Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Диалог зрячего со слышащим. Туристическая отрасль Казахстана способна выйти на качественно новый уровень развития

Фото : 28 января 2008, 17:14

Туристическая отрасль Казахстана способна выйти на качественно новый уровень развития. Правда, для этого нужно решить сложную задачу: наладить эффективный диалог между властью и бизнесом, скоординировать действия планов правительства и участников рынка

Напрошлой неделе представители туристического бизнеса, объединенные вКазахстанскую туристскую ассоциацию (КТА), заявили освоем резком несогласии спланами властей изменить законодательство, регулирующее деятельность туркомпаний. Как заявила исполнительный директор ассоциации Рашида Шайкенова, они затрагивают интересы малого исреднего бизнеса, которым является весь туризм.

Речь идет опоправках взакон «Отуристической деятельности», одобренных мажилисом еще прошлой осенью, новсилу пока невступивших. Они обязывают туркомпании получать сразу несколько лицензий: помимо разрешительного документа изМинистерства туризма испорта еще 14аналогичных бумаг вобластях, чтобы заниматься внутренним туризмом повсей территории страны. Кроме того, планируется введение аттестации сотрудников турфирм.

Возражая против новаций, представители бизнес-сообщества указывают, что вКазахстане туристический рынок еще проходит этап становления. Поэтому качество услуг является важным фактором вконкурентной борьбе, атурфирмы итак стремятся обеспечить должный уровень услуг. Неточтобы лицензирование небыло необходимым, ноневтой форме, вкоторой еепредлагает профильное ведомство (см. интервью «Без учета нашего мнения законопроект обречен»).

Представители Минтуризма вответ говорят, что клиентам туркомпаний часто приходится сталкиваться снизким уровнем услуг, следовательно, система лицензирования иаттестации поможет сделать отрасль более цивилизованной, конкурентоспособной намировом туристическом рынке (см. интервью «Каждый должен пройти свою часть пути»).

Маленький, нобыстрый

Действительно, туриндустрия Казахстана сейчас переживает процессы, характерные для молодых, еще несложившихся рынков. Содной стороны, вклад туризма вваловой внутренний продукт (ВВП) республики невелик, особенно всравнении сдругими странами. Сдругой -значение отрасли растет, идовольно быстрыми темпами. Если в2003году туризм обеспечил 1,3% ВВП, товпрошлом году уже 1,8%. Вденежном выражении доходы оттуристской деятельности в2006году составили свыше 35млрд тенге, изних вгосбюджет поступили 53,4 млн. Встране работает около тысячи игроков, иихчисло ежегодно увеличивается примерно на10%.

Рост предложения -реакция наувеличивающийся спрос. Поданным Агентства РКпостатистике, за9месяцев 2007года количество въехавших вреспублику нерезидентов увеличилось на31,5% посравнению саналогичным периодом 2006−го исоставило более 3,9 млн человек, аколичество выехавших -на22,7% исоставило 3,3 млн человек соответственно. Согласно прогнозным данным, подтвержденным «Эксперту Казахстан» вкомитете индустрии туризма Министерства туризма испорта РК, эти цифры поитогам 2007года должны составить 4,9 млн человек повъездному и3,7 млн человек повыездному туризму.

ВКТА считают, что темпы роста выездного туризма вперспективе составят около 40% вгод. «Тенденция роста выездного туризма очевидна, -говорит руководитель отдела туризма международной туристической компании Complete Service Ольга Иорданиди. -Если раньше казахстанские туристы ездили зарубеж один раз вгод, тотеперь 2-3 раза». Что касается отечественного турпродукта, тоонокажется востребованным нетолько представителями среднего класса, ноименее состоятельными слоями общества.

Нооптимизм характерен недля всех участников рынка. Вделовых кругах опасаются, что вближайшем будущем развитие отрасли может затормозиться. Помере увеличения оборотов втуристическом бизнесе все заметнее становится влияние факторов, ограничивающих участников рынка. Ряд изних носит системный характер.

Дорого летать…

Ивъезжающим вКазахстан туристам, ивыезжающим наотдых зарубеж казахстанцам приходится сталкиваться содной итой жепроблемой -высокими транспортными расходами. Использование железнодорожного иавтотранспорта втуристических целях ограничено из-за неразвитости сопутствующей инфраструктуры. Основным видом транспорта для иностранных туристов является авиация, вчастности помеждународным ивнутренним линиям. Здесь роль главной скрипки выполняет компания «Эйр Астана». Доминирование одного участника рынка приводит квысокому уровню цен наавиабилеты -обэтом говорят ивМинтуризма, ивделовых кругах. «Унас высокие цены наавиабилеты, -утверждает директор туристической компании MaxTravel StarЛюдмила Клинцова. -Сейчас две трети стоимости путевки составляют расходы натранспорт. Это дорого. Расстояния втой жесоседней России несравнимо большие, ацены набилеты -ниже».

Кроме того, проблемы возникают из-за специфики покупательского спроса. НаЗападе принято планировать отдых заранее, за2-3 месяца. «Унас это делается влучшем случае задве недели доотпуска, -сетует г-жа Клинцова. -Поэтому туристические компании вынуждены предлагать своим клиентам билеты повысоким ценам нарегулярные рейсы. Впринципе, казахстанцам остается брать лишь “горящий” чартер».

Впрочем, вМинтуризма уверены, что ситуация постепенно улучшается. Это связано стем, что нарынок авиаперевозок уже вышли немецкая «Люфтганза» иголландская «КЛМ». Вскором времени конкуренцию «Эйр Астане» должны составить чешские, турецкие, сингапурские ифранцузские авиакомпании.

Нечего смотреть…

Бизнесмены, работающие нарынке внутреннего туризма, говорят, что высокие цены наавиабилеты -еще полбеды. ВКазахстане явно ощущается нехватка объектов, способных привлечь даже собственных граждан, неговоря обиностранных туристах. Имеющийся потенциал используется нерационально. Это сказывается наструктуре въезда. Число иностранцев, приехавших посмотреть культурные достопримечательности, крайне невелико. Основная масса гостей (82-84%) приезжают кнам сделовыми целями -работать, анеотдыхать. Формально ихпоездки тоже попадают вкатегорию «туризм», нотолько «деловой».

Лишь один изшести иностранцев приезжает вреспублику отдохнуть -как правило, речь идет олюбителях активного времяпрепровождения наприроде. «Считаю, что в2007году особых идей повъездному туризму небыло, -резюмирует Людмила Клинцова. -Большая часть въезжающих туристов едет сюда поделам».

Невсе ладно исинфраструктурой. Сегодня наказахстанском рынке ощущается острый дефицит гостиниц эконом-класса. «Цены вгостиницах несоответствуют уровню предлагаемого вних сервиса, -полагает г-жа Клинцова. -Многие иностранные туристы предпочитают уютные маленькие двух— или трехзвездочные гостиницы. Они готовы жертвовать комфортом ради того, чтобы платить меньше».

Помнению опрошенных «Экспертом Казахстан» руководителей казахстанских туроператоров, иностранные туристы, которые приезжают кнам познакомиться состраной, даже нерассматривают варианты четырех-, пятизвездочных отелей. Это связано сконтингентом туристов, большая часть которых люди пожилого возраста. Самое главное для них -иметь ванну итуалет вномере. Состальными неудобствами они готовы мириться.

Вправительстве надеются, что ситуация постепенно будет меняться. Впрофильном министерстве планируют реализовать стратегию продвижения Казахстана как нового турнаправления вЦентральной Азии иЕвразии. Наэти цели врамках госпрограммы развития туризма до2011года будет израсходовано почти 60млрд тенге. Вчастности, предполагается пустить туристический поезд «Жемчужина Шелкового пути» помаршруту Алматы-Туркестан-Ташкент-Самарканд-Бухара-Ургенч-Мары-Ашхабад-Алматы. Намечено строительство гостиниц икараван-сараев поэтому маршруту ирешение вопросов повзаимному признанию туристических виз вЦентрально-Азиатском регионе.

Готов креализации проект развития пляжного икруизного туризма наКаспийском море. Интересен проект «Казахстан -первая космическая гавань планеты».

«В2008году мыждем прорыва втуристическом бизнесе», -говорит Людмила Клинцова. Вчастности, засчет Байконура, который станет туристическим объектом, запада страны, где идет активное строительство туристической инфраструктуры вАктау иАтырау.

Министерство туризма испорта делает ставку натак называемые прорывные проекты. Поданным этого ведомства, впрошлом году казахстанскими туроператорами представлено 99проектов, изних отобрано 24наиболее актуальных наобщую сумму 2,5 млрд долларов. Имбудет оказана государственная поддержка через АО«Фонд устойчивого развития “Казына”». Среди самых крупных -строительство туристских центров «Жана Иле» напобережье Капшагайского водохранилища, «Бурабай» вЩучинско-Боровской курортной зоне изоне отдыха «Кендерли» Мангыстауской области.

Г-жа Клинцова уверена, что сильным стимулом для развития туристической отрасли станет Азиада-2011. Поеемнению, спортивные сооружения, которые появятся врамках подготовки кАзиатским играм вАлматы иАстане, впоследствии можно использовать как объекты для внутреннего ивъездного туризма.

Никто незнает

Правда, тут тоже есть одно «но». Мало построить новые туристические центры изапустить поезд -необходимо обеспечить национальному турпродукту грамотное продвижение. Здесь Казахстану пока что похвастаться нечем. Посвидетельству директора туристического агентства K-TAUTRAVEL Натальи Гук, заграницей неочень хорошо знают Казахстан. «Часто иностранцы ассоциируют нашу страну лишь сбескрайними степями. Многие москвичи, приезжающие вКазахстан, признаются, что неожидали встретить такой высокий уровень цивилизации».

Особенно удручающей выглядит ситуация спродвижением турпродукта всети Интернет -сетевые ресурсы являются главным источником информации для современного туриста. Нодаже сайт Шымбулака -пожалуй, самый раскрученный вмире казахстанский бренд -предоставляет читателям старые новости (на момент верстки статьи последняя новость была датирована 19ноября прошлого года), отличается бедностью оформления. Обязательная для таких курортов фотогалерея толивообще отсутствует, толиспрятана так глубоко, что найти еенам неудалось.

Вделовых кругах надеются, что ситуация изменится клучшему вследующем году, когда вАстане пройдет 19−яГенассамблея Всемирной туристической организации. Казахстан будет принимать усебя национальные туристические администрации из180стран мира. Уреспубликанских властей итурфирм появляется уникальный шанс представить свой турпродукт бизнесменам всего мира. Остается надеяться, что кэтому времени заработает программа попродвижению международного потенциала Казахстана, разработанная профильным министерством. Она предусматривает участие страны вмеждународных туристских форумах, проведение выставок, ярмарок, создание иразмещение рекламных роликов наведущих телеканалах мира, выпуск рекламно-информационной продукции идругие виды промоушна.

Рецепт развития туристической отрасли вКазахстане ненов -успех может обеспечить лишь взаимодействие между государством ибизнесом. Властям стоит чаще прислушиваться кмнению туркомпаний, втом числе ввопросах регулирования отрасли. Игрокам -повышать качество услуг, предлагать рынку новые турпродукты. Новым локомотивом национальной экономики туризм, конечно, никогда нестанет, носвои несколько процентов ВВП обеспечивать может стабильно. Абольшего оттуризма инетребуется.

Вподготовке материала участвовал Юрий Дорохов

Тулкин Ташимов


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии