Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

О проекте «Бургас-Александруполис» - интервью с российским экспертом

Фото : 18 января 2008, 16:27

МОСКВА. 18 января. КАЗИНФОРМ /Арнур Рахымбеков/ - В четверг начался визит президента России Владимира Путина в Болгарию. Поездка в Софию, вполне вероятно станет последним зарубежным визитом Владимира Путина в должности главы государства.

Российская пресса пишет, что основными на российско-болгарских переговорах станут вопросы энергетической сферы, а именно проект нефтепровода «Бургас-Александруполис» и газопровода «Южный Поток». Прокладка новых путей доставки каспийской нефти на европейский рынок - тема весьма актуальная для казахстанских поставщиков. Вполне понятно, что национальная компания «Казмунайгаз» активно ведет переговоры об участии в проекте «Бургас-Александруполис», который призван разгрузить существующий транспортный коридор пролива Босфор и Дарданеллы. Очевидно и другое, что без расширения мощностей Каспийского трубопроводного консорциума, рентабельность проекта России, Болгарии и Греции ставится под сомнение.

О более детальных аспектах проекта «Бургас-Александруполис» и его влиянии на систему поставок каспийской нефти в Европу, наш корреспондент беседует с экспертом Информационно-аналитического центра МГУ им. Ломоносова Александром Караваевым.

- Насколько реально строительство нефтепровода «Бургас-Александруполис», ведь не секрет, что переговоры вокруг него ведутся с 90-х годов. И способны ли участники транспортного консорциума построить трубу к обозначенному сроку - к 2011 году?

- Можно сказать, что есть несколько измерений этого проекта. В техническом плане существуют определенные проблемы со строительством трубы. В первую очередь, вопросы отвода земель в Болгарии и Греции, и связанные с этим экологические нюансы. Наверняка следует ожидать расхождений между планируемыми затратами и фактическими. В большинстве случаев реальная смета прокладки нефтегазовых магистралей превышает предварительные оценки. Но все изложенные аспекты не столь категоричны, чтобы не приступить к строительству.

Касательно того, каким образом «Бургас-Александруполис» будет задействован в системе нефтяного экспорта России или Казахстана. Здесь все будет зависеть от ценовой конъюнктуры, которая сложится на момент сдачи магистрали. В том, насколько эффективно смогут выстроить транспортную систему, подводящую нефть к трубе.

Давайте посчитаем. Это стоимость загрузки нефти в порту Новороссийска, плюс ее транспортировка танкерными судами по Черному морю до Бургаса. Далее в болгарском порту сырье загружают в трубу, что также требует затрат. Все это в совокупности увеличивает экспортную стоимость каспийской нефти. И поэтому придется выстраивать некую схему, выгодную для компаний, работающих на казахстанском шельфе. Если эта схема заработает, то следствием должно стать расширение экспортной мощности проекта Каспийского трубопроводного консорциума по намеченным этапам. По-моему, первый этап предусматривает от 35 до 60 млн. тонн.

Российские эксперты приводят разные доводы и объяснения того, почему не происходит расширение КТК. Проблем здесь действительно много. Видимо российские политические круги, решающие вопросы нефтяной стратегии, не вполне определились с видением будущего трубы КТК.

Были версии, что Кремль стремится обанкротить КТК и приобрести его по сниженной стоимости. С другой стороны непонятно отчего в России возникает негативная риторика о том, почему Казахстан планирует альтернативные пути экспорта через Каспий по магистрали «Баку-Джейхан». Логично, что, сталкиваясь с «блокировкой» в направлении экспорта по КТК, Астана ищет другие пути продажи нефти. Ответа на этот вопрос нет. Многие моменты повисают в воздухе. А эта «энергетическая линия» отражается на двусторонних российско-казахстанских отношениях.

По другой версии, расширение КТК не происходит из-за того, что у России не хватает транспортных ресурсов. В частности с таким объемом с трудом справится нынешний порт Новороссийска. Хотя я не думаю, что в этом рациональное объяснение ситуации. В конечном итоге выход из сложившейся ситуации даст окончательный ответ, в чем же была истинная причина действий Москвы.

Если в течение ближайшего времени будут ясны сроки строительства «Бургас-Александруполис», то, скорее всего, положительно решится вопрос о расширении пропускной способности трубы «Тенгиз-Новороссийск». По крайней мере, исходя из логики действий, так должно быть. Таким образом, участники КТК расширят свою коммерческую деятельность. Добавлю, что еще должны быть согласованы тарифы на прокачку казахстанской нефти.

- Можно ли говорить, что российский проект «Бургас-Александруполис» вступит в конкуренцию с прозападным «Баку-Джейхан»?

- Сложно сказать, повторю, все будет зависеть от тех экономических условий, которые сложатся на момент сдачи проекта. К тому же я не склонен усматривать в этом элемент геополитической игры. Ведь на Каспии уже достаточное количество поставщиков, и чем больше у них будет путей экспорта, тем больше будет их добыча. В этом они заинтересованы. Можно сказать, что загрузка будет идти во всех направлениях.

Транспортировка нефти по «Баку-Джейхан» для американских компаний составляет 4-5 долларов за баррель. Для других компаний стоимость будет выше. Очевидно, что американские компании, работающие в Казахстане и Азербайджане, по любому добываемую нефть будут направлять в «свою» трубу. А вот нефть, добываемая чисто казахстанскими компаниями, может пойдет через КТК на «Бургас-Александруполис».

Хотя, конечно же, определенная конкуренция все же сложится, и неким образом будет «подогревать» политические отношения. Но однозначно говорить о том, что выиграл американский проект или российский, я бы не стал.

- Александр, как Вы считаете, удастся ли казахстанской «Казмунайгаз» вступить в консорциум «Бургас-Александруполис»?

- Я думаю, что стремления казахстанской компании адекватны. Ведь экспортируя нефть, логично ожидать прибыли от ее транспортировки и каких-то льготных гарантий. Было бы понятно, если Россия приветствовала бы участие казахстанских компаний. Ведь в рамках ЕврАзЭс мы стремимся к общеевразийскому пространству. Почему бы не оказать помощь стратегическим партнерам из Казахстана. Почему бы казахстанцев не допустить к этой трубе, чтобы они владели частью акций, и получали бы прибыль и льготный тариф по транспортировке.

Но одно дело политические договоренности на уровне заявлений и доброжелательных намерений. Другое дело, что российские сырьевые компании не заинтересованы делить свою прибыль. Их позиция самим получать прибыль и не делиться с нею. Но может возникнуть такая тематика, что мол «давайте решим этот вопрос позднее». К примеру, после завершения строительства трубы. Некая тактика «постоянно откладываемого решения». Хотя, на мой взгляд, это неправильно.

- Спасибо за комментарий.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии