Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Руки или… мозги? Что важнее из этих двух «вещей» для человека, выясняли мажилисмены на пленарном заседании

Фото : 1 февраля 2008, 13:50

Что важнее из этих двух «вещей» для человека, выясняли мажилисмены на пленарном заседании

Ирина Сергеева, 01.02.2008

АСТАНА - Вопрос о частях человеческого организма возник неслучайно. Депутаты рассматривали во втором чтении проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения». Поправками ужесточаются требования к водителям и, соответственно, усиливаются меры наказания.

Практически без споров одобрив законопроект в первом чтении, ко второму чтению мажилисмены нашли немало проблемных и даже неожиданных моментов: к примеру, стоит ли подвергать административному аресту «водителей ишаков», и какая часть важнее для человека - руки или мозг.

«Ручная» работа

Последний вопрос возник не на пустом месте. Дело в том, что свое предложение о введении штрафов за разговор по мобильнику за рулем МВД обосновало именно с такой неожиданной, практически физиологической точки зрения. Депутатов это несказанно удивило.

- Запрещается пользоваться телефоном или радиостанцией, «потому что мозг не справляется с объемом данных, которые нужно обрабатывать одновременно», - зачитал обоснование вслух Марал Итегулов. - И в то же время допускается пользоваться телефоном или радиосвязью с помощью наушников или громкой связи. Так что главное - руки все-таки или мозг? Что, когда наушниками пользуешься - мозг не обрабатывает данные?

С другой стороны взглянул на проблему Танирберген Бердонгаров:

- К примеру, у человека, который едет за рулем, сотовый телефон находится в руке, он по нему не разговаривает. Каким образом сотрудник дорожной полиции докажет тот факт, что человек разговаривал по сотовому телефону? Видеофакта как такового не существует. И понятых, как правило, не бывает в этом случае. Здесь как раз место для коррупционных правонарушений существует.

Ни опасения одного, ни иронию второго коллеги депутаты не заметили. Кстати, журналистами давно подмечено: парламентарии люди необычные и даже несколько оригинальные. А полицейские - так вообще непостижимые. Кто знает, быть может, некоторые из них всерьез полагают, что при использовании гарнитуры информация попадает через уши напрямую в мозг, то есть исключается промежуточный этап использования рук. А если внимательно понаблюдать за деятельностью некоторых отечественных чиновников, да и парламентариев, станет ясно, что основная работа у них - ручная: жестикулирование, поднимание, кнопконажимание. И, судя по отдельным решениям, принимаемым в высоких кабинетах, именно этот процесс занимает большую часть мозговых ресурсов...

Вице-министр внутренних дел Алик Шпекбаев не стал вдаваться в детали важности «отдельных частей человека», объяснив депутатам, что запрет на телефонные разговоры за рулем - это международный опыт. В казахстанский законопроект эта норма попала, по его словам, благодаря рекомендациям ЕС и ОБСЕ.

Год «бесправия»

А вообще логических нестыковок обнаружилось много. Так, за любое действие, «повлекшее создание аварийной ситуации», водителя лишат прав на один год. Но при этом не предусмотрено никаких санкций для водителей, не пропускающих пешеходов. Мажилисмен Итегулов, олицетворяющий, по его собственной характеристике, «среднестатистического водителя Республики Казахстан», поразился отсутствию логики:

- Основная тяжесть наказания в виде лишения прав должна применяться, по моему мнению, в случае создания опасности для окружающих. Почему это не применяется в случае непропускания пешехода на пешеходной дорожке или езды на автомобиле с неисправной тормозной системой - в тех случаях, которые реально создают опасность? Я слегка ударил бампер впереди идущего. И что, меня лишать прав? Сама дорожная полиция регистрирует статистику - свыше 100 тысяч ДТП в год. Что, свыше 100 тысяч лишений прав возможно?.. Поскольку есть угроза лишения прав, он будет меня шантажировать, говорить: «1000 долларов дай, иначе я сейчас вызову полицию, и тебя лишат прав». Это несоответствие. Если я не пропустил пешехода, я могу убить его, и меня не лишают прав. А в случае, когда я совершил любое ДТП, меня могут лишить прав. Это неоправданные статьи.

Кстати, у разработчиков были альтернативные варианты - штраф либо лишение водительских прав. Исключили альтернативу уже депутаты в рабочей группе, готовя законопроект ко второму чтению. Но такой подход понравился не всем.

Руководитель рабочей группы Рамазан Сарпеков объяснил коллегам, что изначально при работе над законопроектом ставился концептуальный вопрос - уйти от альтернативных видов наказания. А вице-министр внутренних дел со своей стороны заверил, что поскольку «лишение прав будет происходить через суд, там все-таки будет объективное рассмотрение материала».

Три дня в СИЗО

Двоякую норму в законопроекте нашел и Тито Сыздыков. В документ введена статья, согласной которой участники дорожного движения за систематическое (два и более раз) нарушение ПДД будут подвергаться административному аресту на трое суток. К слову, эта норма - тоже идея мажилисменов, разработчики предлагали только штрафы.

Депутат напомнил: участниками дорожного движения являются не только водители автомашин, но и лица, управляющие мопедами, велосипедами, гужевым транспортом, повозками, погонщики, пастухи.

- Вы знаете, как между Шымкентом и Ташкентом на ишаках ездят? Пока до них дойдет, что мы их будем сажать на трое суток, - попытался высмеять коллег Сыздыков.

Однако юмор оценили далеко не все. Большинство мажилисменов были горячими сторонниками ужесточения наказания.

- Без таких вот жестких законов и подходов мы не улучшим ситуацию на дорогах, - категорично заявил Мухтар Тиникеев. - Посмотрите, что сейчас водители вытворяют! Отучились месяц или купили права - и гоняют!

Марал Итегулов, напротив, попытался напомнить коллегам о социальной значимости законопроекта. Документ не такой простой, считает депутат, он может вызвать двоякую реакцию общественности.

- Я с позиции и пешехода, и водителя проанализировал многие предложения и подумал, что это вызовет со временем очень тяжелые последствия, и это будет реакция социальная еще большая, чем это было с праворульными автомобилями, - заявил он.

…При итоговом голосовании выяснилось, что большинство депутатов не склонны иронизировать над законопроектом и настроены крайне жестко и решительно. Документ был одобрен палатой во втором чтении и направлен на рассмотрение в Сенат.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии