Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Контроль как фактор роста. В условиях поступательного экономического развития в Казахстане встает задача эффективного, рационального и целевого использования бюджетных средств и накоплений Национального фонда

Фото : 12 января 2008, 15:29

В условиях поступательного экономического развития в Казахстане встает задача эффективного, рационального и целевого использования бюджетных средств и накоплений Национального фонда. И здесь непреходящее значение имеет верная организация государственного финансового контроля. Свое видение решения данной проблемы в интервью нашей газете представляет депутат, член Комитета Мажилиса Парламента по финансам и бюджету Сеитсултан АИМБЕТОВ.

— В первую очередь хочу отметить, что все наши достижения — результат глубоко продуманной и всесторонне взвешенной политики Главы государства Нурсултана Назарбаева. Рост экономики позволил ежегодно аккумулировать значительные финансовые ресурсы в республиканском бюджете и Нацфонде. Это дало возможность решать социально-экономические задачи как страны в целом, так и отдельных регионов, повышать благосостояние граждан, улучшать положение малообеспеченных, социально незащищенных слоев населения.

Вместе с тем наблюдается картина, когда многие министерства и ведомства, государственные учреждения и предприятия недоосваивают или недоиспользуют выделяемые им из бюджета крупные суммы. Другими словами, финансы не всегда направляются туда, куда следует, где они могут быть эффективно использованы и имеется острая нужда в них. Поэтому все больше убеждаюсь в том, что в республике сейчас необходимо принять отдельный закон о государственном финансовом контроле.

— Сеитсултан Сулейменович, как вы представляете себе эффективно функционирующую систему госфинконтроля? Не дублирует ли содержание названного вами закона суть законопроекта о Счетном комитете, который скоро, очевидно, будет рассматриваться в Парламенте?

— Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета является только лишь одним из органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, хотя занимает ведущее место в соответствующей системе. В этой связи закон о комитете вряд ли будет охватывать всю сферу деятельности государства в области финконтроля. В законе же о государственном финансовом контроле следует определить задачи и функции всех органов (а не только Счетного комитета), зафиксировать нормы, регулирующие правоотношения, возникающие в деятельности органов госфинконтроля, во взаимоотношениях этих органов между собой и с другими госорганами, а также с контролируемыми объектами.

— Тогда какими нормативными актами органы государственного финансового контроля руководствуются сейчас?

— Прежде всего, Конституцией. Кроме того, соответствующий раздел есть в Бюджетном кодексе, в который, кстати, в недалеком будущем намечается внести изменения. Считаю, что основные положения о госфинконтроле в кодексе нужно сохранить, приняв, тем не менее, отдельный отраслевой закон, причем разработчиками документа должны выступить Счетный комитет и Правительство.

— В последнее время средства массовой информации практически не сообщают о каких-то громких делах, фактах крупных махинаций и злоупотреблений, выявленных органами госфинконтроля...

— Думаю, этому в немалой степени способствует несовершенство классификации видов финансовых нарушений в нормативно-правовых актах, нечеткость их разграничения, размытость. Конечно, не исключаю и того, что не все выявленные контролирующими органами нарушения предаются огласке.

В статье 132 Бюджетного кодекса даны определения трем видам финансовых нарушений. При этом не совсем понятно, к какому виду из них должны относиться факты мошенничества, преднамеренные действия по присвоению активов государственных учреждений и предприятий, в том числе осуществляемые со стороны их руководства, прямые хищения, растраты активов.

Не исключено, что многие органы финконтроля в погоне за показателями отчетности или по другим соображениям увлеклись проверками на предмет нецелевого, необоснованного и неэффективного использования средств и не уделяют должного внимания выявлению фактов серьезных финансовых махинаций и злоупотреблений, мошенничества, прямых хищений и присвоений активов. И это объяснимо, если последние не находят отражения в системе видов финансовых нарушений и в отчетности.

— Вы принимали участие в рассмотрении проекта республиканского бюджета нынешнего года. Как, на ваш взгляд, была проведена эта работа в Парламенте и что нужно предпринять, чтобы сделать ее более результативной?

— Исходя из принятого в стране курса по усилению полномочий высшего законодательного органа в вопросах утверждения и контроля за исполнением бюджета, хотел бы высказать некоторые соображения. В настоящее время Счетный комитет, согласно соответствующему положению, является высшим органом государственного финансового контроля, осуществляющим внешний контроль за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту. По Конституции, Глава государства назначает председателя комитета и двух его членов, а каждая из палат Парламента — по три.

Бюджетный кодекс определяет, что государственный бюджет — сводный документ, объединяющий республиканский и местные бюджеты без учета взаимопогашаемых операций между ними, используемый в качестве аналитической информации и не подлежащий утверждению. Однако, несмотря на это, ни в коей мере нельзя умалять значения правильной разработки показателей проекта госбюджета, в том числе проектов местных бюджетов, учитываемых при подготовке проекта утверждаемого республиканского бюджета. Без всестороннего обоснования показателей всех проектов невозможно правильно определить взаимоотношения республиканского с местными бюджетами, в том числе по суммам изъятий и субвенций. При обсуждении в Парламенте проекта сметы страны на очередной год это следует учитывать.

При рассмотрении проектов местных бюджетов, расчетов по суммам трансфертов общего характера важное значение имеет соблюдение принципов межбюджетных отношений, установленных Бюджетным кодексом, в том числе равенства бюджетов областей, города республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, равенства бюджетов районов (городов областного значения) во взаимоотношениях с вышестоящим областным бюджетом, выравнивания уровней бюджетной обеспеченности административно-территориальных единиц республики.

Бюджетный кодекс установил, что трансферты общего характера направлены на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности местных бюджетов и обеспечение равных фискальных возможностей для предоставления стандартного уровня государственных услуг в соответствии с направлениями расходов, закрепленными за каждым уровнем бюджета. Прогнозные объемы затрат местных бюджетов рассчитываются с учетом их разделения на текущие программы и программы развития, бюджетной обеспеченности, утверждаемых натуральных норм и на основе распределения расходов между уровнями бюджетов.

Из этих положений кодекса видно, что одним из важнейших показателей, с помощью которого регулируются межбюджетные отношения, является показатель «бюджетной обеспеченности» — стоимости государственных услуг с учетом натуральных норм в расчете на единицу получателей данных услуг, предоставляемых органами государственного управления за счет средств соответствующих бюджетов. Поэтому в ходе работы над проектом бюджета в Парламенте мы должны серьезное внимание уделять обоснованности уровня бюджетной обеспеченности и тому, в какой мере достигается выравнивание уровней бюджетной обеспеченности административно-территориальных единиц.

Данный вопрос имеет большое социальное значение и затрагивает интересы всех граждан страны. Обеспечение равных возможностей в получении услуг (в соответствующих объемах и качестве) госорганов, финансируемых из бюджета, в том числе в сфере образования и здравоохранения, — это одновременно и право наших граждан, и важнейшая приоритетная задача государства. Реализация такого права напрямую зависит от обоснованности и степени выравненности уровня бюджетной обеспеченности по регионам.

Кроме того, Правительство, как известно, утвердило среднесрочный план социально-экономического развития республики на три года. Сегодня, опираясь на его параметры, убежден, можно и нужно перейти к разработке и принятию прогноза показателей государственного и республиканского бюджетов сроком на три года с последующим ежегодным уточнением показателей при утверждении республиканского бюджета на предстоящий год. Такой подход однозначно положительно скажется на качестве проекта главного финансового документа. В то же время он будет способствовать ускоренному выполнению процедур, осуществляемых в процессе исполнения бюджета, полному освоению выделяемых средств администраторами бюджетных программ и получателями этих средств.

— Вы были первым руководителем Государственного комитета финансового контроля. Позднее, как самостоятельный государственный орган, он был упразднен и его функции перешли комитету, созданному в составе Министерства финансов. Какова, по вашему мнению, современная роль комитета в системе органов финконтроля?

— Комитет финансового контроля и государственных закупок Минфина является центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю. В Бюджетном кодексе такой контроль определен как государственный финансовый контроль, осуществляемый центральным уполномоченным органом по внутреннему контролю и службами внутреннего контроля. Однако как может считаться внутренним контроль, осуществляемый Комитетом финансового контроля на таких объектах, как аппараты акимов и местные уполномоченные органы по бюджетному планированию и исполнению бюджета соответствующей административно-территориальной единицы, государственные учреждения, финансируемые из республиканского бюджета, подведомственные различным министерствам, ведомствам, центральным государственным органам, государственные учреждения, финансируемые из местных бюджетов?

По моему мнению, все перечисленные структуры могут считаться объектами внутреннего контроля по отношению к Правительству, но никак не к Министерству финансов. Убежден, что центральный уполномоченный орган по внутреннему контролю должен быть подчинен непосредственно Кабинету. Тогда он мог бы осуществлять действенный контроль и за деятельностью самого Министерства финансов, его подразделений, в том числе Казначейства.

— К органам госфинконтроля относятся и ревизионные комиссии маслихатов. Насколько эффективна их работа сегодня, какими полномочиями они обладают?

— В Послании Президента «Новый Казахстан в новом мире» сказано об усилении ревизионных комиссий, предоставлении им дополнительных функций. Районные маслихаты вообще со временем могут стать основой для формирования местного самоуправления. В этой связи в упомянутом законе о государственном финансовом контроле следовало бы подробно раскрыть вопросы деятельности ревизионных комиссий маслихатов, их полномочия, принципы взаимодействия со Счетным комитетом. Улучшению деятельности ревизионных комиссий также способствовали бы постоянная консультационная, методологическая помощь других госорганов в части организации и проведения проверок, проведение семинаров, курсов повышения квалификации, мероприятий по обмену опытом между ревизионными комиссиями маслихатов разных областей и районов. Наконец, председателями подобных комиссий должны избираться люди из числа депутатов маслихатов, имеющие соответствующее образование и опыт работы, которые давали бы им возможность достойно справляться со своими новыми обязанностями.

Максут ШАРИПОВ


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии