Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Ровно через год, в январе 2009-го, перестанут действовать нормы потребления коммунальных услуг

Фото : 25 января 2008, 10:20

Вы — на счетчике!

Ровно через год, в январе 2009-го, перестанут действовать нормы потребления коммунальных услуг. Правительство заинтересовано в том, чтобы население платило не по завышенным «нормативам», а по факту, сохраняя собственные средства и дорогую энергию. Энергосбережение и тарифная политика связаны неразрывно: чем меньше потери в сетях, тем ниже цена за предоставляемые услуги. Однако, прежде чем насладиться экономией, необходимо вложить немалые средства в обеспечение учета и эффективного распределения ресурсов. Другими словами: залатать трубы и поставить счетчики. И если первое приписывается в обязанности монополистов и лежит на их совести, то второе большей частью зависит от сознательности населения. Так готовы ли предприятия и сами потребители к всеобщей постановке на учет? Эта тема подробно обсуждалась на прошедших недавно форуме и коллегии Агентства по регулированию естественных монополий.

Быль про «12 месяцев»

Строгий контроль над затраченными ресурсами, стимулирующий народ к энергосбережению, которое сторицей должно вознаграждаться высоким качеством предоставления коммунальных услуг, — необходимое условие для эффективного экономического развития всей страны. Так считают инициаторы законодательной нормы, предписывающей повсеместную установку приборов учета в Казахстане до января 2009 года.

В Законе РК «О естественных монополиях» оговаривается обязанность коммунальных услугодателей обеспечивать счетчиками своих клиентов. Последние должны своевременно и в полном объеме рассчитаться за приобретение и установку. И если в технические условия для строительства нового жилья сейчас включаются требования о наличии приборов учета, то в домах постройки прошлого века счетчики либо устарели, либо их вообще нет. Понимая, что разовая оплата «за прибор» будет для многих казахстанских семей серьезным финансовым грузом (один водомер обходится примерно в 3 800 тенге, а на иную квартиру их необходимо четыре, общедомовой счетчик на тепло стоит от 100 до 500 тысяч), руководство Агентства по регулированию естественных монополий предусмотрело возможность дифференцированного подхода и рассрочки платежей на несколько лет.

Но у потребителей есть выбор: не требовать внимания к своим нуждам у СЕМ и ждать пришествия его посланцев, а обратиться к частным компаниям, специализирующимся на монтаже приборов учета. Монополисту останется просто зарегистрировать свершившийся факт, а жители при этом свои затраты окупят: эксперты подсчитали, что экономия достигает сорока процентов. Например, семья из четырех человек, проживающая в трехкомнатной квартире в Астане, в среднем за месяц расходует 17 «кубов» воды (этот объем «набегает» по показаниям приборов). Утвержденные же нормы потребления заставляют платить еще за 13,4 «куба». Никем не использованных. Таким образом, при установке счетчика месячная оплата за воду снижается с 760 до 425 тенге.

Ожидалось, что введение законодательного лимита подстегнет и предприятия, и потребителей. Однако статистика свидетельствует об ином. Так, согласно информации Агентства по регулированию естественных монополий, если по состоянию на первое ноября 2006 года охват населения индивидуальными приборами учета холодной воды в среднем по республике составлял 51,77 процента, горячей — 45,86, то за год и два месяца прирост составил всего 6,63 и 11,84 процента соответственно. Тем не менее в АРЕМе настроены оптимистично и планируют «закрыть счет» до начала января. К примеру, в Шымкенте обеспеченность «холодными» водомерами приблизилась к ста процентам. Чуть отстают Актау и Атырау — 97 и 92 процента. В хвосте рейтинга — Усть-Каменогорск с 20 процентами.

Счетчики на тепло в конце позапрошлого года стояли в 8,56 процента домов, в январе года наступившего руководство констатировало увеличение этого показателя «аж» до 14 процентов. Если рассматривать оснащенность в разрезе регионов, то лидирует Астана: здесь установлено 1 167 приборов учета на тепловую энергию при потребности 1 711, то есть почти 70 процентов. На втором месте Алматы — 26,85. Показатели приборообеспеченности в остальных городах республики вызывают опасения не только за успех всеобщей постановки на учет, но и за судьбу коммунально-энергетической сферы страны, работающей буквально для обогрева воздуха. Караганда — 5,36, Петропавловск — 3,72, Кызылорда — 2,36, Уральск — 1,20. По информации собственного корреспондента «КП» Людмилы Кориной (со ссылкой на департамент энергетики и коммунального хозяйства облакимата), во всей Западно-Казахстанской области установлено 20 общедомовых приборов учета тепловой энергии при потребности в 854. Для завершения процесса компаниям каким-то образом необходимо изыскать 400 миллионов тенге.

Цена вопроса

— Нам не на что сегодня устанавливать приборы учета, и я более чем уверен: ни один монополист не сможет это сделать без включения затрат в тариф, — свидетельствует от имени коллег начальник службы сбыта ГКП «Астана Су Арнасы» Даурен Кабдин.

Такая схема, кстати, функционировала до июля 2006 года, но была, по мнению представителей госорганов, несправедливой: когда потребитель устанавливал счетчики самостоятельно, то платил за себя и по единому тарифу «за того парня», с которым работала компания-услугодатель. Сейчас ежемесячный индивидуальный платеж, согласуемый с тарифным регулятором, заносится в счета отдельной строкой. Но возможность рассрочки, особенно в отношении водомеров, тоже «смущает» руководителей предприятий:

— Пока на сегодня мы такой методикой не располагаем. Вот если нам спустят утвержденные правила, по которым можно будет все рассчитать, посмотреть, насколько «это» будет эффективно. И нужно ли «это» потребителю... — уходят от разговора «водные» монополисты.

Все это просто отговорки, уверен директор департамента по регулированию в сфере электро- и теплоэнергетики АРЕМа Анатолий Шкарупа:

— Специалисты компании должны посчитать, во сколько обходится прибор с установкой, обратиться в территориальное управление агентства и согласовать плату. Вот это как раз его обязанность. Причем правила одинаковы и для разового платежа, и постепенного, в рассрочку. Мы прекрасно понимаем, что у монополистов денег всегда не хватает. Источником финансирования приобретения и установки приборов учета могут быть заемные средства: нужно активизировать работу по их привлечению, в том числе с применением современных финансовых инструментов. В конце концов, можно попросить у своего акционера дополнительное финансирование на увеличение уставного капитала.

О том, на какие уступки населению готовы пойти компании, говорят сведения, подоспевшие из Актюбинской области от нашего корреспондента Жубаныша Байгуринова: так, в Актобе в установке приборов «на воду» только за счет бюджета нуждаются восемь тысяч человек. Для малообеспеченных фирмы могут предоставить рассрочку, но сроком всего на шесть месяцев. При этом стоимость одного водомера составит 5 300 тенге (для сравнения: без рассрочки — 4 700)...

Разумеется, монополистам легче сказать потребителю: мол, нет такой методики, чем мучиться с процедурами согласования, проведения тендера на закуп приборов. К тому же никаких других преимуществ, кроме собственно учета и распределения, услугодатели в них не видят. По нормам-то оплата куда выше.

Начальник службы сбыта ГКП «Астана Су Арнасы» Даурен Кабдин прокомментировал последствия внедрения «водосберегательных мер» так:

— Я затрудняюсь ответить на этот вопрос. Конкретного подсчета наших выгод или, наоборот, убытков не велось.

Тем временем Агентство по регулированию естественных монополий предлагает подключить к процессу местные исполнительные органы. Акиматы должны принимать меры по адресной социальной защите населения: затраты на приобретение, установку и обслуживание приборов учета можно предусмотреть в суммах коммунальных платежей для исчисления жилищных пособий, а малоимущие категории граждан — обеспечить счетчиками за счет бюджетных средств.

Бесплатно. Да не в срок

Столичным потребителям вроде как повезло больше: в Астане покупка и установка индивидуальных и общедомовых приборов учета на воду производится за счет грантовых средств японского правительства. Соответствующий проект, рассчитанный на четыре года, должен был стартовать в мае 2006-го и запоздал всего-то на 14 месяцев «по финансовым и процедурным причинам». Тем не менее в его рамках, пусть и в более сжатые сроки, подрядчики обязаны установить 152 тысячи индивидуальных счетчиков и 1 900 общедомовых.

— Такого количества достаточно для полной оснащенности: по городу сейчас потребность составляет чуть более ста тысяч приборов, — комментирует начальник службы сбыта ГКП «Астана Су Арнасы» Даурен Кабдин. — Второй этап предполагает замену счетчиков, которые вышли из строя. Никому из нуждающихся в установке отказано не было. Единственное требование к владельцам квартир — привести внутренние инженерные сети в надлежащее состояние: совместно с КСК заменить стояки и разводящую гребенку. Японский проект «охватывает» лишь сам прибор и небольшой отрезок трубы, все остальное — дополнительные затраты, которые должны нести сами хозяева.

Благодаря иностранной помощи в столице уже введено в строй двадцать тысяч индивидуальных приборов учета на воду. По информации подрядчиков, в день их устанавливается около ста. Произведя нехитрое арифметическое действие, можно понять: даже при отказе от выходных и увеличении нагрузки вдвое обеспечить все население Астаны водомерами до конца 2009-го, как того требует закон, ответственные компании не успеют.

— Боюсь, что так и будет, — подтвердил опасение Д. Кабдин. — Нужно реально смотреть на вещи: за год выполнить работу, рассчитанную на три, невозможно.

И похоже, что в городском акимате не особенно спешат: на момент беседы корреспондента «КП» с начальником отдела технического надзора по инвестиционным проектам департамента энергетики и коммунального хозяйства Астаны Николаем Исакиным график установки водомеров на год текущий был не только не утвержден, но даже не разработан. В Агентстве по регулированию естественных монополий после сигналов о подобных задержках пообещали «повлиять» на нерадивых составителей документов.

— Проблема с графиком разрешима. Меня другое пугает: людям предлагают бесплатно (!) установить приборы учета на воду, а те просто захлопывают дверь перед носом «дарителей». Были случаи, когда в пятиэтажном доме соглашались на установку жильцы двух или трех квартир! — свидетельствует директор департамента по регулированию в сфере электро- и теплоэнергетики агентства Анатолий Шкарупа.

Отказники, видимо, предпочитают через год выложить 17 тысяч уже из собственного кармана. Или они просто не в курсе грядущих перемен? На вопрос «Как вы работаете с населением?» Николай Исакин пожал плечами:

— Давно известный факт, что при использовании водомеров экономия воды значительная. Естественно, если вы квартиру не сдаете и там не двадцать человек проживают. Я думаю, каждый сам о себе должен позаботиться. Есть программа, которой мы придерживаемся: наше дело установить и сдать. Мы непосредственно разъяснительную работу не проводим, этим должны в «Астана Су Арнасы» заниматься.

В АСА же продолжают печатать номера телефонов собственных служб на квитанциях, не имея возможности иным способом «достучаться» до каждого потребителя. Да и пока есть альтернатива оплаты по нормам, мер воздействия на тех, кто не пускает рабочих на порог и не желает при этом самостоятельно покупать приборы, не существует. Разве что словесные увещевания.

Другое дело, что к следующему январю уже повсеместно будут работать общедомовые счетчики потребления воды, и разница между их показаниями и суммарными — индивидуальных приборов учета опять-таки по закону распределяется между потребителями, у которых счетчиков нет.

— Это действительно большие суммы, которые тоже должны стимулировать к переходу на учетную схему, — считает Д. Кабдин. — Вот тогда несознательные до поры до времени жители и начнут не то что бесплатно, за свой счет «приборизацию» проводить.

Но и это еще не все: согласно подпункту 1 статьи 6 Закона «О естественных монополиях», субъект вправе определять технические требования, обязательные для соблюдения потребителями. То есть в случае отказа от установки счетчиков монополист также будет волен отказаться от предоставления услуг гражданам «вне учета».

С такими перспективами народ в столице по идее должен оперативно собраться и собрать немалые деньги и выполнить наконец законодательное предписание, не ожидая графиков установки. При этом, как говорилось выше, японский проект способен бесплатно и полностью обеспечить город водомерами. Только вот сроки реализации на два года превышают установленный лимит. Пока он действует, выбор между «ждать или платить» понятен. Иначе тысячи потребителей «войдут в положение», когда норм потребления воды уже не будет, а счетчиков еще не будет. Зато не исключено, что будут штрафные санкции. Остается надеяться, что хоть кто-нибудь войдет в положение потребителей...

Процедурный элемент

Допустим, вы страждете внести свою лепту в энергосбережение. Но вот незадача: подрядчики, устанавливающие приборы учета, и контролеры, их регистрирующие, как и большинство смертных, работают с 9.00 до 18.00. Нет вас дома в урочный час — ваши проблемы. Нередки случаи, когда пломбировка счетчиков и их постановка на коммерческий учет (лишь только после этого можно производить оплату по показаниям) проводятся спустя три месяца, полгода после монтажа.

Проверяющие не могут попасть в квартиры, чтобы зарегистрировать приборы и снять с них показания, и внедрение дистанционной системы — пока перспектива весьма отдаленная. Ко всему, раз в пять лет счетчики подлежат обязательной «многошаговой» процедуре поверки: вызвать контролера, ждать его «в течение дня», снять пломбу, а затем и сами счетчики, отнести их в специализированную организацию на поверку, по ее прохождении поставить приборы на место, вызвать контролера, зарегистрировать... Нынче, правда, появились переносные стенды, при использовании которых необходимость в демонтаже отпадает. Но за удобство придется заплатить чуть дороже — примерно 600 тенге за один прибор.

Помнится, несколько лет назад столичный монополист АО «Астанаэнергосервис» сняло на поверку общедомовые приборы учета тепловой энергии, за которые потребители исправно выплачивали по двести тенге в месяц. Местонахождение и судьба этих счетчиков долгое время оставались коммерческой тайной, затем компания пережила реорганизацию... Правда, сейчас эти «дела минувших дней» все меньше ставят в укор наследникам АЭС: показатель-то по оснащенности приборами учета тепла в столице — самый высокий в Казахстане. Достичь его было совсем непросто: и стоят общедомовые приборы дорого, и убедить в необходимости их установки население непросто, и ставить их нужно вне отопительного сезона, поскольку процесс требует отключения всей системы. Монополисту прежде всего необходимо договориться с КСК, который и обязан проинформировать жильцов. Ведь не секрет, что квартировладельцы не только не знают о содержимом своих подвалов (кстати, общедомовой собственности), но и часто вообще не представляют, где они находятся, до той поры, пока оттуда не начинает валить густой пар.

Были случаи, когда после установки приборов учета народу начинали приходить счета с неожиданно большими суммами. Как говорят эксперты, при неисправности запорной арматуры, отсутствии теплоизоляции, стекол рассчитывать на снижение затрат нет смысла. Собственники должны приводить в надлежащее состояние инженерные коммуникации, уделять этому больше внимания и средств. ...Нетрудно предположить, что с такими вот «процедурами» и нынешними показателями по оснащенности «приборизировать» республику за год — задачка из области коммунальной фантастики...

— Сомнения высказываются со всех сторон, уже даже ставился вопрос о возможности изменения закона в части переноса сроков. Но мы продолжаем придерживаться этой нормы. Монополистам и населению нужен такой стимул, иначе мероприятие растянется на десятки лет. В итоге, пока мы будем устанавливать новые счетчики, старые придут в негодность, и все начнется заново, — утверждают в АРЕМе.

Ученые и практики давно убедились и согласились, что копейка, затраченная на энергосбережение, окупается в десятикратном размере. Установка приборов учета заставит потребителей всерьез задуматься о состоянии внутридомовых систем и эффективности собственных расходов. Закон непреклонен: счетчики должны быть в каждом доме и каждой квартире. Это уже не эксперимент, не ваше личное право, а обязанность. Будущий же год наступит гораздо быстрее, чем кажется...

Справка «КП»

Правила согласования размера и механизма взимания платы за приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ), утвержденные приказом Агентства РК по регулированию естественных монополий от седьмого августа 2006 года № 192-ОД (регистрация в Министерстве юстиции РК 29 августа того же года № 4358), гласят:

п. 5. Размер платы за приобретение и установку приборов учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ) рассчитывается Субъектом и согласовывается с уполномоченным органом.

п. 6. Допускается дифференциация платы и срока взимания платы в зависимости от площади помещений либо количества квартир в жилом доме.

п. 12. Субъект на отдельном субсчете ведет учет затрат и доходов, связанных с приобретением и установкой приборов учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ).

п. 13. Субъект в платежном документе, предъявляемом потребителю к оплате за регулируемые коммунальные услуги (товары, работы), предусматривает отдельную строку, где отражается Плата, согласованная в установленном настоящими Правилами порядке.

п. 14. Субъект приобретает и устанавливает потребителю прибор учета регулируемых коммунальных услуг (товаров, работ) в соответствии с договором, заключенным с потребителем.

Светлана Антончева


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии