Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

К экономике частной инициативы. О формировании новой идеологии взаимоотношений государства и бизнеса - председатель Комитета Сената Парламента РК по финансам и бюджету М.Утебаев

Фото : 26 января 2008, 16:05

К экономике частной инициативы

Одним из приоритетов экономической политики Казахстана является всемерное содействие развитию и укреплению предпринимательства. Своим видением задач по созданию благоприятных условий для реализации инициатив деловой среды, формирования новой идеологии взаимоотношений государства и бизнеса сегодня делится председатель Комитета Сената Парламента РК по финансам и бюджету Мусиралы УТЕБАЕВ.

— В промышленно развитых странах наиболее убедительным свидетельством успехов принято считать уровень развития малого и среднего бизнеса. Если взять их данные по структуре валового внутреннего продукта, то видно, что в рыночной экономике малый бизнес представляет собой ведущий сектор, определяющий темпы общего роста. Помимо этого, малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры, придает экономике необходимую гибкость.

Касаясь уровня развития малого бизнеса в нашей республике, обратимся к статистике. Ежегодный прирост количества зарегистрированных субъектов малого предпринимательства начиная с 2002 года в среднем достигает 15—18 процентов. Соответственно, растет численность занятых в этой сфере: за последние семь лет — в полтора раза и превысила миллион 700 тысяч человек. Отраслевая структура частного сектора характеризуется постепенным перетоком от непроизводственных отраслей (торговля, сфера услуг) к строительству и промышленности (удельный вес предприятий данных отраслей за четыре года вырос с 23 до 28 процентов).

— Мусиралы Смаилович, по данным той же статистики, доля продукции, выпускаемой субъектами малого предпринимательства, в ВВП республики с 18,6 процента в 2005 году снизилась до 15,7 процента в 2006-м. Растет число бездействующих производств: в 2006 году не работало почти каждое четвертое зарегистрированное предприятие...

— Конечно, такое «пробуксовывание» связано с определенными препятствиями, сказывающимися на состоянии дел в этой сфере. Прежде всего скажу о законодательной части. Правовая поддержка развития малого и среднего бизнеса обеспечена Законом «О частном предпринимательстве». В документе предусмотрены пределы правового регулирования частного предпринимательства, четко определены виды государственного администрирования и контроля.

В новой редакции Закона «О лицензировании», введенного в действие в прошлом году, почти вдвое сокращен перечень лицензируемых видов деятельности. Причем этот список исчерпывающий, его нельзя расширить подзаконными актами. Нельзя умалить значимость документов, предусматривающих создание системы микрокредитования среднего и малого бизнеса. Это Закон «О кредитных товариществах», позволивший дать жизнь формированиям, которые стали своего рода «квазибанками» для своих участников, получивших в свое распоряжение определенный перечень банковских услуг. На создание благоприятных условий для предпринимательства направлен и Закон «О микрокредитных организациях».

На сегодня сформирована трехуровневая система кредитования. Это — банковская система, затем организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, к ним относятся кредитные товарищества и микрокредитные организации.

Ежегодно в республиканском бюджете закладываются средства на развитие малого предпринимательства. В текущем году в рамках программы «Увеличение уставного капитала АО «Фонд устойчивого развития «Казына» выделено свыше 103 миллиардов тенге. Эти субсидии направляются в виде инвестиций в несырьевые отрасли и на финансирование субъектов бизнеса через АО «Фонд развития малого предпринимательства». В рамках бюджетной программы «Развитие малого предпринимательства» в соответствии с законом на возмещение половины затрат по внедрению системы менеджмента качества предусмотрено более 59 миллионов тенге.

— В числе главных своих проблем предприниматели называют недостаток финансовых ресурсов из-за недоступности банковских кредитов...

— Скажу, что подобные жалобы звучат от всех предпринимателей мира. В странах Евросоюза, где доля сектора малого бизнеса достигает порядка 65 процентов в численности занятых и порядка 40 в общем объеме экспорта, рост малых предприятий финансируется за счет реинвестируемой прибыли (65 процентов), кредитов банков (20), собственных и семейных накоплений (десять), дополнительного выпуска акций (пять процентов). Что касается последнего, то для малого и среднего бизнеса Казахстана абсолютно нехарактерно присутствие на рынке ценных бумаг. Так, по данным Казахстанской фондовой биржи, основными эмитентами корпоративных облигаций являются организации финансового сектора. На их долю приходится 75 процентов, из них 58 — это банки второго уровня, 17 процентов — иные организации финансового сектора. На иные отрасли экономики приходится 25 процентов официального списка, и надо полагать, что в этой четверти очень мала доля малых и средних предприятий. Цифры свидетельствуют о слабой заинтересованности предприятий нефинансового сектора в привлечении инвестиций через фондовый рынок.

— Государственная поддержка частной инициативы, акцентирующаяся на предоставлении налоговых преференций и льготного финансирования за счет бюджетных ресурсов, как свидетельствует практика, приносит определенный краткосрочный эффект. Не связано ли это с тем, что перспективы и задачи развития бизнеса рассматривались лишь в контексте его собственных проблем, без взаимосвязи с приоритетами экономического развития государства на долгосрочную перспективу?

— В минувшем году закончена реализация Программы ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства на 2005—2007 годы. Многие задачи выполнены. Это, в первую очередь, касается совершенствования правовой базы. В то же время, к сожалению, такая важная работа, как сокращение теневого оборота в малом и среднем бизнесе, прекращение передачи непрофильных функций предприятий и акционерных обществ с государственным участием в рыночную среду, создание жизнеспособных инфраструктурных систем на основе кластерно-сетевого подхода, носит формальный характер.

Как уже упоминалось, для государственной поддержки частной инициативы бюджетные средства выделяются через национальные институты развития. Но что получается в действительности? Например, Фонд развития малого предпринимательства теряет связи с субъектами малого бизнеса, уходит от работы с ними, отказывается осуществлять консалтинговые и образовательные услуги. Изначальная цель создания данного института развития выхолащивается и не оправдывает себя.

Согласно утвержденному паспорту бюджетной программы, АО «Казына» будет осуществлять финансирование субъектов малого предпринимательства путем обусловленного размещения средств в банках второго уровня. С точки зрения переноса рисков возврата государственных средств с фонда на банки логика такого размещения понятна. Но ведь при этом теряются функции фонда как финансового супермаркета, непосредственно финансирующего субъекты малого бизнеса и тем самым оказывающего значительное влияние на их социальное и экономическое самочувствие. Политика финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, кроме того, нуждается как в детализации сегментов предпринимательства, так и в четком фокусировании направления заемных средств.

— Задачи повышения конкурентоспособности, обозначенные в Стратегии индустриально-инновационного развития республики, ставят малое и среднее предпринимательство перед необходимостью использовать гибкость и мобильность для утверждения своего места в инновационной экономике...

— Мощный импульс в развитии малого бизнеса «содержится» в налаживании кооперированных взаимосвязей с крупными предприятиями и отраслевой диверсификации предпринимательства. Именно эти инициативы позволят проявиться в полной мере и на качественно новом уровне такой особенности малых предприятий, как быстрое реагирование на изменения конъюнктуры рынка, способность к ускоренному освоению инвестиций, высокая оборачиваемость капитала, способность к инновационной деятельности.

Мировой опыт показывает, что разумный симбиоз малого и крупного бизнеса — в форме субподрядной кооперации или франчайзинговых цепочек — залог динамичного и сбалансированного развития экономики. Кстати, принятый еще в 2002 году Закон «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)» разработан для поощрения взаимодействия между крупными и малыми предприятиями. Но по сей день никаких реальных шагов, создающих условия и конкретные механизмы развития кооперированных связей между крупными и малыми предприятиями, не сделано. А между тем в усилиях государства по поддержке частной инициативы, имеющей потенциал с точки зрения конкурентоспособности, важное место отводится кластерно-сетевым подходам.

Не сходят с повестки также и вопросы в отношении проводимой налоговой политики, особенно в части ее недостаточной гибкости и сугубо фискальном характере. В мерах государственной политики поддержки предпринимательства особое место отводится упрощению структуры налогообложения, ограничению числа налогов. Особой актуальностью в этой связи отмечены вопросы правового сопровождения этих процессов. Так, нуждаются в поправках действующие Закон «О частном предпринимательстве», кодексы «Об административных правонарушениях», «О налогах и других платежах в бюджет». Эти законодательные инициативы будут способствовать решению проблем, тормозящих развитие этого важнейшего сегмента экономики, повысят ответственность исполнительной власти, являющейся проводником государственной политики в этой сфере.

В целом поддержка прав бизнес-среды не должна носить декларативный характер. Вот тогда выиграют все: и предприниматели, получившие кредиты, и банки, реализующие свои продукты, и бюджет, поступления в который должны только расти.

Дина НУРСАПАРОВА


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии