Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Деньги на выборы. Ликбез

Фото : 1 февраля 2008, 11:45

Деньги являются "горючим" избирательной кампании, однако деньги далеко не всегда способны гарантировать победу на президентских выборах.

Традиционно для США существуют различные законы, которые регулируют порядок избрания в федеральные, штатные и местные органы власти. Должности Президента США, сенатора и конгрессмена - выборные должности федерального уровня, поэтому избирательные кампании по выборам на эти должности регулируются федеральным законом. В свою очередь, законы штатов регулируют выборы на штатном уровне (губернатора, членов местного парламента, мэра и пр.). Федеральные законы такого рода считаются более строгими, поскольку они налагают на политиков больше ограничений.

Кандидат в президенты США должен создать "политический комитет"political committee - группу физических лиц, которая будет заниматься проведением его избирательной кампании, включая сбор средств. Политический комитет необходимо зарегистрировать в Федеральной Избирательной КомиссииFederal Electoral Commission. В его составе должен появиться официальный казначей, который ведает бюджетом кампании. В отличие от аналогичных структур многих государств бывшего СССР, Комиссия не занимается проведением выборов: ее функции носят, в основном, надзорный характер - в частности, она следит за соблюдением законов о финансировании избирательной кампании. Регистрацией избирателей, проведением голосований и подсчетом голосов занимаются ответственные должностные лица, назначаемые на уровне штатов, графств и муниципалитетов.

В Федеральной Избирательной Комиссии могут регистрироваться различные политические комитеты. Помимо кандидатов в президенты, свои комитеты обязаны зарегистрировать также политические партии. Кроме того, любая группа частных лиц может организовать свой политический комитет, в том числе и лица, представляющие корпорации, профсоюзы или профессиональные ассоциации. Эти политические комитеты часто называют "комитетами политических действий"political action committees - они также должны регистрироваться в Федеральной Избирательной Комиссии.

После регистрации политические комитеты могут начинать сбор средств. Все собранные средства, а также расходы должны отражаться в отчетах, которые ежемесячно или ежеквартально представляются в Федеральную Избирательную Комиссию. Отчеты направляются в электронном виде идоступны для просмотра всеми желающими на сайте Комиссии.

Все пожертвования кандидатам на федеральные должности или политическим комитетам должны поступать либо от частных лиц, либо от комитетов, зарегистрированных в Федеральной Избирательной Комиссии. Прямые взносы от бизнес-структур или профсоюзов запрещены, хотя эти организации могут оказывать спонсорскую помощь комитетам политических действий. Взносы в комитеты политических действий наличными не должны превышать $100. Запрещены пожертвования со стороны иностранцев. Однако иностранные граждане, которые имеют право постоянного проживания в США (например, обладатели "грин-кард"green card), могут делать пожертвования в бюджеты политиков, хотя им запрещено участвовать в выборах.

Суммы, которые может вносить физическое лицо или политический комитет, ограничены многими положениями. Например, физическое лицо не может пожертвовать более $2.3 тыс. на кампанию одного кандидата. Такое ограничение накладывается на одни выборы. Соответственно, человек может внести $2.3 тыс. в копилку кандидата в президенты на праймериз. В случае, если кандидат праймериз выиграл и стал официальным кандидатом своей партии, ему можно вновь пожертвовать аналогичную сумму уже на общенациональную (а не только внутрипартийную) избирательную кампанию. Семейные связи здесь не учитываются: следовательно, муж и жена совместно могут пожертвовать $4.6 тыс. на проведение каждых выборов.

В дополнение к ограничению сумм взносов в поддержку кандидатов (и других типов комитетов), взносы физического лица также ограничены "суммарным" взносом. Американец не имеет права жертвовать более $108.2 тыс. за два года ( учитываются все суммы, которые он перечислил всем кандидатам и политическим комитетам). Эта сумма раз в два года изменяется - с учетом темпов инфляции.

На комитеты политических действий также налагается ограничение - $5 тыс. на одни выборы в поддержку кампании одного кандидата. Сумма взносов в пользу политических партий также ограничена, однако эта сумма выше, чем возможный взнос комитетов политических действий в пользу отдельного кандидата.

Соответственно, кандидат на пост президента, который желает собрать, например, $20 млн., должен привлечь индивидуальных спонсоров, не имеющих права вносить более $2.3 тыс., а также, возможно, комитеты политических действий, взносы которых ограничены $5 тыс. Таким образом, чтобы собрать $20 млн., такому кандидату нужны, как минимум, 1 тыс. человек, готовых подарить ему по $2 тыс. Детальные отчеты по размерам пожертвований и тратам кандидатов предоставляются Федеральной Избирательной Комиссии.

С 1976 года кандидаты в президенты могут получать бюджетные средства на свои избирательные кампании. До выборов 2000 года все кандидаты, выдвигаемые партиями на президентские выборы, участвовали в этой кампании, принимая государственное финансирование. Однако эта система становилась все более непривлекательной для кандидатов, потому что бюджетные деньги поступали с неприятным довеском - принимая их, кандидат обязывался не тратить больше определенной суммы. Поэтому в 2000 году будущий президент Джордж БушGeorge Bush стал первым главным кандидатом, который отказался от государственного финансирования во время праймериз. В 2004 и 2008 году по стопам Буша пошли многие другие кандидаты. Они, однако, не берут государственных денег на период праймериз, но принимают их для проведения общенациональной кампании. Так, в 2004 году два главных претендента на Белый Дом - Джордж Буш и Джон КерриJohn Kerry - получили из бюджета по $74.6 млн. Для сравнения, на праймериз Буш собрал $270 млн., Керри - $235 млн.

По данным Федеральной Избирательной Комиссии, на 20 января 2008 года кандидаты в президенты собрали $416.3 млн. ($241.1 млн. - демократы, $175.2 млн. - республиканцы). Для сравнения, вся избирательная кампания 2004 года обошлась в $1 млрд. 16 млн. ( с учетом трат всех кандидатов, стоимости партийных конвенций и пр.), выборы 2000 года - в $649.5 млн., 1996 года - в $476 млн. В 2008 году пожертвования частных лиц составили $372.6 млн., подавляющее большинство частных жертвователей перечислили более $2 тыс.

Наибольшие пожертвования ныне смогли привлечь Хиллари КлинтонHillary Clinton ($89 млн.), Барак ОбамаBarak Obama ($79.4 млн.), Митт РомниMitt Romney ($61.6 млн.), Рудольф ДжулианиRudolph Giuliani ($46.7 млн.) и Джон МакКейнJohn McCain ($31.4 млн.). Деньги для выборов крайне важны, но не они решают все: так Майк ХаккабиMike Huckabee, который неожиданно стал одним из лидеров республиканских праймериз, собрал всего лишь $2.3 млн., а первоначальный фаворит Джулиани, собравший значительные средства, досрочно сошел с дистанции. 01 Февраля 2008 Washington ProFile


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии