Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Гость программы «Жети Кун» - Карим Масимов, Премьер-Министр РК

Фото : 3 января 2008, 16:02

ВЕДУЩИЙ:

ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ 2007 ГОД БЫЛ НЕОДНОЗНАЧНЫМ.

С ОДНОЙ СТОРОНЫ, УХОДЯЩИЙ ГОД ОТЛИЧАЛА ПРЕЖНЯЯ ДИНАМИКА РОСТА И ЕГО МОЖНО НАЗВАТЬ ПЕРЕЛОМНЫМ В РАЗВИТИИ НЕСЫРЬЕВОГО СЕКТОРА. ПРАВИТЕЛЬСТВО - ПО ПОРУЧЕНИЮ ПРЕЗИДЕНТА - ПРОДВИГАЕТ СРАЗУ НЕСКОЛЬКО НОВЫХ МАСШТАБНЫХ ПРОЕКТОВ - СРЕДИ КОТОРЫХ МОЖНО ОСОБО ВЫДЕЛИТЬ «30 КОРПОРАТИВНЫХ ЛИДЕРОВ», «СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОРПОРАЦИИ», РЕГИОНАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ И ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА.

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ГОДА КАБИНЕТУ КАРИМА МАСИМОВА ПРИШЛОСЬ СТОЛКНУТЬСЯ С СЕРЬЁЗНЫМ ВЫЗОВОМ, ПРИШЕДШИМ ИЗВНЕ. ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС И ГЛОБАЛЬНЫЙ РОСТ ЦЕН НА ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ В ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ, ОТОЗВАЛСЯ И В КАЗАХСТАНЕ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, СТРОИТЕЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК ОКАЗАЛИСЬ ПОД ОЧЕНЬ СИЛЬНЫМ ДАВЛЕНИЕМ. В ЭТОЙ НЕПРОСТОЙ СИТУАЦИИ ДЕЙСТВИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА БЫЛИ РЕШИТЕЛЬНЫМИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ. КАЗАХСТАН ПЕРВЫМ ИЗ СТРАН СНГ НЕЙТРАЛИЗОВАЛ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ И СЕЙЧАС ЕГО ОПЫТ УЖЕ ИСПОЛЬЗУЮТ НАШИ СОСЕДИ.

ВПРОЧЕМ, ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ВНЕШНЕМ ВОЗДЕЙСТВИИ НА ЭКОНОМИКУ, ТО И ЗДЕСЬ ТЕНДЕНЦИИ БЫЛИ РАЗНОНАПРАВЛЕННЫЕ. НАРЯДУ С НЕГАТИВНЫМИ ФАКТОРАМИ, БЫЛИ И БЛАГОПРИЯТНЫЕ, ПОСКОЛЬКУ ЦЕНЫ НА ГЛАВНЫЕ ЭКСПОРТНЫЕ ПРОДУКТЫ КАЗАХСТАНА - НЕФТЬ, МЕТАЛЛЫ, ЗЕРНО - ОСТАЮТСЯ СТАБИЛЬНО ВЫСОКИМИ. ЭТО ЗНАЧИТ, ЧТО ФИНАНСОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ПОЗВОЛЯЮТ ЕЙ СПРАВИТЬСЯ С ЛЮБЫМИ ВЫЗОВАМИ.

ОБ ОГРОМНЫХ ВНУТРЕННИХ РЕЗЕРВАХ ГОВОРИТ ХОТЯ БЫ ТОТ ФАКТ, ЧТО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ФОНДА ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ В 4 МИЛЛИАРДА ДОЛЛАРОВ НЕ ПРИШЛОСЬ ДАЖЕ ЗАДЕЙСТВОВАТЬ ДЕНЬГИ, НАКОПЛЕННЫЕ ОТ НЕФТЯНЫХ ДОХОДОВ.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ, СТОИТ СКАЗАТЬ, ЧТО ПРАВИТЕЛЬСТВУ ЕЩЁ ПРЕДСТОИТ РЕШИТЬ РЯД СТРУКТУРНЫХ И ОПЕРАТИВНЫХ ПРОБЛЕМ. РЕЧЬ ИДЁТ ОБ УЛУЧШЕНИИ БЮДЖЕТНОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ, ПРЕОДОЛЕНИИ ИНФЛЯЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ, ПОИСКЕ ОПТИМАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОВЕДЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ РЕФОРМЫ.

СВОИМ ВИДЕНИЕМ ТОГО, КАК БУДУТ РЕАЛИЗОВАНЫ ЭТИ ПЛАНЫ С НАШЕЙ ПРОГРАММОЙ ПОДЕЛИЛСЯ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР КАЗАХСТАНА КАРИМ МАСИМОВ.

ПРЕДНОВОГОДНЯЯ НЕДЕЛЯ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОКАЗАЛАСЬ ЗАПОЛНЕНА РАБОЧИМИ ВСТРЕЧАМИ И ПОЕЗДКАМИ ПО СТРАНЕ, ПОЭТОМУ ЗАПИСАТЬ ИНТЕРВЬЮ С НИМ НАМ УДАЛОСЬ ПРАКТИЧЕСКИ НА ХОДУ - ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ ПРЕМЬЕРА В ТАРАЗЕ.

ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИТОГАХ ГОДА С КАРИМОМ МАСИМОВ БЕСЕДУЕТ АЙГУЛЬ МУКЕЙ.

- Карим Кажимканович, спасибо за то, что нашли время для интервью нашей программе.

Уходящий год принёс серьёзные изменения в Конституции и эти поправки затронули взаимоотношения разных ветвей власти. Если говорить о правительстве, то оно теперь стало более подотчетно парламенту и фактически должно согласовывать свои действия с программой партии парламентского большинства. Поэтому Вы сами и ваши министры неоднократно общались с депутатами в стенах парламента - как Вам работалось в этих новых условиях? Не мешает ли постоянная оглядка на парламент в решении вопросов, требущих принятия быстрых, решительных мер?

КАРИМ МАСИМОВ, премьер-министр РК:

- 2007-й год конечно войдет в историю нашего независимого Казахстана как год, который внёс очень много изменений в нашу повседневную жизнь, в нашу работу, во-первых, как вы правильно сказали, в мае этого года произошли изменения в Конституции и наша республика трансформировалась из президентской в президентско-парламентскую. Что это означает для Правительства? Правительство стало подотчетно не только главе нашего государства, но и парламенту, в связи с этим в сентябре этого года - после успешно проведенных выборов - кабинет министров во главе со мной получил подтверждение нового состава Парламента. Я считаю, что это важнейший шаг в демократизации нашего общества, движение вперед. Что было подтверждено в дальнейшем избранием Казахстана на пост председателя ОБСЕ. Тем самым мы получили подтверждение, что та модель, которую мы называем «моделью Назарбаева», она доказала свою большую жизнеспособность.

Теперь конкретно о работе правительства. Поскольку мы правительство парламентского большинства, мы правительство партии «Нур Отан», которую возглавляет наш глава государства, работа получилась ещё более плотной, поскольку за конкретный результат работы Правительства несет ответственность и Парламент, ведь он нас избрал - это не только не усложнило, а наоборот - это придало больший динамизм в работе, большее взаимопонимание установилось между депутатами и членами правительства.

- К вопросу о диверсификации экономики. В этом году правительство запустило сразу несколько новых стратегических проектов, которые должны обеспечить качественные изменения в экономическом развитии страны. Это и 30 корпоративных лидеров, и СПК, и региональные кластеры. Какое время, на ваш взгляд, потребуется для того, чтобы эти проекты стали приносить реальную отдачу?

КАРИМ МАСИМОВ, премьер-министр РК:

- Экономика должна быть сбалансированной, поэтому в соответствии с теми задачами, которые перед нами были поставлены, мы совместно с акимами областей и в партнёрстве с предпринимателями разработали ряд программ, которые на сегодняшний день уже начинают приносить реальные плоды. И мы видим результаты - буквально недавно мы видели начало реальных проектов, которые под патронажем главы государства заработали - это алюминиевый завод в Павлодарской области, газовый завод в Актюбинской области и много других предприятий, которые возникли в разных регионах нашей страны. Ряд тех стратегических документов, на которые мы опираемся - это программа индустриально-инновационного развития, программа развития сельского хозяйства, программа развития территорий и, как венец - программа 30 корпоративных лидеров, они несомненно выведут Казахстан в когорту наиболее конкурентоспособных стран.

Когда мы увидим результаты? В среднем это 2-3 года, то есть 2009-2010 год. Мы увидим достаточно много, мы считаем от 70-ти до 100 предприятий, которые попадают под программу 30 корпоративных лидеров, реально начнут свою жизнь.

- Уходящий год, как мне кажется, был для правительства достаточно сложным с точки зрения управления рисками. Финансовый сектор, энергетика, строительная индустрия и продовольственный рынок оказались под очень сильным давлением негативных внешних факторов.

Насколько эффективно, на Ваш взгляд, удалось справиться с этими проблемами?

КАРИМ МАСИМОВ, премьер-министр РК:

- Вы знаете, это очень важный вопрос, который вы затронули. До ипотечного кризиса, который произошёл в августе этого года экономика во всем мире очень бурно развивалась и Казахстан, как один из лидеров экономического развития, тоже был её частью, поскольку мы страна с либеральной экономикой. Но всегда у вопроса есть две стороны и когда возник мировой кризис, начиная с августа месяца этого года, вы знаете, что он прошелся практически по всем странам мира, затронул все развитые экономики. Все ждали, что Казахстан будет одной из тех стран, где проблемы будут наиболее выпуклы.

Вы знаете как президент ЕБРР - господин Лемьер - оценил действия руководства Казахстана. Он сказал, что Казахстан очень успешно справился с теми вызовами, которые стояли перед ним осенью этого года. Здесь очень важное стечение обстоятельств - в тот период были высокие цены на основные экспортные продукты Казахстана, то есть бюджет Казахстана, Национальный фонд, они очень крепкие, и в тот момент, когда банковская система испытала некоторый дефицит наличности, государство смогло помочь. Мы можем и должны это делать - вы знаете, что в соответствии с поручением главы государства 4 млрд. долларов выделены для поддержки дольщиков, поскольку это социальный вопрос, для поддержки малого и среднего бизнеса и для продолжения программы индустриализации.

Вопрос управления рисками Казахстана на переднем фронте находится и тот опыт, который мы наработали за последние месяцы, он с большим интересом изучается в разных странах.

- Не так давно на встрече глав правительств стран СНГ Вы предложили своим коллегам поработать над созданием надёжной системы продовольственной безопасности. А можно ли сказать, что такая система уже успешно работает внутри страны?

КАРИМ МАСИМОВ, премьер-министр РК:

- Либеральная теория подразумевает, что если ты можешь где-то продукты купить на внешних рынках и они там дешевле, то и не нужно их производить внутри страны, но вот опыт 2007-го года показал для многих стран, что у этой теории есть некоторые изъяны и государство должно исходить, в первую очередь, из принципов национальной безопасности. Смотрите, что произошло в 2007-м году! Несколько факторов наложились один на другой. Первое - это климатические изменения, мы увидели, что в целом в мире производство сельскохозяйственных продуктов стало меньше - в связи с засухами и климатическими изменениями. Второй момент - ЕС отменил дотации на некоторые виды сельскохозяйственных товаров. И третий момент - в целом уровень потребления во всем мире - в том числе и в развивающихся странах и таких странах, как Китай, Индия - так вот уровень потребления повысился, то есть во всем мире испытали недостаток продуктов питания, что несомненно повлияло на повышение их ценовой стоимости. В связи в с эти мы вносим некоторые коррективы и мы принимаем такое решение, что по базовым продуктам питания Казахстан обязан и должен производить их у себя на территории, по тем продуктам питания, которые в данный момент не очень выгодно производить, мы будем субсидировать из республиканского бюджета. Это задача, которую мы поставили перед собой - мы на 100 процентов должны гарантировать обеспечение страны продуктами питания по адекватной цене. В том случае, если цены начнут колебаться - потому что мы от рыночной экономики не отходим и никогда не отойдем, это наше главное завоевание - если цены начинают колебаться, то государство должно оставлять за собой право осуществлять товарные интервенции. Этот вопрос мы обсуждали в Ашгабаде с главами правительств недавно, где было принято такое решение - создать совет СНГ, куда будут входить министры сельского хозяйства, первый такой совет недавно состоялся в Москве, и наш министр - господин Есимов - его возглавил. Потому что с этими вызовами столкнулся весь мир, все страны СНГ, и мы должны взаимно, в сотрудничестве, принимать меры.

- В этом году правительство согласилось с доводами энергетиков о необходимости планомерного повышения тарифов, поскольку в противном случае через несколько лет мы можем превратиться в импортёров электроэнергии. С другой стороны, все понимают, что есть социальный аспект вопроса и Вы недавно заявили, что в первом квартале 2008 года резкого повышения тарифов не будет. Каким Вам представляется наиболее сбалансированное решение проблемы - так, чтобы обеспечить инвестиционную привлекательность энергосектора и одновременно не допустить шоковых перепадов цен для населения?

КАРИМ МАСИМОВ, премьер-министр РК:

- Вы знаете, это очень тонкий баланс интересов - с одной стороны - инвестировать электроэнергетику, обновлять фонды, что необходимо, с другой стороны, мы должны учитывать возможности населения. Это не уникальный вопрос, вопрос который решался в разных странах. Для того, чтобы изучить лучший мировой опыт мы пригласили консультанта - нам помог Европейский банк реконструкции и развития. В феврале будущего года у нас будут исследования по этому вопросу, мы проведем специальное заседание Правительства, где окончательное решение будет принято. И, как вы знаете, в июне следующего года Совет иностранных инвесторов под председательством Президента тоже этот вопрос поставит во главу угла. Я бы хотел сместить акценты с повышения тарифов на вопрос энергосбережения. Вот цифры назывались, что эффективность энергосберегающих технологий в Казахстане в 5 раз ниже, чем в ЕС, и в 2 раза ниже, чем в Китае, то есть получается, что производя один и тот же продукт мы в 5 раз больше платим, чем, допустим, производитель ЕС. То есть здесь нужно во главу угла поставить вопрос энергосбережения, это в комплексе должно рассматриваться. Понимаете, когда продукт ничего не стоит, то и отношение к нему соответствующее, но здесь, повторюсь, должен быть очень тонкий баланс, чтобы социально уязвимые слои населения не испытали на себе дискомфорта, поэтому мы пойдем разными путями - увеличение социальной помощи, вопрос внедрения энергосберегающих технологий, регулирование постепенного тарифообразования, поскольку мы окончательно решение не приняли, точек не поставили, поэтому я поставил такую задачу, чтобы в 1 квартале будущего года тарифы не повышались. Они не будут повышаться. Следующее повышение тарифов под инвестирование и развитие мощностей, наверное, будет иметь место, но с учетом тех нюансов, о которых я говорил.

- Президент страны неоднократно говорил о необходимости демонополизации в ключевых отраслях экономики. Готовы ли Вы признать, что за минувший год произошли существенные сдвиги в этом вопросе?...

КАРИМ МАСИМОВ, премьер-министр РК:

- Вы знаете, вопрос демонополизации - это ключевой вопрос развития конкуренции, без развития конкуренции, без регулирования государства, рынки объективно будут монополизироваться, мы это видели по некоторым ценовым скачкам осенью этого года. Ведь наибольшие скачки произошли в тех регионах, где определённые компании занимали монопольное положение. Поэтому главой нашего государства принято решение о создании отдельного антимонопольного ведомства - на базе Агентства по защите конкуренции, но этого недостаточно, помимо этого должен быть внесен блок основных законов - для того, чтобы государство гарантировало бизнесу равный доступ к тем или иным возможностям. Монополизация рынков приводит к повышению цен - это действительно так.

- Карим Кажимканович, последний вопрос. Какие главные - глобальные задачи - предстоит решить правительству в наступающем 2008 году?

КАРИМ МАСИМОВ, премьер-министр РК:

- 2008-ой год объективно будет являться продолжением второй половины 2007-го года, то есть те вызовы, которые стояли перед нами в 2007-ом году, они будут продолжаться. Я бы хотел сказать, что главный вопрос, который будет стоять перед нами - это вопрос стабилизации экономики, этот год пройдет под знаком стабилизации, некоторые задачи, которые мы пред собой поставили - это борьба с инфляцией, недопущение необоснованного роста тарифов, цен на продукты питания и так далее, у нас есть чёткое понимание того, как мы это будем делать. Второй вопрос, который для нас важен, это вопрос продовольственной безопасности, третий вопрос - это энергобезопасность, поскольку никакая программа не сможет работать, если мы не сможем сами себя обеспечить электроэнергией, нефтепродуктами, газом и так далее. Конечно есть ряд мер, они где-то популярны, где-то не очень, но по некоторым секторам, которые для нас важны, мы считаем, что они должны быть возвращены в государственную собственность и этот процесс на рыночных условиях уже проходит. Будет продолжение программы 30 корпоративных лидеров, индустриально-инновационной программы. И всех тех программ, которые мы приняли и которые мы должны исполнить.

- Карим Кажимканович, ещё раз спасибо за интервью. Мы поздравляем Вас с наступающим Новым годом и желаем Вам новых успехов в работе. Спасибо!

КАРИМ МАСИМОВ, премьер-министр РК:

- Спасибо, пользуясь случаем, я хотел бы пожелать всем нашим согражданам - встретить очень хорошо Новый год! И чтобы следующий год принес всем нам много радости.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии