Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Попытки правительства упростить процедуру лицензирования туристической деятельности, привели к ее усложнению - директор туристской ассоциации РК

Фото : 16 января 2008, 15:13

Попытки правительства упростить процедуру лицензирования туристической деятельности, напротив, привели к ее усложнению. Областные акиматы, которым было передано право на выдачу лицензий, стали по-своему трактовать закон, требуя от туристических компаний лицензий на работу в каждом отдельном регионе.

Об этом в интервью «&» рассказала директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова.

- Рашида Рашидовна, насколько сегодня Казахстану удалось реализовать свой туристический потенциал, который многие специалисты находят колоссальным? Да и правительство несколько лет назад «назначило» туристическую отрасль приоритетной, включив ее в подзабытую уже кластерную программу…

- Туристическую отрасль Казахстана можно охарактеризовать как уже сформировавшуюся структуру, которая при этом продолжает развиваться. Всего лишь полтора года назад пошли инвестиции в нашу отрасль, сейчас наблюдается становление частного туристического бизнеса, правительство выделяет деньги на инфраструктуру - строительство и реконструкцию дорог, инженерных коммуникаций. Реклама Казахстана на международных туристических рынках и стабильный экономический рост страны придают положительный импульс развитию отрасли. Это подтверждается хотя бы увеличением количества приезжающих к нам туристов. Конечно, большая их часть преследует деловые цели: заключение контрактов, ознакомление с местной экономикой, участие в конференциях. Но все же системный сдвиг в развитии отрасли заметен.

Однако существуют и риски. Предприятия туристического бизнеса относятся к категории МСБ, то есть к самому уязвимому сектору экономики. Вдобавок на их деятельность влияет то, насколько развиты в государстве сфера услуг и развлечений, инфраструктура, каково состояние гостиничного и ресторанного фондов. В целом прогресс в отрасли туризма зависит от экономического состояния страны и от того, насколько власть понимает, что рынок услуг - показатель развитости государства. Мы можем много трубить о наших достижениях или желании войти в число 50 конкурентоспособных стран мира, но если у нас не развиты услуги и мы не можем предоставить качественный сервис, то говорить о каких-либо экономических успехах Казахстана, на мой взгляд, преждевременно.

Работая на потребителя, туристическая отрасль и рынок услуг создают рабочие места, обеспечивают поступления налогов в казну. И правительству следует быть более внимательным и осторожным при создании механизмов регулирования этой сферы, в том числе законодательных. Одним из важных рычагов влияния государства на деятельность туристических компаний является лицензирование. Раньше для получения лицензии турфирмам и туроператорам приходилось со всех уголков страны ехать в Астану. Это являлось для них проблемой, так как у компаний, относящихся к МСБ, все расходы на учете. И центральная власть вроде бы предприняла шаги по упрощению данной процедуры, передав право выдачи лицензий местным исполнительным органам.

Сначала эта идея всем понравилась - она казалась правильной, ведь наша страна отличается огромной территорией и низкой плотностью населения. В действительности же получилось так, что местные власти начали требовать с компаний отдельную лицензию для работы в каждом регионе. Предположим, получила турфирма лицензию в Алматы и везет туристов на запад республики, однако появляются дотошные люди из акимата ЗКО, требующие лицензию для работы в их регионе. В итоге каждая турфирма и оператор обязаны иметь лицензии со всех 14 областей Казахстана. Причем в законодательстве такое положение не закреплено, но дело в том, что некоторые чиновники интерпретируют закон по-своему. Наша ассоциация была вынуждена обратиться в некоторые акиматы и путем аргументированного толкования законодательства доказывать абсурдность их требований. В результате на повестке дня встал вопрос: а не лучше ли, чтобы выдачей лицензий занимался один орган, а сами лицензии были бы действительны по всей республике?

- И как разрешился конфликт?

- Министерство туризма и спорта предложило взять лицензирование туристической деятельности на себя. Сейчас эти изменения в закон находятся на стадии обсуждения, в ближайшее время предполагалось направить их на утверждение в мажилис. Однако в министерство уже успело поступить новое предложение: лицензии на внутренний туризм выдавать в акиматах, а на международный - в Министерстве туризма и спорта. Но ведь казахстанский туристический рынок не такой уж емкий, и компании вынуждены работать по всем направлениям - и по въездному туризму, и по внутреннему, и по выездному. Причем въездной поток туристов в Казахстан небольшой, а внутренний туризм начал развиваться только с 2004 года.

Большая часть игроков рынка, называющих себя турфирмами, фактически располагают комнатой, столом и парой стульев, не имея за плечами ни образования, ни профессионального опыта, ни знания рынка. У них очень ограниченные ресурсы, и им надо помогать или, по крайней мере, облегчать их работу, а не возводить бюрократические препоны. Если же правительство примет новое предложение и лицензии на внутренний туризм продолжат выдавать акиматы, то где гарантия, что все не вернется на круги своя и с компаний опять не начнут требовать лицензии для каждой области? Компаниям придется собирать кучу документов, тратить деньги на поездки по всем регионам и лицензионный сбор и повсюду наталкиваться на административные барьеры. Поэтому ассоциация и предлагает внести законодательные поправки, позволяющие получать все разрешительные документы в «одном окне». Более того, мы считаем, что лицензия на туристическую деятельность должна включать как туроператорскую, так и турагентскую лицензию.

- Как реагирует Министерство туризма и спорта на ваше предложение?

- Положительно. Мы не встречаем какого-либо сопротивления со стороны министерства. В принципе, оно движется в нашем направлении. Отношение же местных исполнительных органов к нашей инициативе нам не так важно, поскольку в любом случае решение о том, вносить поправки или нет, будет принимать министерство, а утверждать - парламент.

- Какие еще проблемы сегодня существуют в отрасли туризма?

- Развитию туризма серьезно препятствуют дорогие транспортные расходы, в частности авиаперелет, и дорогое проживание. Приезжающие к нам туристы буквально падают в обморок от наших цен. В республике фактически нет гостиниц эконом-класса. Понятно, что деловым туристам все расходы оплачивает компания, которая может себе позволить поселить своего сотрудника в «Хаяте» или «Интерконтинентале». Но обычные-то туристы приезжают за свой счет! Пока на гостиничном рынке не появится конкуренция, низких цен там не будет. Только в процессе конкуренции возможно повышение качества услуг и снижение стоимости турпродукта. Радует тот факт, что в стране сейчас строится очень много отелей, что сюда зашли международные гостиничные сети, что появляются небольшие семейные гостиницы. Все это неминуемо должно сказаться на ценах, особенно диктуемых казахстанскими компаниями.

Куда сложнее ситуация со стоимостью авиабилетов. В республике на международных направлениях оперирует лишь одна местная авиакомпания - Air Astana. Если бы здесь действовало еще несколько игроков, они боролись бы за каждого пассажира, и это серьезно скоординировало бы ценовую политику авиаперевозчиков. У единственной же на рынке авиакомпании нет необходимости бороться за клиентов. Хотя, с другой стороны, огульно обвинять ее тоже нельзя, так как цены на топливо, равно как и на услуги аэропортов, баснословно высоки.

Айжан Шалабаева


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии