Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Ахметжан ЕСИМОВ: Уровень жизни на селе должен постоянно повышаться

Фото : 8 января 2008, 10:08

Ахметжан ЕСИМОВ: Уровень жизни на селе должен постоянно повышаться

В конце прошлого года «Казахстанская правда» и Министерство сельского хозяйства провели совместную акцию «Задай вопрос министру», в ходе которой к руководителю аграрного ведомства Ахметжану Есимову обратилось несколько сотен казахстанцев. Мы отобрали наиболее актуальные темы, связанные с перспективами развития села.

Б. ЯРОШ, директор ТОО «Яровое», Костанайская область:

— Ахметжан Смагулович, газеты сообщали, что Казахстан в 2007 году собрал рекордный урожай. Государство оказывает зерновикам значительную поддержку. Большой урожай и высокие цены на зерно дают крестьянам возможность получить неплохие деньги. Не будет ли это означать, что объемы государственной помощи уменьшаются?

ОТВЕТ: — В бюджете 2008 года объемы государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей по сравнению с 2007 годом увеличены на 8,1 процента. То, что экономика села наконец-то встала на ноги, не означает, что государство отпустит ситуацию на самотек. Сельские товаропроизводители в этом году смогли достойно заработать. Казахстан собрал рекордный за годы независимости урожай — более 22 миллионов тонн зерна в первоначальном весе. Доходы практически каждого хозяйства позволяют погасить существующие задолженности, приобрести новую технику и совершенствовать технологию производства.

Наша задача — развивать сельское хозяйство системно, используя все имеющиеся возможности, в том числе и меры господдержки в соответствии с правилами ВТО. Вы сами видите, насколько улучшилась ситуация в последнее время. В сельской местности живет 47 процентов населения страны, и надо стремиться к тому, чтобы уровень жизни на селе постоянно повышался.

Николай ШЕРЕР, директор ТОО «Фрунзенское», председатель совета директоров сельхозформирований Денисовского района, Костанайская область:

— Многие ученые-аграрии пропагандируют минимальную обработку почв. Однако, как подтверждает практика, это ведет к интенсивному развитию вредителей, болезней растений и, соответственно, к снижению урожайности. Спасибо вам, Ахметжан Смагулович, за решение вопроса по частичному субсидированию затрат на химизацию растениеводства. Каковы перспективы в этом плане на ближайшие годы?

ОТВЕТ: — Радует, что наши хлеборобы стали обращать все больше внимания на культуру земледелия и в частности на химизацию. Все меньше остается в полеводстве людей случайных, относящихся к земле не по-хозяйски. Считаю, что нынешний рекордный и высокие урожаи последних лет — результат нашей совместной работы и, самое главное, изменившегося отношения к земле и производству. И в этом вопросе немалая роль принадлежит мерам государственной поддержки, которые нацелены прежде всего на стимулирование товаропроизводителей. Как известно, за счет государства реализуются мероприятия по защите и карантину растений.

Кроме того, государство частично субсидирует стоимость приобретенных товаропроизводителями минеральных удобрений, протравителей и противоовсюжных гербицидов и тем самым способствует развитию химизации сельского хозяйства. Эти меры будут продолжены, а объемы выделяемых средств сохранятся.

Кожанепес КУРМАНОВ, председатель совета Ассоциации рыбаков «Мангистаубалык»:

— В прошлом году в Мангистауской области была принята региональная программа по развитию рыбного хозяйства. Для восстановления и развития рыбной отрасли необходимо нормативно-правовое и финансовое обеспечение. Поэтому хотелось бы узнать, какие меры государственной поддержки морского рыболовства существуют и в перспективе будут приниматься? Будет ли, в частности, осуществляться субсидирование товарного рыбоводства?

ОТВЕТ: — Вы знаете, что постановлением Правительства, принятым в апреле прошлого года, на все виды кильки и других морских видов рыб установлена «нулевая» ставка платы за биологические ресурсы. Это сделано для развития морского экспедиционного рыболовства.

Сейчас готовится целый комплекс мер по стимулированию развития не только рыболовства, но и переработки. Более года назад Правительство одобрило концепцию развития рыбного хозяйства страны на 2007—2015 годы. В этом документе приоритеты отданы модернизации и техническому перевооружению предприятий перерабатывающей отрасли, развитию товарного рыбоводства и искусственному выращиванию рыбы, включая осетроводство.

Кроме того, было принято постановление Правительства «О Среднесрочном плане социально-экономического развития Республики Казахстан на 2008—2010 годы», где в числе прочих направлений определены мероприятия по формированию устойчивой сырьевой базы промышленного рыболовства и созданию современной добывающей и перерабатывающей базы отрасли. В частности, предусмотрена разработка механизма государственной поддержки развития переработки, морского промысла кильки и сельди в Каспийском море, товарного рыбоводства и осетроводства.

Нашим министерством подготовлен законопроект, предусматривающий целую серию поправок в действующее законодательство по вопросам рыбного хозяйства. Они касаются осуществления рыболовства, развития товарного рыбоводства, проведения мелиоративных работ и ихтиологического мониторинга. В рамках реализации данного законопроекта предполагается разработка и принятие порядка 30 подзаконных нормативных актов, регулирующих отношения в данной области.

Николай КАБАКБАЕВ, глава крестьянского хозяйства «Жасулан и Т», Хромтауский район, Актюбинская область:

— В условиях жесткой конкуренции сегодня, на мой взгляд, настал момент объединения мелких сельхозтоваропроизводителей в крупные ассоциации. Но, к сожалению, закона, стимулирующего объединение мелких крестьянских хозяйств, у нас до сих пор нет.

ОТВЕТ: — О необходимости укрупнения хозяйств говорится уже давно, и на протяжении последних пяти лет эта работа активно ведется. Чем больше предприятие, тем больше у него возможностей. Для того чтобы объединиться с кем-либо, совсем не обязательно терять свою экономическую и юридическую самостоятельность. Основой для этого стало формирование необходимой законодательной базы по созданию некоммерческих кооперативов, в связи с чем предложение о принятии отдельного закона, стимулирующего объединение мелких крестьянских хозяйств, уже нашло свое отражение в действующем законодательстве республики. У нас есть Закон «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий», в котором предусмотрены меры государственной поддержки по стимулированию объединения мелких хозяйств, в том числе различные финансово-кредитные схемы.

С 2006 года товаропроизводители объединяются в сельские потребительские кооперативы (СПК). Эта форма интеграции позволяет им вести совместную организацию закупа, хранения, сбыта, переработки сельскохозяйственной продукции. Государство в свою очередь поддерживает СПК, предоставляя кредиты по низким ставкам вознаграждения — пять процентов годовых. Участники СПК, а ими могут быть крестьянские и фермерские хозяйства, объединяя свои усилия в каком-либо одном направлении, могут получать дополнительную прибыль. Допустим, на одной территории работают несколько небольших животноводческих хозяйств. Чтобы продавать свою продукцию без посредников, им необходимы транспорт, холодильники, нужно готовить большие партии.

Другая форма объединения — создание аграриями сельских кредитных товариществ (СКТ) с участием государства. Многие СКТ уже имеют опыт успешной работы. Одна из проблем мелких и средних производителей — получение кредитов в банках второго уровня. Создание СКТ решает эту проблему. Данный институт кредитования, создаваемый непосредственно в сельских районах, стал привлекательным для мелких и средних товаропроизводителей, которые могут получить кредит по ставке вознаграждения не более восьми-девяти процентов годовых.

Сейчас активно прорабатывается вопрос распространения специального налогового режима на сельхозобъединения, основным видом деятельности которых являются производство, заготовка, хранение, переработка и сбыт сельхозпродукции, оказание снабженческих услуг, а также на производителей рыбной продукции.

Хочу отметить, что любой фермер может бесплатно получить консультацию по всем видам государственной поддержки в информационно-консультационных центрах, функционирующих в каждом сельском районе под эгидой АО «Казагромаркетинг».

Дулат ТЛЕУОВ, руководитель крестьянского хозяйства, аул Кеноткель, Зерендинский район, Акмолинская область:

— В Акмолинской области в последние годы хорошо развивается перерабатывающая промышленность. Но потребность в перерабатывающих предприятиях очень велика, и темпы строительства, введения в строй действующих новых предприятий не поспевают за ней. Какую реальную, конкретную помощь акмолинцы могут получить от вашего ведомства в этом важном деле?

ОТВЕТ: — Перерабатывающий сектор в аграрной отрасли Казахстана на протяжении последних лет действительно стабильно растет. И в этом есть немалая роль государства, оказывающего ему стимулирующую поддержку. Меры государственной поддержки ведутся в рамках Закона «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий». В нем заложены нормы поддержки перерабатывающих предприятий с целью дальнейшего повышения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Это особенно важно при вступлении республики во Всемирную торговую организацию.

С 2003 года государство субсидирует часть ставки вознаграждения по банковским кредитам, выданным перерабатывающим предприятиям, а с 2006 года — часть затрат на внедрение международных стандартов менеджмента качества. Кроме того, субъекты этой сферы имеют доступ к лизинговой программе и приобретают в лизинг перерабатывающее оборудование.

Восьми отраслям пищевой и перерабатывающей промышленности НДС сокращен на 70 процентов, что ощутимо снизило налоговую нагрузку переработчиков.

Кроме того, за счет льготных кредитов АО «Аграрная кредитная организация» перерабатывающие предприятия совместно с товаропроизводителями и домашними хозяйствами могут создавать систему заготовок сырья в виде сельских потребительских кооперативов.

Следует отметить, что все эти меры открыли путь для широкого притока частного капитала в эту сферу АПК.

Вышеуказанные меры господдержки и стимулирования и впредь будут продолжены, и этой возможностью необходимо воспользоваться максимально.

Совет АБДРАХМАНОВ, директор ТОО «Едильбай-Байганин», Байганинский район, Актюбинская область:

— Учитывая наличие региональных конкурентных преимуществ, природно-климатические условия, свободные, неиспользуемые сенокосы и пастбища, многовековые традиции населения, а также повышенный спрос как на внутреннем, так и на внешнем рынках продукции животноводства, в Актюбинской области есть огромные возможности для развития мясосального овцеводства и табунного коневодства. Для этого важно принятие специальной государственной программы по поддержке данного направления. Возможно ли это? На базе нашего хозяйства и других агроформирований области аналогичной специализации уже ощущается, что такая помощь со стороны государства необходима.

ОТВЕТ: — Животноводство является одним из приоритетов сельского хозяйства, и сейчас у государства появилась возможность стимулировать его развитие. В настоящее время государство поддерживает племенное животноводство путем частичного субсидирования стоимости реализованной племенной продукции. Наряду с этим частично субсидируется стоимость комбикормов, использованных для выращивания крупного рогатого скота, свиней, бройлеров, а начиная с 2008 года — и овец. Кроме того, будут частично возмещены затраты и на производство молока. При этом важно подчеркнуть, что поддержку получат те сельхозформирования, которые имеют животных приоритетных пород. Что касается перечня приоритетных пород животных, то он утвержден Министерством сельского хозяйства с учетом региональной специализации и в зависимости от их конкурентоспособности на мировом и внутреннем рынках. Думаю, что в рамках этих мер можно будет успешно развивать те или иные направления животноводства во всех регионах страны, в том числе и в Актюбинской области.

Иван КАРАМШУК, председатель СХПК «Племзавод Алматы», Талгарский район, Алматинская область:

— Важнейшая проблема молочного животноводства — рост племенного поголовья, основополагающее условие повышения производства молока. Какие меры планируются со стороны государства для стимулирования этой работы? Сегодня государством дотируется часть затрат на тех племенных животных, которые продаются. Планируется ли распространить дотирование дорогостоящей племенной работы для всего маточного поголовья? Это стимулировало бы рост удельного веса племенных коров.

ОТВЕТ: — Республиканский бюджет субсидирует до 50 процентов от стоимости реализованного отечественными сельхозтоваропроизводителями племенного молодняка.

Министерством утвержден список пород крупного рогатого скота молочного и молочно-мясного направлений. Сюда отнесены черно-пестрая, красная степная, алатауская, симментальская, голштинская.

Что касается субсидирования затрат на содержание маточного поголовья, то следует подчеркнуть: затраты должны включаться в стоимость реализованного племенного молодняка и полностью окупаться при его реализации. В этой связи республиканский бюджет не может еще раз субсидировать данные затраты. В то же время законодательство позволяет затраты на содержание маточного поголовья приоритетных пород в неплеменных сельхозформированиях частично возмещать за счет средств соответствующих местных бюджетов. В дополнение ко всему вводимое со следующего года частичное субсидирование затрат на производство молока еще больше усилит поддержку молочного скотоводства.

Ибраш ЕСТАЕВ, глава крестьянского хозяйства, Костанайский район, Костанайская область:

— В областях, включая Костанайскую, акиматы из вкладов сельхозпроизводителей создают стабилизационные фонды зерна для регулирования цен на хлеб. Мы согласны, что надо поддерживать малообеспеченных сограждан, но у хлеборобов всегда было хлопот предостаточно, а теперь, при бурном развитии экономики, мы почему-то получаем еще одну нагрузку. Разве не может решить этот вопрос централизованно Продкорпорация, которой мы специально сдаем зерно в госрезерв?

ОТВЕТ: — Думаю, что здесь, прежде всего, надо четко определиться с выражениями. Зерно вы не сдаете, а продаете Продкорпорации. Причем цену, которая устанавливается ежегодно, нельзя назвать несправедливой. Если вы продаете зерно в рамках весеннего закупа, то полученный аванс как беспроцентный кредит идет на поддержку производства.

Что касается стабилизационных фондов, то здесь цена устанавливается не корпорацией, она только ведет закуп, как оператор. Вы знаете, что цены на зерно резко повысились, и это отразилось на внутреннем рынке. Дабы избежать спекуляций со стороны недобросовестных поставщиков муки, Продкорпорация планирует закупить дополнительные объемы зерна из нового урожая в пределах двух миллионов тонн для стабилизации зернового рынка. Зерно, приобретенное в северных областях, будет по мере необходимости поставляться на мелькомбинаты регионов, где пшеница не выращивается или производится в недостаточном количестве.

Насибулла УРМАНОВ, Мактааральский сельский округ, Южно-Казахстанская область:

— За первый сорт хлопка-сырца дехкане получат по 50 тысяч тенге за тонну. Второй сорт оценивается в 46 тысяч тенге, третий — 42 тысячи тенге. Это цены такие же, как в прошлом году, а ведь инфляция значительная и расходы на возделывание одного гектара заметно увеличились. Будут ли закупочные цены по мере сбора урожая подниматься?

ОТВЕТ: — Продкорпорация закупает хлопок по максимально возможной цене. При закупе представители хлопкоочистительного завода, построенного Продкорпорацией в прошлом году, ориентируются на экспортные цены. В прошедшем сезоне, благодаря участию государства в лице Продкорпорации, закупочная цена тонны хлопка-сырца была увеличена до 50 тысяч тенге против 38 тысяч в 2005 году. Уровень цен зависит от котировок Ливерпульской хлопковой биржи, на которую ориентируются все страны — экспортеры хлопка. В 2007 году Продкорпорация начала закуп хлопка-сырца с 55 тысяч тенге за тонну и к концу кампании довела цену до 67 тысяч в зависимости от его качества. Таким образом, средняя цена закупа хлопка-сырца в нынешнем сезоне составила 64 тысячи тенге.

У Продкорпорации большой опыт подобной работы на зерновом рынке. За короткий срок с ее помощью мы сумели добиться главного: хлопок-сырец перестали скупать по бросовым ценам. Но выше мировых цен, разумеется, никто его покупать не будет. Другой вопрос: нужно повышать эффективность производства, культуру земледелия. Тогда отдача каждого гектара и, соответственно, прибыль, будут намного выше.

Тем не менее государство создает хлопково-текстильный кластер, который объединит ряд предприятий. Это хлопкоочистительный и семенной заводы, маслоэкстракционное производство, текстильная фабрика. Глубокая переработка хлопка позволит продавать продукцию с высокой добавленной стоимостью. Эта работа делается с целью поддержать отечественных товаропроизводителей, помочь им повысить урожайность, доходность хозяйств. А развитие отечественной переработки хлопка-сырца приведет к повышению внутреннего спроса на него, что в свою очередь будет способствовать росту закупочных цен.

КОПБАЙУЛЫ М., предприниматель, ветеринар, с. Кажымукан, Ордабасинский район, Южно-Казахстанская область:

— Из списков опасных болезней были убраны такие, как эмкар и лептоспироз. Эти болезни ранее регистрировались в районах. Будет ли возобновлено финансирование мероприятий по их предупреждению?

ОТВЕТ: — Прежде всего хочу подчеркнуть, что эмкар и лептоспироз не исключены из перечня особо опасных болезней, борьба с которыми ведется за счет средств республиканского бюджета. Только поменялась тактика борьбы. В тех сельских округах, где за последние три года подряд не было случаев заболевания животных этими болезнями, прекращены профилактические вакцинации. Это сделано с целью гармонизации наших действий с международными нормами. Ведь в настоящее время практически во всех развитых странах минимизируется количество вакцинаций, а в ряде стран от них давно отказались, и для обеспечения здоровья животных ставка делается на улучшение условий их содержания и проведение регулярных диагностических исследований. В случае же возникновения этих болезней, их ликвидация осуществляется за счет средств республиканского бюджета с использованием ресурсов республиканского запаса ветеринарных препаратов.

Выгода от такого подхода очевидная. Во-первых, дальнейшее развитие нашего животноводства напрямую связано с увеличением экспорта, и продавать на мировых рынках продукцию, полученную от невакцинированных животных, значительно легче, чем от вакцинированных. Во-вторых, ликвидация локальных очагов инфекций значительно дешевле, чем ежегодная вакцинация всего поголовья.

Арылбек КОРАЛАСБАЕВ, руководитель крестьянского хозяйства «БайАлгабас», Жамбылская область:

— Намечается ли разработка отраслевой программы возрождения отгонного животноводства и обводнения пастбищ?

ОТВЕТ: — Ваш вопрос вполне закономерен. Понятно, что без кормов наши намерения сделать качественный прорыв в животноводстве будут безосновательными. Министерством сельского хозяйства разработан и утвержден план по развитию кормопроизводства. Сюда же относятся и упомянутые вами отгонные пастбища. В этом плане предусмотрена разработка экологически безопасных систем восстановления деградированных пастбищ.

Наши специалисты работают и над вопросом их обводнения. Для этого необходимо сделать соответствующие коррективы в законодательстве, и проект изменений в Водный, Уголовный кодексы по вопросам безопасности плотин и мелиорации земель уже разработан.

Кроме того, сейчас ведутся переговоры по привлечению международного гранта для разработки ТЭО проекта «Восстановление обводняемых пастбищ в Республике Казахстан». Одной из важнейших задач его будет восстановление не менее тысячи водопойных пунктов в зонах традиционного пастбищного животноводства.

Темирбек ЖАЙТАПОВ, руководитель коневодческого хозяйства, Райымбекский район, Алматинская область:

— Казахстан имеет прекрасную возможность превратиться в крупного экспортера конины, став в ряд таких стран, как Аргентина, США, Бразилия, Канада. Наши коневоды сделали к этой цели серьезные шаги. У нас есть прекрасные породы лошадей мясного направления, а конепоголовье достигло 1,3 миллиона, немногим меньше российского.

Всевышний, как известно, обеспечил нас огромными пастбищными угодьями, на которых нагуливается прекрасное мясо. Но дорогу нашей ценной во всех отношениях конине на рынки Франции, Японии, Италии, Бельгии может проложить комплекс мер, в том числе зооветеринарного и экологического характера. Планируется ли принятие таких мер?

ОТВЕТ: — Говоря о затронутой вами теме, нельзя не принимать во внимание, что Казахстан на пути во Всемирную торговую организацию. В настоящее время нами принимаются соответствующие меры по решению проблемы гармонизации действий в этом вопросе с международными нормами. Вносятся необходимые изменения и дополнения в действующее законодательство по ветеринарии, меняется тактика борьбы с заразными болезнями. В частности, как было указано выше, начат процесс постепенного отказа от обязательной вакцинации по отдельным видам болезней, внедряются современные методы диагностики. Параллельно будут повышаться требования к предприятиям по выращиванию скота и переработке животноводческой продукции в части обеспечения безопасности сырья и продовольственных товаров в рамках недавно принятого Закона «О пищевой безопасности». Реализация этих мер позволит нам снять имеющие барьеры на пути продвижения животноводческой продукции отечественного производства на мировые рынки.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии