Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Основная цель политики реформирования межбюджетных отношений в нашей стране

Фото : 11 января 2008, 10:07

Основная цель политики реформирования межбюджетных отношений в нашей стране — обеспечить все уровни государственного управления достаточными финансами для полноценного предоставления закрепленных за ними государственных услуг. Это необходимо для обеспечения равного доступа к услугам, гарантированным Конституцией и законодательством населению. Поэтому вопросы формирования оптимальной модели межбюджетных отношений важны как для получателей услуг, так и для государственных органов.

В соответствии с Бюджетным кодексом межбюджетные отношения регулируются трансфертами и бюджетными кредитами, а между областным и районными бюджетами еще и нормативами распределения индивидуального подоходного и социального налога, которые устанавливаются решением областного маслихата. Основаны они на распределении поступлений и расходов между уровнями бюджетов и направлены на обеспечение прозрачности и стабильности взаимоотношений, усиление самостоятельности каждого уровня управления, а также на стимулирование проведения эффективной бюджетной политики.

С введением в действие Бюджетного кодекса мы перешли к закреплению размеров межбюджетных трансфертов общего характера на среднесрочный период. Они утверждаются в абсолютном выражении на три года и не подлежат изменению в течение этого периода. Таким образом, на постсоветском пространстве впервые введена практика утверждения законом объемов трансфертов общего характера между республиканским и местными бюджетами на среднесрочный период.

2007 год стал завершающим для действия трехлетних трансфертов, установленных законом от 2004 года на основе подходов, закрепленных в Бюджетном кодексе. Впервые внедренное закрепление субвенций и изъятий на среднесрочный период без ежегодных изменений показало свою эффективность. Так, доходы местных бюджетов по сравнению с прогнозом перевыполнены в 2005 году на 78,5 миллиарда тенге, или почти на 20 процентов, в 2006 году — на 127,95 миллиарда, или на 28,3 процента, за десять месяцев прошлого года — на 216,4 миллиона тенге. Эти средства в полном объеме остались в распоряжении акиматов для решения проблем регионов.

Вместе с тем, в предыдущей методике определения размеров межбюджетных трансфертов, несмотря на ее плюсы, имеется ряд недостатков. Во-первых, недостаточна объективность определения прогноза текущих расходов местных бюджетов, закрепляющая существующий дисбаланс бюджетной обеспеченности по регионам. В результате в областях сложился различный уровень предоставления жителям стандартного объема госуслуг. Во-вторых, отсутствуют дополнительные стимулы увеличения налогового потенциала регионов, не учитывается вклад каждого региона в его рост. В-третьих, трансферты общего характера на трехлетний период определялись без учета количества получателей услуг и особенностей региона. Поэтому для дальнейшего совершенствования системы межбюджетных отношений МЭБП совместно с экспертами ЮСАИД разработана новая методика расчета трансфертов общего характера. При этом учитывалась практика Швеции, Германии, где также используется механизм отрицательных трансфертов — изъятий, а также Франции, Великобритании и России. Можно сказать, что во многих развитых странах оценка расходных потребностей осуществляется исходя из численности потребителей бюджетных услуг с учетом объективных факторов, обуславливающих различия в расходных потребностях в разных регионах.

В соответствии с методикой прогнозные объемы доходов местных бюджетов определяются центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию по согласованию с местными исполнительными органами с учетом сложившейся базы налогообложения и других факторов экономического характера на основе распределения доходов между уровнями бюджетов. Прогноз идет в три этапа. Определение объема текущих затрат постоянного характера, капитального характера и объема бюджета развития с учетом установленных Бюджетным кодексом направлений расходов по функциональному признаку. Для более объективного подхода при расчете текущих затрат произведен переход от «сметного» подхода к оценке текущих затрат, исходя из количества потребителей бюджетных услуг по формульной схеме с учетом объективных факторов, обуславливающих различия в уровне затрат. Это демографический состав, плотность населения, климатические условия, транспортная доступность и другие.

Еще одно новшество методики — дополнительное применение повышающих коэффициентов в текущих затратах для Астаны как столицы и Алматы — регионального финансового центра. Эти города призваны быть центрами притяжения человеческих ресурсов из других регионов, в том числе приграничных государств, местом расположения центральных госорганов и различных международных организаций. В связи с чем на их бюджет ложится дополнительная нагрузка для предоставления всем равного доступа к стандартному уровню государственных услуг. Определение текущих затрат капитального характера — капитальный ремонт, укрепление материально-технической базы госучреждений — идет пропорционально рассчитанному объему текущих затрат для всех регионов одинаково. Изменены подходы к определению бюджетов развития регионов. Прогнозный объем бюджета развития рассчитан по двум компонентам. Первый определяется так же, как в предыдущей методике пропорционально рассчитанному объему текущих затрат, второй, новый, — пропорционально прогнозному объему доходов местных бюджетов. Это нововведение позволяет учесть вклад каждого региона в рост доходов бюджета и усилить стимулы регионов в экономическом развитии, расширении налогового потенциала.

На основании утвержденной Правительством методики расчетов трансфертов общего характера принят Закон РК «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2008—2010 годы». Согласно ему субвенции, передаваемые из республиканского бюджета в областные, составили на 2008 год 449,1 миллиарда тенге, на 2009 год — 526,9 миллиарда, на 2010 год — 645,4 миллиарда тенге. Бюджетные изъятия, передаваемые из местных бюджетов в республиканский, составили соответственно 81,8, 89,9 и 77,7 миллиарда тенге.

Инструменты оперативного регулирования межбюджетных отношений в период действия трехлетних объемов трансфертов общего характера — целевые текущие трансферты. Предоставление целевых трансфертов на развитие нижестоящим бюджетам и их объемы будут взаимоувязаны с задачами выравнивания уровня обеспеченности регионов сетью приоритетных учреждений образования и здравоохранения, услугами водоснабжения, в целом уровня бюджетной обеспеченности регионов. К примеру, в республиканском бюджете на этот год учтены целевые трансферты на строительство объектов образования и здравоохранения на общую сумму 111,3 миллиарда тенге, на строительство и реконструкцию объектов водоснабжения — 28 миллиардов тенге.

Правительство не собирается останавливаться на достигнутом, а продолжит работу по дальнейшему совершенствованию межбюджетных отношений, направленному на постепенное выравнивание бюджетной обеспеченности регионов.

Марат Кусаинов,

вице-министр экономики и бюджетного планирования


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии