Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

ОтChinaя помощь

Фото : 10 января 2008, 12:26

ОтChinaя помощь

Дмитрий ВЕРХОТУРОВ

Китай намерен оказать Казахстану серьезную помощь в развитии несырьевых отраслей экономики путем реализации двухсторонних проектов в транспорте, металлургии и машиностроении. Официальные представители КНР еще раз подтвердили свою готовность к такому сотрудничеству.

Во время отпуска в Китае президент Казахстана Нурсултан Назарбаев принял специального посланника председателя КНР Ху Цзиньтао, члена Госсовета КНР Тан Цзясюаня, с которыми провел переговоры о развитии экономического сотрудничества двух стран. «В настоящее время расширяется казахстанско-китайское торгово-экономическое сотрудничество, особенно в несырьевых секторах, а реализация новых совместных проектов позволит в полной мере раскрыть потенциал двухстороннего экономического взаимодействия», –заявил президент Казахстана.

Тан Цзясюань отметил, что «Китай намерен оказывать содействие в развитии двухсторонних проектов в таких сферах, как металлургия, транспорт и машиностроение». Позиция, которую озвучил Тан Цзясюань, является официальной позицией КНР, закрепленной в документах. Во время визита президента Казахстана в Китай в августе 2007 года состоялись его переговоры с председателем КНР Ху Цзиньтао, в результате которых китайский лидер пообещал увеличение китайских инвестиций в несырьевые отрасли экономики Казахстана. «Правительство Китая поощряет увеличение инвестиций китайских компаний в экономику Казахстана, в частности в машиностроение, металлургию и другие сферы. Китай заинтересован принять активное участие в создании промышленных и научных парков в Казахстане», – заявил Ху Цзиньтао на пресс-конференции.

18 августа главы государств подписали совместное коммюнике, в котором, правда, сфера сотрудничества оценивалась несколько скромнее, но при этом достаточно четко и определенно. Пункт 11 совместного коммюнике гласил: «Стороны продолжат переход от реализации крупных проектов в нефтегазовом секторе к важным проектам в несырьевых отраслях, особенно в таких, как нефтегазовое машиностроение, пищевая и текстильная промышленность, транспортно-логистические услуги, металлургия, производство строительных материалов и туризм. Китайская сторона поддерживает создание и развитие совместных предприятий с участием казахстанского капитала на территории Китая. Стороны, признавая, что китайско-казахстанское межрегиональное и приграничное сотрудничество является важной составной частью двухсторонних торгово-экономических связей, будут продвигать развитие Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос».

Несмотря на то что коммюнике не имеет статуса международного соглашения, тем не менее документ излагает официальную позицию. Встреча президента Казахстана со специальным посланником председателя КНР подтверждает и закрепляет эту позицию.

Между тем в реализации этих договоренностей наметились определенные проблемы. Казахстан и Китай имеют контакты по экономическому и научно-техническому сотрудничеству на уровне правительств. 9 ноября 2007 года в Астане состоялось четвертое заседание Китайско-казахстанского комитета по сотрудничеству, на котором сопредседательствовали заместитель премьера Госсовета КНР У И и заместитель премьер-министраКазахстана Умирзак Шукеев.

Несмотря на переговоры и подписанные документы, тем не менее казахстанско-китайское сотрудничество так и не дошло до каких-либо конкретных проектов. И тому есть веские причины.

Пока сотрудничество между двумя странами ограничивается закупкой техники и оборудования в Китае. Казахстан является одним из крупных импортеров китайской техники и электроники. В импорте продукции машиностроения отдельно выделяется импорт китайской сельхозтехники и автомобилей. Сельхозтехника занимает около 80% в структуре импорта продукции машиностроения из Китая. В 2007 году Казахстан вышел на второе место в мире, после России, по импорту китайских автомобилей, закупив 13 тысяч автомобилей, что составляет около 2,5% всего китайского автомобильного экспорта за 2007 год. Вообще на оборудование приходится 43% казахстанского импорта.

Основная причина такого положения дел состоит в исключительной слабости казахстанского машиностроительного сектора, который ныне сильно уступает комплексу машиностроительных предприятий, который был в советские времена. «Я немножко отклоню историю в советское время, машиностроение в Казахстане занимало две с половиной тысячи предприятий. Сегодня по данным Госстата, 860 предприятий, реально действующих чуть больше 300. Реальную продукцию выпускают еще меньше, я думаю, где-то одну третью часть. Почему она не движется? Прежде всего то, что она в общем объеме промышленного производства занимает 3%, это тоже говорит само за себя», – считает депутат мажилиса парламента Казахстана Мейрам Пшембаев.

Количество крупных и средних предприятий машиностроения снизилось с 1876 в 1999 году до 208 в 2003 году. То есть в течение пяти лет количество предприятий снизилось более чем в девять раз. Это обвальное падение. Именно на 2003 год пришелся, кстати, бурный рост интереса Китая к экспорту продукции машиностроения в Центральную Азию, прежде всего в Казахстан.

Из этого комплекса в наилучшем положении находится производство оборудования для нефтедобычи и нефтепереработки, которое нашло спрос как внутри Казахстана, с его бурно развивающейся нефтедобычей, так и в России. В 2005 году был начат проект по организации кластера «Нефтегазовое машиностроение», который был один из семи кластеров казахстанской экономики. Создание кластера повлекло за собой пересмотр политики снабжения и оснащения нефтегазовых компаний Казахстана оборудованием, и появился термин «казахстанское содержание» в объеме закупок. В 2006 году казахстанское содержание в 53 нефтегазовых компаниях по оборудованию составило 21%.

Сохранились также работающие предприятия в других отраслях и появились новые, чаще всего сборочные производства, такие как АО «КамАЗ-Инжиниринг», по сборке грузовиков «КамАЗ». Но это абсолютное меньшинство среди предприятий.

Правительство Казахстана старается вдохнуть жизнь в казахстанское машиностроение путем трансферта технологий. «Одним из основных направлений в реализации стратегии рассматривается развитие и внедрение механизмов трансферта технологий как отечественных, так и иностранных. Поэтому мы можем и должны оказывать поддержку предприятиям в приобретении и разработке технологий, лицензий и конструкторской документации, патентов. А предприятия будут вкладывать средства в ее внедрение. Это практика широко используется в мире, называется государственно-частное партнерство. Уже профинансированы предприятия в сфере машиностроения, приборостроения, химической промышленности, фармацевтики и горно-металлургического комплекса», – заявил министр индустрии и торговли Казахстана Галым Оразбаков.

Идея трансферта технологий хорошая. В принципе, Китай, ставший теперь одной из крупных технологических держав, может предоставить Казахстану трансферт широкого спектра различных технологий и поддержать процесс инвестициями. Только весь вопрос в том, что казахстанская промышленность пока не может этот трансферт принять. Для освоения новой технологии нужно иметь работающее производство, подходящее оборудование, опытных рабочих, а также общую структуру отрасли, которая позволяет быстро провести локализацию большей части узлов и комплектующих осваиваемой машины или станка. Вот как раз ничего этого у казахстанского машиностроения нет.

Во-первых, это уже упоминавшееся падение казахстанского машиностроения до 203 предприятий. Столь слабая отрасль не может воспринять никакие трансферты. Для улучшения положения дел нужно основывать новые машиностроительные компании и создавать новые предприятия.

Во-вторых, для казахстанского машиностроения характерен низкий уровень выпуска конечной продукции. В общем количестве машиностроительных предприятий заводы – производители конечных видов машиностроительной продукции составляют только 6%. При этом крайне слабо развито производство материалов икомплектующих частей. Они импортируются из России и стран СНГ. В машиностроительной кооперации казахстанские заводы в массе своей занимают самое невыгодное положение производителей узлов, частей, агрегатов, а не готовой продукции. Без радикального решения вопроса об изменении структуры машиностроительной отрасли, в которой можно было бы ликвидировать зависимость от импорта материалов и комплектующих частей, трансферт технологий невозможен.

В-третьих, это сильная недогрузка предприятий. Производственные мощности большинства машиностроительных предприятий используются не более чем на 10-15%. Остальное оборудование только отягощает расходы предприятия.

Для возрождения казахстанского машиностроения и приведения его в состояние, в котором оно сможет принять китайские технологии и инвестиции, потребуется очень много работы как по переделке самой отрасли, так и по ее поддержке налоговыми режимами, финансированием, программами развития и так далее. Нужна также помощь со стороны общества и потребителей под общим лозунгом: «Покупаем казахстанское!» Без этой работы можно даже не надеяться, что китайская помощь окажет хоть какое-то влияние на развитие казахстанской промышленности.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии