Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Берегись, автомобиль!

Фото : 3 января 2008, 11:50

Знакомый торговец автомобильными аксессуарами как-то поведал мне, что с приближением зимы у него в магазине наблюдается весомый рост продаж автосигнализаций. Причем особенной популярностью среди его клиентов пользуются аппараты с так называемым “автозапуском”. Дескать, автолюбителям нынче важнее иметь возможность завести свое авто на расстоянии, нежели обеспечить его хорошей защитой. Только вот мало кто из этих беспечных граждан знает о том, что машины у нас крадут весьма активно. По крайней мере, в Алматы в прошлом году было зарегистрировано чуть менее 340 подобных случаев. А за прошедшие одиннадцать месяцев года текущего число угонов составило 310. Не Москва, конечно, где каждый день уводят порядка 40 машин, но и не Финляндия, где одна кража приходится на пять тысяч автомобилей в год

Столь высокое число автоугонов полицейские прежде всего связывают с ростом общего количества машин. В мегаполисе уже “прописано” порядка полумиллиона автотранспортных средств, и их численность продолжает расти. Естественно, на этом “непаханом поле” не прочь поживиться и разного рода преступные элементы.

Средняя цена похищенной в Алматы машины составляет от 4 до 8 тысяч долларов. Как правило, это леворульные машины, выпущенные в первой половине девяностых годов. Самым популярным автомобилем среди отечественных угонщиков является Mazda 626 (именно на эту модель приходится около четверти всех угонов).

Дело в том, что этот “народный автомобиль” весьма распространен, прост в “эксплуатации” (его легко вскрыть даже отверткой) и чаще всего не оснащается хозяевами средствами защиты от угона.

Второе место в рейтинге самых угоняемых принадлежит “Жигулям”. Наибольшим спросом у правонарушителей и преступников пользуются “шестерки”, “семерки” и “копейки”. Далее в порядке убывания следуют Mercedes W124, Audi С4, BMW (особенно 5-й серии), Volkswagen Golf и разные модели Toyota.

А вот дорогих машины у нас крадут немного. В то время как в первопрестольной наблюдается настоящий бум угона люксовых автомобилей, типа Maserati и Bentley, наши бандиты редко решаются даже на джипы. Впрочем, и те уводят в основном по случайности. К примеру, не так давно был зарегистрирован случай угона престижного автомобиля Toyota Land Cruiser прямо с парковки у мечети. Безбожник-угонщик проследил за автолюбителем, который при входе в храм небрежно положил на полочку ключи от своей машины, выкрал эти ключи и был таков. Благо профессиональным похищением и не пахло. Полицейские обнаружили машину уже через несколько дней на стихийной стоянке. Правда, без колес и автомагнитолы. Преступника, кстати, вскоре задержали.

Собственно, угонщиков высокого уровня в Казахстане практически нет. У нас не сканируют коды сигнализаций, редко перебивают номера или подделывают документы. Да и вообще, автомобили в Алматы часто воруют ради развлечения, что называется “поматросил и бросил”. Сценарий весьма банален - шел мужик с работы домой “подшафе”, увидел незапертую машину с ключами в замке, сел и поехал до дома... Так однажды даже “КамАЗ” угнали!

- Зачастую, - объясняет начальник отдела по раскрытию автотранспортных преступлений управления криминальной полиции города Алматы Канат Сарымсаков, - угоны совершаются по нерасторопности и халатности самих хозяев. Кто-то бросает машину во дворе без присмотра, сэкономив на сигнализации, кто-то оставляет ключи в бардачке, кто-то элементарно идет в магазин, не потрудившись закрыть дверь авто, а то и заглушить машину. Преступникам-то времени много не надо. Им десяти минут достаточно, чтобы увести даже закрытую машину.

А вообще, машины крадут в разных целях: иногда на заказ, иногда для последующей перепродажи, но чаще всего “на разбор” - с целью продажи автомобиля по частям. Обычно преступники, действующие таким образом, находят какой-нибудь отстойник (гараж, стоянку, частный дом) и оборудуют его инструментами. Потом ищут себе жертв, крадут их машины (в 99 процентах случаев без средств охраны), привозят эти “тачки” к себе и разбирают. Далее сбывают детали частным торговцам запчастями.

Действующую такими методами группу полицейским удалось задержать в конце сентября. Четверо мужчин практиковали угон автомобилей Subaru Forester. Сначала они арендовали два гаража, после стали привозить туда похищенные машины, разбирали их, а кузова распиливали и вывозили за город. Снятые детали подельники сбывали перекупщикам. Банда действовала с начала 2007 года, и за это время ворам удалось угнать 13 автомобилей. Во всяком случае, эти факты следователи считают доказанными - дело ведь еще не прекращено.

Между прочим, правонарушения подобного рода часто совершаются приезжими. Не так давно была задержана группа молодых людей из разных областей страны. Парни за несколько месяцев угнали четыре автомашины Volkswagen Golf, одну “шестерку” и BMW. Только на этот раз машины не раскомплектовывались, а продавались целиком.

Не брезговали преступники и покататься на угнанных авто, поменяв на них лишь госномера. Именно на этом они и попались, когда одного из злоумышленников после попытки скрыться задержал патруль дорожной полиции. Дальнейшие следственные мероприятия привели к поимке еще четырех человек из этой группы. Еще двоих полицейские планируют поймать в ближайшее время - их личности уже установлены.

Кстати, нет-нет, да угнанные в Казахстане машины всплывают не только в других регионах, но и странах. В частности, имел место случай, когда похищенный у нашего гражданина автомобиль нашли в соседней Киргизии. Хорошо, злоумышленник не успел (или не смог) продать эту машину добросовестному покупателю. Иначе она могла бы остаться в соседней республике. Дело в том, что каждое государство защищает права своих граждан. И если подданный какой-то страны по незнанию приобрел украденную за рубежом машину, он после всевозможных проверок, запросов в Интерпол и других следственных мероприятий (которые, кстати, могут продлиться несколько месяцев) теоретически может оставить ее себе. Но это уже решает суд.

Такие же законы действуют на территории нашей страны. Отчего по республике колесят сотни “узаконенных” авто. Оно и понятно, найти бывшего хозяина угнанной машины бывает невозможно. Иногда преступники так умело изменяют агрегатные номера, что определить первоначальные цифры становится невозможно.

А ведь обезопасить себя от неприятностей совсем не трудно. Нужно всего-то снабдить свой автомобиль любым средством защиты. Ни сигнализация, ни механическое средство защиты, ни секретка лишними не будут. Даже светодиодный маячок от сигнализации может отпугнуть потенциальных угонщиков. Редко какой из местных преступников решится украсть автомобиль с сигнализацией. Даже если машина будет стоять одна посреди двора!

Выражаем благодарность за подготовку материала начальнику УКП ДВД г.Алматы подполковнику Амангельды Шидеркулову

- Зачастую, - объясняет начальник отдела по раскрытию автотранспортных преступлений управления криминальной полиции города Алматы Канат Сарымсаков, - угоны совершаются по нерасторопности и халатности самих хозяев. Кто-то бросает машину во дворе без присмотра, сэкономив на сигнализации, кто-то оставляет ключи в бардачке, кто-то элементарно идет в магазин, не потрудившись закрыть дверь авто, а то и заглушить машину. Преступникам-то времени много не надо. Им десяти минут достаточно, чтобы увести даже закрытую машину.

Андрей Прохоренко


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии