Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Страсти по пассажирам. На рынок пассажирских железнодорожных перевозок пришли частные инвесторы

Фото : 4 февраля 2008, 16:01

На рынок пассажирских железнодорожных перевозок пришли частные инвесторы. Для успешной работы им необходимо решить проблемы с подвижным составом и улучшить качество сервиса

Сначала этого года количество частных казахстанских компаний, занимающихся пассажирскими перевозками пожелезной дороге, выросло вчетыре раза. Можно было быговорить отом, что вреспублике начал появляться конкурентный рынок пассажироперевозок. Однако эксперты неспешат говорить обуме вотрасли. Слишком серьезные проблемы могут помешать перевозчикам наладить успешный бизнес. Главные изних -низкая квалификация персонала, некачественный сервис иустаревший вагонный парк.

Особенности транспортной схемы

Пассажирские перевозки вбольшинстве стран мира нерентабельны. Есть страны, вкоторых эта отрасль приносит доходы, ноихнемного -Япония, Швейцария, Италия.

Казахстан тоже стремится оптимизировать работу пассажирских перевозчиков, носерьезными успехами похвастаться пока неможет. Сложность задачи видна даже невооруженным взглядом, например, вИталии или Японии сравнительно небольшой размер территории при высокой плотности населения, вКазахстане жеситуация обратная. Тарифы железнодорожников непокрывают издержек наперевозку пассажиров.

Раньше, когда единственным железнодорожным оператором была национальная компания «Казахстан темир жолы» (КТЖ), убытки компенсировались высокой доходностью транспортировки грузов. В2004-2006 годах прошла реструктуризация активов КТЖ. Каждый вид деятельности был выделен вотдельное предприятие. Врезультате государственные компании, осуществляющие перевозки пассажиров -АО«Пассажирские перевозки», АО«Пригородные перевозки» иТОО «ЖолаушыларТранс» -стали убыточными. Социальная значимость отрасли заставляет государство дотировать ее. Однако пока бюджетная подпитка непокрывает всех расходов транспортников.

В2005-2006 годах отрасли было выделено 19,6 млрд тенге, втовремя как требуемый объем средств составил, поданным самих железнодорожников, около 45млрд. Витоге средний размер субсидий в2006году -0,4 евроцента напассажирокилометр. Вбюджете-2008 предусмотрено выделение 9,5 млрд тенге, однако, как заявлял ранее глава КТЖ Ерлан Атамкулов, железнодорожникам необходимы субсидии вобъеме 24,5 млрд.

Возможный выход изсоздавшегося положения власти увидели впривлечении частных перевозчиков. Последние два года вконце декабря государство проводит тендер наобслуживание ряда социально значимых внутренних маршрутов. Победителем становится игрок, запросивший минимальный размер субсидирования. Сним заключается годовой контракт. Доход частного перевозчика формируется издвух частей -выручки, полученной отпродажи билетов, исуммы субсидий, выданных государством.

Частные перевозчики могут работать только навнутриреспубликанском рынке иправа выходить навнешние рынки неимеют. «Межгосударственные перевозки регулируются международными соглашениями», -поясняет пресс-секретарь АО«Пассажирские перевозки» Нина Казбаева.

Компании, подающие заявки, должны иметь соответствующие лицензии ирасполагать вагонным парком или заключить договор онамерении взять вагоны варенду удочерней компании КТЖ -АО«Пассажирская лизинговая вагонная компания» (ПЛВК).

Работа в«ноль»

Новая схема заработала впрошлом году -нарынок вышли два частных оператора. Объем пассажирооборота игроков, рискнувших взяться заперевозку пассажиров, составил поитогам года 4,3% отсовокупного пассажирооборота вотрасли (650млн пасс.-км из14,83 млрд пасс.-км). Изних 500млн (3%) приходятся надолю ТОО «Сункар-1».

Одоходности бизнеса игроки, уже получившие опыт работы нарынке, предпочитают нераспространяться. Вактюбинской компании ТОО «Пригородные перевозки -Батыс» «Эксперту Казахстан» заявили, что работают фактически в«ноль». «Прибыль неглавное, гораздо важнее обеспечить надежную перевозку людей», -удивил бессребреническим подходом кбизнесу представитель компании.

Несмотря наподобные заверения, опыт пионеров рынка был положительно воспринят деловым сообществом, ипоитогам тендера, проведенного вминувшем декабре, статус перевозчиков пассажиров получили 9фирм.

Имнеобходимо заключить договоры осотрудничестве еще сшестью-семью компаниями, аффилированными сКТЖ, иосуществить предоплату ихдеятельности. «Многие компании-новички нарынке просто незнают этой бюрократии ивскоре могут сесть вкалошу из-за своего незнания», -говорит Ботагоз Мусина, заместитель генерального директора ТОО «Туран Экспресс», уже работающего нарынке.

Есть идругие сложности. Инациональные, ичастные компании, работающие вРК, используют казенные вагоны. Однако ихкачество неудовлетворяет транспортников. «ПЛВК лучшие вагоны передает впользование национальным компаниям, ачастные перевозчики получают вагоны более старые ихудшего качества», -свидетельствует г-жа Мусина. Кроме того, частные операторы могут столкнуться снехваткой вагонного парка. Пословам Ерлана Атамкулова, дефицит пассажирских вагонов в2007году составил 476штук, ак2010году может составить 1,2 тыс. единиц.

Подвижной состав обновляется крайне медленно. После того, как в1993-1994 годах была приобретена партия из247вагонов немецкого производства, закупок вкрупных объемах небыло 12лет. Вконце 2006г. «Казахстан темир жолы» приобрела 152вагона китайского Тяньшанского локомотиво-вагоностроительного завода. В2007году они вышли налинию, однако произошел скандал. Поверсии Минздрава РК, впроцессе эксплуатации китайские вагоны выделяют ядовитые вещества, ивнастоящее время между железнодорожниками иМинздравом идет дискуссия овозможности ихэксплуатации.

Возможным выходом для независимых компаний могло быстать приобретение собственных вагонов. Пока, поданным «Эксперта-Казахстан», лишь одна компания изчисла частных операторов располагает таковыми. Дело втом, что собственный подвижной состав -удовольствие неиздешевых. Цена упроизводителя наобычный вагон может доходить дополумиллиона долларов, инекаждый банк согласится профинансировать такую сделку, особенно внынешних условиях кризиса ликвидности.

Ситуация может измениться, если лоты натендерах будут разыгрываться наболее длительный срок. Как отметил один изучастников рынка, пожелавший остаться неизвестным, «если такое случится, топеревозчики смогут засвой счет обновлять парк подвижного состава, инамаршрутах будут ходить совсем другие вагоны». Это всвою очередь повлечет снижение рискованности перевозок именьшие процентные ставки накредиты пообновлению вагонного парка.

Ненавязчивый сервис

Есть идругие проблемы. Сервис, предлагаемый пассажирам нажелезной дороге, практически неизменился современ перестройки. Это недобавляет привлекательности для потенциальных партнеров отрасли -туроператоров. «Существующий подвижной состав неболее чем средство перевозки пассажиров, нонесредство путешествия, -говорит директор туристической компании AlmaTravel Agency Юлия Дорофеева. -Организация туристических маршрутов постране возможна только втом случае, если сервис вэтом хозяйстве будет приведен кмеждународному уровню».

Участники рынка отдают себе отчет вобъемах работы, которую предстоит проделать, чтобы удержаться наплаву. Отновых игроков требуется непросто соответствие минимальным требованиям, предъявляемым Минтранскомом, ноижелание вкладывать деньги вразвитие отрасли. «Вбудущем мыпланируем выжить засчет повышения комфортабельности вагонов иповышения сервиса, -говорит Ботагоз Мусина. -Как собираются выжить другие компании, непредставляю». Наблюдатели считают, что остальным пассажироперевозчикам придется пойти поэтому жепути.

Железная дорога -наиболее приемлемое средство передвижения постране для граждан снизкими исредними доходами, ипоявление частных перевозчиков нарынке говорит опотребности населения вболее качественных услугах, более комфортных вагонах. Отдать «железку» впользование профессионалам наусловии предоставления населению «старых» услуг постарым тарифам вполне возможно. Врезультате жесткой конкуренции запотребителя они помогут вывести отрасль пассажирских перевозок нановый уровень испособствовать развитию смежных отраслей.

Игорь Киндоп


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии