Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Казахстанско-китайский нефтепровод служит всеобщим интересам

Фото : 29 января 2008, 13:55

Константин КИМ

Казахстан дал добро компании «Газпром нефть» на транспортировку нефти в Китай по трубопроводу Атасу - Алашанькоу, сообщает РБК daily. Российская сторона собирается транспортировать через Казахстан до 5 млн тонн углеводородов в год. Транзит нефти по казахстанско-китайскому нефтепроводу будут осуществлять две российские компании: «Газпром нефть» и ТНК-BP.

До недавнего времени российская нефть поступала в Поднебесную только по железной дороге, национальная компания «Роснефть» поставляла около 10 млн тонн своего сырья в КНР через Монголию.

По данным РЖД, в 2007 году объем поставок в Китай составил почти 9 млн тонн нефти, что на 12,4% меньше уровня 2006 года. Практически весь указанный объем сырья транспортировался через пограничную станцию Забайкальск, и только 50 тыс. тонн было поставлено через погранпереход «Наушки». Маршрут экспорта нефти через «Наушки» ранее использовал ЮКОС: в 2006 году объем его поставок нефти в Китай составил около 1,4 млн тонн.

Экспорт нефти через Забайкальск ведется в рамках контракта между «Роснефтью» и китайской нефтяной компанией China National Petroleum Corporation (CNPC). Договор заключен в 2004 году и предусматривает поставки 48,4 млн тонн нефти до 2010 года. Однако рыночные цены на нефть растут, и условия контракта с CNPC давно стали невыгодными для России. По неофициальным данным, «Роснефть» в прошлом году пыталась добиться повышения цены, зафиксированной в договоре с CNPC, на $40 за каждую тонну нефти, но китайская сторона согласилась поднять цену лишь на $0,67 за баррель.

Эксперты отмечают, что разногласия «Роснефти» и CNPC по вопросу стоимости нефти ставят выполнение уже подписанного контракта на железнодорожные поставки под угрозу. Кроме того, в прошлом году Москва и Пекин так и не смогли подписать договор о строительстве китайской ветки нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, хотя ее проект уже готов.

В сложившейся ситуации, по мнению аналитиков, транспортировка нефти поАтасу - Алашанькоу - самый выгодный и перспективный для России вариант.Казахстан также получит при этом политические и экономические дивиденды.

Как сказал «Позиции.kz» Алексей Кокин, старший аналитик нефтегазового сектора инвестиционной компании «Метрополь», для России транзит по Атасу - Алашонькоу - это возможность сэкономить на транспортных расходах и выиграть во времени доставки углеводородных ресурсов. В казахстанско-китайскую трубу российская нефть будет поступать по нефтепроводу Омск - Павлодар. Кроме того, объемы сырья, транспортируемого таким путем, станут гораздо выше, чем при использовании железнодорожных магистралей.

По словам эксперта, транспортные расходы теперь сократятся примерно до $100 млн.

Однако, как считает аналитик, Россия, несмотря на то что впервые вынуждена прибегнуть к помощи Казахстана, не подпадает под какую-либо зависимость от своего соседа, так как объемы поставок нефти в Китай не настолько велики, чтобы в значительной степени отражаться на экономике. Да и для Астаны предоставление трубопровода под российскую нефть только выгодно.

В данном проекте прежде всего просматриваются политические цели, считает Олег Егоров, старший научный сотрудник Института экономики министерства образования и науки РК. Продажа Поднебесной нефти по ценам ниже мировых вполне однозначно говорит о намерениях Москвы сотрудничать с самой динамично развивающейся страной. Тем более что объемы поставок для РФ относительно незначительны. Для Казахстана, в свою очередь, сотрудничество с Москвой в этом направлении послужит не только укреплению двусторонних отношений, но и позволит дополнительно загрузить Атасу - Алашанькоу, наполняемость которого в последнее время сократилась.

Между тем и Китай стремится к расширению энергетического сотрудничества с Казахстаном. На состоявшейся в минувший четверг в Пекине встрече председателя КНР Ху Цзиньтао со спикером сената парламента РК Касымжомартом Токаевым первый заявил: «Надо обеспечить завершение строительства второй очереди нефтепровода, начать и завершить строительство газопровода из Казахстана в Китай в намеченные сроки», передает Интерфакс-Казахстан.

Вместе с тем Ху Цзиньтао отметил необходимость активизации двустороннего сотрудничества в несырьевых секторах экономики. Председатель КНР акцентировал внимание на том, что Казахстан и Китай «перевыполнили договоренность» глав государств об увеличении двустороннего товарооборота до $10 млрд и более к 2010 году. По его информации, в прошлом году товарооборот между соседними странами уже превысил $14 млрд, что на 66% больше, чем в 2006 году.

Для Казахстана китайское направление - это способ диверсификации поставок углеводородного сырья. В перспективе Поднебесная собирается стать крупнейшим импортером казахстанской нефти и газа. Напомним, второй частью казахстанско-китайского нефтепровода станет строительство 700 километров магистрали до Каспийского моря, которая затем присоединится к Атасу - Алашанькоу.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии