Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Развитие институтов гражданского общества - один из главных приоритетов - Департамент внутренней политики Алматы

Фото : 11 января 2008, 11:55

 

АЛМАТЫ. 11 января КАЗИНФОРМ /Айгуль Турысбекова/ - В свете решения о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году развитие институтов гражданского общества приобретает приоритетный характер. О том, как взаимодействует государство с неправительственным сектором на примере самого крупного города страны, корреспонденту Казинформа рассказала директор Департамента внутренней политики Алматы Аида Балаева. Она отметила, что в Алматы находится более 60% всех НПО Казахстана.

- В Алматы активно развиваются институты гражданского общества. Какую работу будет проводить Департамент в связи с подготовкой к председательству Казахстана в ОБСЕ?

- Председательство в этой авторитетной международной организации накладывает большую ответственность. Наступивший год - это новый этап в развитии Казахстана, который международное сообщество признало, как страну с динамично развивающейся политической системой. Безусловно, сегодня все понимают, что только самостоятельное, сильное демократическое государство способно быть гарантом не только отдельной нации, но и жизни каждого жителя этой земли.

За все предыдущие годы независимого развития в стране реализованы глубочайшие по своему содержанию социально-экономические реформы, которые вывели Казахстан в лидеры на постсоветском пространстве. Пожалуй, сейчас никто не оспорит очевидные экономические успехи нашей страны. Еще 1999 году цивилизованный мир признал Казахстан страной с рыночной экономикой. Это еще раз подтверждает последовательность политики Главы нашего государства, который в самом начале отдал особый приоритет экономике.

Вместе с тем, никто не может отрицать тот факт, что в Казахстане поступательно развивается и политическая система. Как свидетельство - успешные политические реформы, которые были осуществлены и до сих пор продолжаются по отдельным направлениям. Более того, больших успехов мы добились в области демократизации общества. Все это стало возможным благодаря усилиям нашего Президента и народа страны. Можно и нужно сказать, что, проголосовав за кандидатуру Казахстана, мировое сообщество еще раз признало его очевидные достижения и вклад в развитие общечеловеческих, и, прежде всего демократических ценностей. Но мы не должны забывать, что избрание нашей страны председателем ОБСЕ это не только большое достижение, но и огромная ответственность, которую предстоит оправдать общими усилиями.

И здесь определяющая роль принадлежит Алматы, который является эпицентром общественно-политических событий в стране. Здесь сосредоточено огромное количество институтов гражданского общества - политических партий, общественных объединений и движений, НПО, профсоюзов, СМИ. В Алматы находятся офисы 80% политических партий, поставлены на учет более 1000 СМИ, зарегистрированы более 1000 профсоюзных организаций, функционируют 202 религиозные организации.

Но, конечно, при подготовке к председательству в ОБСЕ основной акцент в своей работе мы намерены делать на неправительственный сектор. НПО Алматы - это большая армия представителей нашего общества и его наиболее активная часть. Если в первые годы независимости страны в их становлении и развитии помогали международные организации, то в последние годы государство само финансирует их деятельность. Так, к примеру, достижением можно считать реализацию «Программы государственной поддержки неправительственных организаций Алматы на 2005 год». Такая программа в городе была принята впервые.

Известно, в 2002 году была разработана Концепция развития неправительственного сектора в Казахстане, затем в 2006 году Глава государства своим Указом утвердил Концепцию развития гражданского общества в РК на 2006-2011 годы. Она разработана в соответствии с Общенациональной программой демократических реформ и стратегией вхождения Казахстана в число 50 наиболее развитых стран мира, что обозначено в Послании Президента народу страны от 1 марта 2006 года. В Концепции анализируются основные тенденции развития гражданского общества в Казахстане на современном этапе, изложены пути и конкретные механизмы развития гражданского общества на предстоящие годы.

Кроме того, Концепция определяет основные направления развития институтов гражданского общества и возможности реализации гражданских инициатив. Она является основой для разработки целевых программ, законодательных и других нормативных правовых актов, нацеленных на создание благоприятных условий для функционирования институтов гражданского общества. Поэтому, согласно постулатам этой концепции, в 2005 году мы разработали новую Алматинскую программу государственной поддержки, на реализацию которой из местного бюджета было выделено 70 млн. тенге.

В 2006-2007 годах был расширен круг ее адресатов. Сейчас она называется «Программа государственной поддержки институтов гражданского общества». В 2005 году проводились «пилотные» конкурсы по социально-значимым проектам для НПО. Сегодня наработан определенный опыт. В 2007 году прошли два конкурса и реализованы 42 социально значимых проекта - их бюджет более 50 млн. тенге. Лоты формировались из принципа приоритетности сфер - формирование здорового образа жизни, поддержка молодежных и женских инициатив, гендерное равенство, повышение правовой грамотности населения, психологические консультации. В этих конкурсах участвовали более 200 НПО.

Стоит отметить, что в связи с последними изменениями и поправками в Конституцию РК государство имеет право напрямую финансировать НПО. Считаем, что назрела необходимость корректировки закона о государственном социальном заказе. Думаю, что этот закон будет пересмотрен, что важно для становления институтов гражданского общества.

Еще в 2005 году наш департамент разработал четкий алгоритм работы. Теперь изучение любой ситуации происходит комплексно. На первом этапе - проведение социологического исследования, то есть изучение общественного мнения. Второй этап - изучение мнения экспертов. Завершающий этап - «круглый стол», где обсуждается проблема, вырабатываются рекомендации, предложения и конкретный план мероприятий. Подобный подход учитывает мнение всех заинтересованных сторон. Мы будем придерживаться его и впредь. Сейчас активно идет сбор предложений от НПО по формированию лотов на этот год. НПО непосредственно работают с населением и знают проблемные вопросы, которые необходимо решать в свете социального заказа. Бюджет на эти программы составляет в этом году 75 млн. тенге.

Вместе с тем нас волнуют вопросы, которые касаются правовых аспектов в деятельности религиозных организаций. Считаем, что закон о религиозных организациях требует поправок и изменений. Наши рекомендации направлены в соответствующие органы. Мы проводим образовательные семинары для госслужащих по разъяснению сути деятельности НПО - это организации, работающие в социальном поле, а не в политическом. Государству необходимо использовать их потенциал в продвижении инициатив, целей и задач общества.

Именно с помощью НПО можно решить многие задачи, волнующие людей. На системный уровень поставлена встреча представителей НПО с госорганами по направлениям деятельности. Например, НПО, занимающиеся проблемами медицины, работают с Департаментом здравоохранения, экологии - с соответствующей структурой. В прошлом году по инициативе акимата Алматы и НПО были инициированы Общественные слушания по вопросам экологии и здравоохранения. Это наиболее краткий путь к диалогу власти и общества. А НПО - мост, связывающий население и власти. Все проблемные вопросы общества доводятся до Департамента внутренней политики, планы корректируются с учетом замечаний и предложений НПО.

В 2005 году при нашем департаменте был создан ресурсный центр для НПО. Цель - оказание информационной и организационной поддержки в их работе. Создана система рассылки информации о проведении семинаров, тренингов. Это необходимо для координации их действий. Мы предоставляем НПО бесплатно помещения для проведения тренингов. Что касается СМИ - это в первую очередь открытость акимата в предоставлении достоверной информации. Аким Алматы на личном примере подает пример открытости. Этот фактор имеет большое значение. Сайт Алматы признан одним из лучших среди государственных органов. Электронное правительство - самый лучший инструмент для обратной связи с населением. Оно уже доказало свою эффективность - это и отсутствие бумажной волокиты, скорость и постоянная связь с населением.

- Определены ли социально значимые лоты, которым будет отдано предпочтение в этом году?

- Финансируя НПО, государство понимает, что решает, прежде всего, проблемы своих граждан, а значит и всей страны в целом. Есть проекты, которые общественные объединения решают лучше, чем госорганы. Президент страны неоднократно говорил о том, что необходимо наращивать финансирование НПО для решения социальных проблем общества. Он поставил задачу к 2010 году увеличить государственное финансирование НПО и довести его до миллиарда тенге. В 2007 году в Алматы было профинансировано 42 социально-значимых проекта, среди них наиболее важные - «Поддержка молодежных и детских инициатив» - 7 лотов, «Решение вопросов социальной сферы и поддержки инвалидов» - 7 лотов, «Правовая реформа, защита законных прав интересов граждан и организаций» - 2 лота, «Информационная поддержка государственной внутренней политики» - 7 лотов, «Решение проблем в сфере миграции» - 2 лота. Эти проблемы будут решаться и в наступившем году.

В связи с последней проблемой нашим департаментом разработана специальная миграционная карта города. На ней видно, кто живет в 28 присоединенных к городу территориях, количество жителей, откуда они прибыли в Алматы. Эта проблема была нами тщательно изучена. Новые микрорайоны образовались из-за усиления внутренних миграционных процессов. Основной мотив пребывания в Алматы - поиск работы. Мы убеждены, что миграционная ситуация требует к себе повышенного внимания и тщательного изучения.

Благодаря проекту «Работа службы помощи беспризорным и безнадзорным детям» в семьи были возвращены 100 детей. Нельзя отрицать работу правоохранительных органов в решении этой проблемы. Представители НПО подходят к этой проблеме с изучения ее первопричины. С такими детьми проводились психологические тренинги. И сегодня ДВД города активно сотрудничает с этими НПО. Кстати, со школьными инспекторами эти же НПО провели подготовительную работу по их работе в школах.

Очень важный проект - «Организация и обучение основам предпринимательской деятельности женщин-инвалидов и детей-инвалидов». Палата ремесел - это также совместный проект НПО и нашего Департамента. Благодаря этому проекту сотни женщин получили возможность самим зарабатывать и даже наладить свой бизнес. Мы уделяем большое внимание созданию служб по оказанию правовой и юридической помощи населению.

- Ваш Департамент работает с религиозными организациями и выдает лицензии на их деятельность. Какова ситуация в городе с различного рода миссионерами?

- У Департамента нет контрольных функций. Согласно Постановлению Правительства РК этими вопросами занимаются местные исполнительные органы. Мы выдаем лицензии на проведение миссионерской деятельности. В этом вопросе есть свои сложности, ими должны заниматься специалисты по религиям - теологи. В районных акиматах эти вопросы курирует государственно-правовой отдел или отдел внутренней политики. Из-за отсутствия теологов эту работу выполняют юристы. Но не каждый из них знает специфику той или иной религиозной организации. Сегодня они регистрируются как общественные. Если есть весь перечень документов для регистрации - лицензия на миссионерскую деятельность выдается в течение трех дней. В 2007 году в Алматы было зарегистрировано 88 таких организаций.

Поэтому мы уделяем большое внимание правовым аспектам деятельности религиозных организаций. Если есть факты распространения листовок, религиозной литературы экстремистского толка, это сигнал к угрозе внутренней безопасности города и страны в целом. Думаю, что пришло время пересмотреть закон, в который должны быть внесены поправки с конкретными понятиями о миссионерской деятельности, религиозных организациях. При акимате есть Совет по делам религий, в который входят представители всех конфессий. Вопрос изучения религиозной ситуации в городе поставлен на системный уровень. Ежеквартально проводятся социологические исследования по изучению религиозной и межконфессиональной ситуации в городе.

В 2007 году были проведены серии семинаров для правоохранительных и специальных органов, изданы методические пособия с характеристиками каждой секты, религиозной организации, движения. В этом вопросе мы тесно сотрудничаем с ними и оказываем им методическую и информационную поддержку, делимся результатами социологических исследований. Согласно им проблема безопасности среди населения стоит на пятом месте. Это говорит об эффективной работе специальных органов. Сейчас перед нами стоит задача разработать методическое пособие для судебных органов. В Казахстане функционируют религиозные организации, которые в ряде стран вообще запрещены.

Людей больше беспокоит коррупция в органах власти, проблемы жилья, образования, здравоохранения. Любые незаконные факты в этой сфере являются для нас сигналом. Одна из задач Департамента - прогнозно-аналитическая работа, выявление очагов социальной напряженности и выработка рекомендаций для их решений.

Департамент также тесно сотрудничает с НКЦ, которых в Алматы 30. В деле сохранения стабильности и межнационального согласия этот аспект играет огромную роль. Несомненно, все достижения Казахстана связаны со стабильностью и миром. Президент РК отметил, что Казахстан, где проживает более 100 национальностей, готов привнести свой опыт межнационального согласия в ОБСЕ. Основа этого мирного сосуществования - взаимоуважение к культурам всех народов. Запланировано социологическое исследование «Восприятие алмаатинцами решения о председательстве Казахстана в ОБСЕ», по итогам которого пройдут «круглый стол» и научно-практическая конференция с участием представителей всех институтов гражданского общества. Намечена еще одна конференция на тему «Председательство Казахстана в ОБСЕ: перспективы развития гражданского общества».

Не менее важный вопрос - воспитание казахстанского патриотизма. Эту работу мы проводим совместно с Департаментом образования. Патриотизм начинается с уважения государственных символов страны. Вопросы их пропаганды и применения находятся в компетенции нашей структуры. На постоянной основе проводятся ежемесячные рейды, выявляются факты неуважительного отношения к государственным символам. Они обсуждаются на заседании соответствующей комиссии. В конце этого месяца будет обсуждена работа Жетысуйского района Алматы.

Любая работа, особенно идеологическая, должна быть системной. Именно такого принципа придерживается наш департамент, который делает ставку на качество и эффективный результат.

- Спасибо за интервью.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии