным резервом в случае ухудшения внешних условий.

- Считаете ли вы проблемой сильный рост импорта в Казахстане? В январе-сентябре импорт вырос на 48,5%, тогда как экспорт - всего на 15,4%.

- Рост импорта закономерен, и эта тенденция не должна волновать. Ведь большая часть импорта - это оборудование, которое идет на модернизацию казахстанской экономики. К тому же импорт повышает уровень жизни. Есть единственный серьезный вопрос, как я уже отмечал выше, - рост реальных доходов опережает рост производительности труда, хотя должно быть наоборот. Большая часть доходов тратится как раз на импорт. Это вызывает беспокойство. Впрочем, мы ожидаем, что после августовского перелома рост импорта замедлится. Одна из причин - часть импорта финансировалась кредитами, которые теперь стали менее доступны.

- Развитые страны начинают снижать налоги для своих производителей, одновременно сокращая социальные выплаты, чтобы сбалансировать госбюджет. Такое происходит, к примеру, в странах ЕС, которые хотят хоть как-то противостоять конкуренции с Китаем. Не думаете ли вы, что Казахстану нужно поступать аналогичным образом?

- Это серьезная проблема для ряда стран Западной Европы, в которых налоговое бремя и социальные выплаты очень высоки. Мне кажется, Казахстан в этом отношении похож на Китай. Социальные выплаты здесь не очень большие по международным стандартам, средний уровень налогового бремени тоже невысок. Для Казахстана важен другой вопрос - неравномерность распределения налогового бремени по секторам и предприятиям. В стране слишком много различных льгот. Это нарушает правила справедливой конкуренции и создает проблемы некоторым предприятиям. Мы считаем, что это неправильно.

- Через вложение бюджетных денег в промышленные проекты растет доля государства в экономике. Насколько эффективен такой путь индустриального развития?

- Как показывает мировой опыт, частный сектор работает эффективнее, чем государственный. Существуют разные теории и причины. Значимый фактор - это наличие конкуренции. Важно ориентироваться на частный сектор. Именно он, а не государство, должен быть двигателем экономики. Но это не значит, что государству следует вовсе отстраниться от влияния на экономические процессы. В сфере естественных монополий, в вопросах общественных благ государственное участие необходимо. Кроме того, перед Казахстаном стоит задача диверсификации, которую частный сектор в одиночку может и не решить. Но ведущая роль так или иначе должна оставаться за частным сектором. Отказываться от этой модели, на наш взгляд, не стоит.

- Правительство Казахстана заявило о покупке на зарубежных рынках акций казахстанских эмитентов, чьи котировки упали вследствие кризиса ликвидности. Как вы оцениваете данные меры?

- Если уж помогать предприятиям, то лучше делать это по-другому. Покупка акций - менее эффективный метод оказания помощи. Котировки акций дают важную информацию о том, как инвесторы относятся к предприятиям, как оценивают их потенциал. Если высокие котировки связаны с ожиданиями государственной помощи, это отрицательный показатель для Казахстана. Надо чтобы инвесторы верили в сами компании, а не в то, что за этими компаниями стоит богатое государство, которое будет своими деньгами поддерживать котировки.

 

Нургуль Карабаева

3 января 2008, 11:42
Источник, интернет-ресурс: Делового еженедельника «Бизнес&Власть»

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript