Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Недра национальных интересов. О механизме госрегулирования, управления и рационального использования запасов полезных ископаемых - председатель Комитета Сената Парламента РК по финансам и бюджету Мусиралы Утебаев

Фото : 12 января 2008, 15:25

Среди правовых документов, вступивших в силу в конце минувшего года, особое место занимает законодательная инициатива по регулированию вопросов в сфере недропользования. Основные принципы государственной политики, учитывающей экономические и политические реалии, связанные с приоритетом национальных интересов в этой области, теперь получили нормативное подкрепление. О механизме госрегулирования, управления и рационального использования запасов полезных ископаемых мы беседуем с председателем Комитета Сената Парламента РК по финансам и бюджету Мусиралы УТЕБАЕВЫМ.

— Логика развития государства в переходный период выдвигает необходимость естественного укрепления его позиций в ключевых секторах экономики. С точки зрения совершенствования соответствующей нормативно-правовой базы особую актуальность приобретает применение принципа стабильности законодательства, гарантирующего возврат инвестиций в сфере недропользования. Последовательная стратегическая политика в данной области, учитывающая не только современные мировые тенденции, но и состояние и возможности отечественной сырьевой базы, нужду добывающей отрасли в передовых высоких технологиях, заставляет искать ответы на многие важные вопросы. Сегодня в установлении действенного контроля за добычей минеральных ресурсов сделан очень важный шаг — пакет поправок в закон о недрах и недропользовании дает государству мощный рычаг воздействия на участников рынка.

— Административно-правовые отношения государства и недропользователей содержат в первую очередь властный ресурс, позволяющий государству контролировать использование принадлежащих ему недр. Увеличивает ли возможности названного ресурса нынешнее дополнение норм публичного права нормами гражданского?

— Гражданский кодекс допускает государство к участию в гражданских правоотношениях. И хотя государство рассматривается в качестве субъекта гражданского права в рамках тех норм кодекса, которые определяют участие юридических лиц в гражданском обороте, нельзя не учитывать особенности статуса и круга полномочий государства. Это означает, что в гражданском законодательстве, в том числе Гражданском кодексе, а также в других нормативных актах имеются правовые нормы, посвященные исключительно государству.

Публичное право тесно связано с политическим режимом и национальными управленческими структурами. С развитием рыночных отношений публично-правовые нормы распространяются и на предпринимательскую деятельность для нейтрализации или предотвращения тех негативных явлений, которые ей сопутствуют. И в этой связи понятно, что недропользование относится к институту публичного права. Причем эта публично-правовая отрасль содержит также и элементы частного права. Но вместе с тем системы публичного и частного права не сливаются друг с другом, а, будучи совершенно самостоятельными, взаимопроникают друг в друга лишь в определенной степени.

Здесь есть смысл упомянуть о четком разделении между гражданско-правовыми и публичными нормами. Государство, имея властные рычаги управления, не может являться равноправной стороной договора. В отношениях по гражданскому обороту оно выступает не только как субъект таких отношений, но и как властный орган, как политический суверен, предписывающий «правила игры» другим участникам оборота.

В недропользовании, где представлена монопольная государственная собственность, в силу соответствующих норм Конституции, она неотъемлема и неотчуждаема, использование ее осуществляется в общественных, всеобщих интересах. Такое использование может быть обеспечено только с применением властных методов. Правомочия государства как субъекта права собственности на недра тесно переплетены с его прерогативами органа публичной власти, суверенного гаранта и защитника недр, обеспечивающего их неотъемлемый, неотчуждаемый характер, сохранность и рациональное использование. Поэтому государство может на любой стадии гражданско-правовой сделки — от заключения до исполнения — вмешаться в этот процесс и принять решение с учетом национальных интересов.

— В начале 90-х годов Казахстан допустил зарубежные компании к работе на нефтяных месторождениях на условиях соглашений о разделе продукции. Этой наименее выгодной для страны формой сотрудничества отмечается сегодня практика взаимодействия инвесторов с государствами африканского континента. Компании, работающие на условиях СРП, хотя они платят ренту за пользование недрами и делают ряд других отчислений, не платят налоги в соответствии с национальным законодательством. В погоне за компенсацией затрат они пытаются раздуть стоимость проектов. Взять, к примеру, попытку консорциума «Agip KCO» перенести начало промышленной добычи нефти на Кашагане с 2008 на 2010 год и увеличить тем самым бюджет в несколько раз...

— К сожалению, действующее налоговое законодательство едва ли способствует соблюдению интересов государства в исполнении договоров по заключенным контрактам на недропользование. А между тем проявление административной составляющей должно быть поддержано административными полномочиями государства в рамках норм его гражданско-правового регулирования.

Недропользование является капиталоемкой отраслью, нуждающейся в жестком стратегическом и законодательном контроле со стороны государства. На этом уровне государство может принять любое решение, отвечающее национальным интересам. Оно вправе предоставлять гарантии неизменности законодательства, но вправе и в любой момент их отменить или изменить.

Важным моментом в деле совершенствования законодательства является правильное толкование действующих норм права в отношении применения режима налогообложения и других императивных норм законодательства, вступивших в силу после заключения контрактов. Далее работа должна вестись в направлении систематизации нормативно-правовой базы в сфере недропользования для удобства его применения.

Экономические интересы государства — составная часть национальных интересов. Поэтому на законодательном уровне республика должна обеспечить собственную экономическую безопасность через контроль за состоянием и использованием объектов экономики, находящихся в управлении или собственности иностранных организаций и организаций с иностранным участием.

— Изменения в закон о недрах и недропользовании, позволяющие пересматривать контракты с компаниями, разрывать договоры с ними во внесудебном порядке, независимо от того, когда они подписаны, вызвали серьезные дискуссии. Высказывались опасения, что этот шаг вызовет непонимание инвесторов, прежде всего зарубежных.

— Повторюсь, что во главу угла в данном случае поставлены экономические интересы государства при стремлении не ухудшить положение недропользователей. Законодательные новации предусматривают принцип равенства всех перед законом. Следовательно, необходимо установить четкие правила по отношению к инвестиционным контрактам. Разработчики недр должны иметь права и обязанности, не нарушающие баланса интересов сторон. По большому счету, это не пересмотр контрактов, а приведение их в соответствие с нормами действующего законодательства.

Справедливость предпринятых мер подтверждается текущими процессами в глобальной экономике. Это относится и к набирающему обороты присоединению стран-поставщиков минерального сырья на мировые рынки сбыта, в том числе Казахстана, к Инициативе прозрачности добывающей промышленности. Принятие в июне прошлого года странами «Группы восьми» Декларации саммита «Рост и ответственность в мировой экономике» еще раз говорит о нашей приверженности делу активной пропаганды признанных международных стандартов социальной ответственности частных корпораций и жестких стандартов в области охраны окружающей среды.

— Поправки в законодательстве вызвали острое беспокойство в связи с тем, что принцип незыблемости контрактов, являющийся одним из ключевых условий работы в Казахстане, теперь отменен. Возможность пересмотра соглашений толковалась как один из серьезных рисков при выдаче кредитов банками, а на фондовом рынке — при оценке стоимости акций компаний. Кроме того, новации якобы открывают дополнительные возможности для злоупотреблений со стороны госорганов. В этой связи высказываются опасения, что процесс взаимодействия участников СРП с властями теперь окончательно уйдет в кулуары и закулисные переговоры.

— В области законодательного регулирования в сфере недропользования Казахстан с момента обретения независимости проводит адекватную политику. Что это означает? Когда мы говорим об адекватности законодательства, мы должны прежде всего понимать, что никто и никогда не будет отнимать прав на недропользование и несправедливо «выдавливать» инвесторов из бизнеса на незаконной или нелегитимной основе.

Механизм парламентской системы в республике, в том числе благодаря последним политическим реформам, в настоящее время выстроен таким образом, что необоснованные и противоречащие принципам цивилизованного правового устройства законы просто не будут приниматься. То есть никакой чиновник в угоду личным или коммерческим интересам просто не сможет пролоббировать закон, позволяющий возглавляемому им ведомству использовать возможности государства для того, чтобы выгнать инвестора с перспективного месторождения, отнять у него лицензию на недропользование или сделать его работу невыгодной и неэффективной. В то же время адекватность законодательства ни в коей мере не распространяется на ситуацию, когда баланс интересов складывается не в пользу народа Казахстана, когда нарушаются требования национального законодательства.

Мы должны раз и навсегда понять: свои ресурсы страна предоставляет только на тех условиях, когда интересы ее граждан и ее законы неукоснительно соблюдаются. Недопустимо также, чтобы нормальное стремление в правовых рамках обеспечить защиту национальных интересов оспаривалось неуместной риторикой, прикрытой обвинениями в ухудшении инвестиционного климата.

Дина НУРСАПАРОВА,

фото Игоря БУРГАНДИНОВА


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии