Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Дос Кошим: «За казахов я умру. Я националист»

Фото : 31 января 2008, 10:45

“Все мозги разбил на части,

Все извилины заплел”.

В.С. Высоцкий

“Ваша корова пегая?” - “Нет, она большая” - примерно в таком формате прошла большая часть заседания в дискуссионном клубе “АйтPARK”, гостем которого 29-го января был Дос Кошим, политик, член Общественной палаты при Мажилисе, председатель движения “Улт тагдыры”. Однако в каких-то вопросах ясность была внесена.

“По образованию филолог, по призванию политик”, - такими словами Нурлан Еримбетов, председательствующий в “АйтPARKе”, представил гостя дискуссионного клуба.

Встреча длилась всего полтора часа, но успела вызвать невообразимую путаницу в терминах. “Нация”, “национальность”, “этническая принадлежность”, “государственно-гражданская общность”, “диаспора”, “родной язык”, “демократия”, - каждый понимает под этим что-то свое, и полностью прояснить ситуацию формат встречи просто не мог. Слишком уж сильным оказался микс из советской терминологии “народность - народ - нация” (где нация фактически понималась как фаза развития этноса), которая еще не ушла, и приходящего на местное поле западного подхода к нации как к государственно-гражданской общности, когда она с этносом (реальная или мнимая общность происхождения) находятся на разных этажах, не отрицая друг друга. Модератору в этой связи осталось отметить как положительный момент хотя бы то, что в обществе начался разговор на тему прояснения ситуации.

Принимая во внимание, что на дискуссию физически не могли собраться представители всего богатого спектра казахстанских политических (языковых, религиозных, культурных, этнических) пристрастий, остается только догадываться насколько пестрым в своих установках остается население страны. Кстати, для одних участников дискуссии “казах” и “казахстанец” выступают как идентичные понятия, а для других нет (“казах” - этническая принадлежность, “казахстанец” - гражданин Республики Казахстан). В общем, те ценности, которые для одного являются фундаментальными, для другого смешные, как семейные трусы. И наоборот. А третий к ним находится не “за” или “против”, а “поперек”.

Когда Доса Кошима попросили дать его собственное определение понятию “нация”, он ответил: “К сожалению, дать определение не могу, но в душе его чувствую”. Сам себя он называет “националист”, а из восьми определений национализма, которые он знает, лидеру движения “Улт тагдыры” ближе всего трактовка писателя Валентина Распутина: “Больше всего я люблю свою мать, потому что она моя, но при этом всех остальных матерей уважаю”. Касаясь вопроса о терминах, г-н Кошим заметил, что понятия вроде “креолизация казахов” (использует Азимбай Гали) он не употребляет.

Правильным официальным названием Казахстана гостю “АйтPARKа” видится “Казахское государство” или “Казахская республика” вместо Республика Казахстан. “Из любого “асфальтового” казаха можно сделать нормального национал-патриота”, - уверен Дос Кошим. В качестве примера он привел одного “болашаковца”, который хоть и плохо знал казахский язык, но, уезжая на учебу в США в начале 90-х годов, убрал у своей фамилии окончание “-ов”. Сам г-н Кошим сделал это только в 1997 году.

“Тюркское единство, мне кажется, это в крови. Тюркский мир хочет друг друга поддержать. Славянские народы друг к другу тянутся”, - считает политик. Вообще-то сам о себе он сказал так: “Я, по-моему, больше просветитель”. В Северной Каролине (штат США), где Дос Кошим был в начале 90-х годов в качестве представителя социал-демократов, он подарил казахский колпак шоферу - афро-американцу, когда выяснилось, что они оба мусульмане.

“Для казаха главное не честные выборы, а чтобы чиновник мог ответить ему на казахском языке”, - подчеркнул член Общественной палаты при Мажилисе. Г-н Кошим переживает за то, что государственная элита не говорит по-казахски. На вопрос, а зачем национал-патриотам на них ориентироваться, он ответил: “Казахская психология - как бастык сказал, так и нам надо”. “В Казахстане чисто административным путем можно сделать демократию очень быстро”, - вероятно в шутку добавил просветитель.

Дос Кошим изъясняется в довольно гибкой манере, поэтому трудно определить его позицию наверняка. Например, когда Нурлан Еримбетов попросил его рассказать о пяти первых шагах, стань тот президентом, г-н Кошим сказал: “Первый шаг конкретный - язык, чтобы не было двуязычного толкования”. То есть он не выражается в формулировках вроде “убрать русский язык из Конституции” или “вместо двуязычия оставить казахский язык”. Все на уровне полуиносказаний. Но по смыслу предыдущих сентенций понятно, что речь идет о казахском языке. “После этого принять закон “О государственном языке” - второй шаг.

Третий шаг на гипотетическом посту президента: “Сразу устранить Ассамблею народа Казахстана”. Только не за то, что там полно этнических меньшинств, а за ее непонятное право делегировать своих представителей в парламент (“хотя всем понятно, что это игра”).

Четвертый шаг - отмена закона “О земле” из-за прописанного там права частной собственности на землю. “Для казахского менталитета продажа земли большой минус”. На возникший вопрос, почему националисты не поддержали идею проведения референдума по частной собственности на землю, Дос Кошим объяснил: “Не верю в выборы”. Пятый шаг гость не назвал.

В вопросе перехода казахского алфавита на латиницу у г-на Кошима четкой позиции нет. Ясно только то, что он против кириллической графики и ему нравится арабская.

Когда гостя “АйтPARKа” спросили, допускает ли его картина мира “существование людей, которые считают, что хороших народов не бывает, но среди них (то есть народов) встречаются хорошие люди” или “этнических казахов, для которых родной язык русский”, вроде бы он, переспросив, ответил что допускает. Хотя, возможно, задающий вопрос и отвечающий на него в очередной раз не поняли друг друга.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии