Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Встряхнуть, но не размешивать. Последние кадровые перестановки в правящих кругах РК продолжают курс на перераспределение власти между президентской администрацией, президентской партией и президентским правительством

Фото : 4 февраля 2008, 16:11

Последние кадровые перестановки в правящих кругах РК продолжают курс на перераспределение власти между президентской администрацией, президентской партией и президентским правительством

Нельзя незаметить, что практические действия Нурсултана Назарбаева могли быслужить прекрасным иллюстративным материалом крекомендациям, содержащимся вкниге Никколо Макиавелли «Государь».

Вот исейчас президент действует вточном соответствии ссоветами флорентийского секретаря, писавшего, что правитель «не может поменять свой народ, нопрекрасно может обойтись без грандов, ибо ихсудьба вего руках ионможет каждодневно посвоей воле осыпать ихмилостями или подвергать опале».

Оботношении кнароду нам предстоит узнать через месяц изочередного президентского послания, апока глава государства демонстрирует свой подход кграндам, тоесть представителям отечественной элиты всех сортов: партийной, управленческой, финансовой игибридной.

Старые портреты вновых рамках

Посложившейся традиции новый год начался скадровых ротаций. Самой важной изних стало назначение главы Фонда устойчивого развития «Казына» 39−летнего Кайрата Келимбетова руководителем администрации президента. Прежний руководитель АП53−летний Адильбек Джаксыбеков стал первым зампредом правящей партии «Нур Отан», сменив наэтом посту 54−летнего Бахытжана Жумагулова, который уже никого нинакаком посту несменял, апросто остался руководителем партийной фракции ивице-спикером нижней палаты парламента. Нанем волна кадровых перестановок затухла. Стоит добавить, что формально ееначалом стало Агентство финансового надзора, руководитель которого 41−летний Арман Дунаев заменил убывшего Келимбетова в«Казыне», аАФН возглавила его бывший заместитель Елена Бахмутова, ветеран финансового надзора.

Главный герой важнейшей «рокировочки» Кайрат Келимбетов за10лет сделал стремительную карьеру -отзаведующего экономическим отделом АПдоглавы фонда «Казына», вобравшего всебя институты развития, имеющего бюджет, сопоставимый среспубликанским. Его партийная жизнь также удалась. Вней всего два коротких, зато ярких эпизода: участие всоздании движения «Демократический выбор Казахстана» зимой 2001-2002 года ипребывание напосту зампреда «Нур Отана» слета 2007поянварь 2008года.

Онпроявил себя нестолько как экономист, сколько как управленец, умеющий грамотно выстраивать иерархические схемы, находить общий язык совсеми заинтересованными сторонами (за исключением, пожалуй, Зейнуллы Какимжанова) ипри этом небыть «чьим-то человеком». Амбициозность иразмах, которые Келимбетов показал напосту главы фонда «Казына», настойчивость иупорство врасширении владений иполномочий фонда (можно вспомнить заявку науправление Нацфондом иназначение «Казыны» оператором порасходованию 4млрд долларов, выделенных банкам истроительным компаниям) -все это говорит отом, что администрация президента под его руководством перестанет быть спящей структурой, потерявшей как контроль над ситуацией встране, так ифункцию главного штаба президентской вертикали власти. Вовсяком случае, нанедавнем заседании политсовета «Нур Отана» выяснилось, что Адильбеку Джаксыбекову Келимбетов «известен как крупный экономист» и«сего назначением связаны многие надежды».

Кроме того, состоялись перестановки иновые назначения вовтором эшелоне казахстанской элиты. Экс-аким Акмолинской области 58−летний Мажит Есенбаев возглавил созданное еще осенью Агентство позащите конкуренции. ВКокшетау его сменил 47−летний Альберт Рау, ранее руководивший созданной впрошлом году социально-предпринимательской корпорацией «Сарыарка». Агентство поделам государственной службы вновь возглавил 31−летний Габидулла Абдрахимов (был председателем в2003-2005 гг.). Помощник президента повнешней политике 47−летний Нурлан Онжанов стал послом вФРГ. Обезглавленное осенью входе борьбы с«незаконной застройкой» Агентство поуправлению земельными ресурсами возглавил экс-посол вКыргызстане 60−летний Умарзак Узбеков.

Первоочередные задачи нашей власти

Можно было быинтерпретировать произошедшие назначения как перегруппировку сил накануне некоего решающего наступления. Точнее, контрнаступления, учитывая продолжающуюся коррекцию намировых рынках. Ноникаких наступательных действий, судя повсему, непредполагается. Сбросив сосвоих плеч груз ответственности зауправление интегрированной вмировые рынки экономикой, правительство перешло крешению вопросов сугубо внутренних, которые занас нивЛондоне, нивНью-Йорке нерешат. Изадачи, которые будут поставлены перед правительством вближайшие три года, будут связаны впервую очередь сконтролем над инфляцией, реализацией социальных программ иоказанием адресной помощи пенсионерам, банкирам ипрочим наиболее уязвимым группам.

Помимо этого, придется заняться коррупцией, точнее, борьбой сэтой гидрой. Ничего необычного внедавнем открытии очередной антикоррупционной кампании вроде бынет. Фактически она давно уже стала ежегодным рутинным мероприятием, вроде мытья окон повесне. Пусть всех сорняков невыполешь ивсех оборотней впогонах невыловишь, нопольза какая-то оттаких кампаний есть. Акогда борьбой скоррупцией занимаются сразу несколько ведомств, томожно достичь еще одного эффекта: занять ихборьбой друг сдругом, точнее, борьбой скоррупцией усоседей. Двух-трех расширенных коллегий изаседаний всиловых структурах достаточно для того, чтобы ихруководители выглядели вглазах общества кандидатами наувольнение.

Антикоррупционной кампанией можно объяснить инекоторые перестановки, выглядящие как обмен шила намыло. Например, переход Келимбетова надолжность руководителя АПувязать стем, что он, проработав несколько лет вразличных госструктурах, собственным бизнесом так инеобзавелся. Иотсутствие своих банков, пивоваренных компаний идаже футбольных клубов выгодно отличает его отдругих госчиновников.

Некоторые считают, что выбитое ценой огромных затрат председательство вОБСЕ в2010году требует принятия срочных мер поочередной политической модернизации страны. Апроцессы демократизации вКазахстане струдом вписываются впринятые там стандарты. Даиконфликты синостранными инвесторами (пусть ивформе конструктивного диалога) также создают несамый благоприятный фон для грядущего триумфа отечественной дипломатии. Начавшиеся наэтом фоне (ипоэтим причинам) кадровые перестановки вокружении главы государства должны хоть вкакой-то мере обеспечить выработку ответа «Ак Орды» наполитическую иэкономическую ситуацию.

Рецепт элитного коктейля

Разумеется, даже простое инезатейливое «перетряхивание кадров» встиле Александра Григорьевича Лукашенко -вещь для госслужбы небесполезная. Нопоследние перестановки интересны непоявлением новых лиц, атем, как они были обставлены икак прокомментированы президентом, указавшим, что ихцель -укрепление партии «Нур Отан». Наш журнал еще вконце позапрошлого года писал, что «Отану» предстоит пройти путь трансформации изпартии власти, тоесть партии, созданной властью инавласть опирающуюся, вправящую партию, тоесть партию, власть формирующую. Итогда, вне зависимости оттого, какой вобозримом будущем будет форма правления вКазахстане -президентской, парламентской или смешанной, парламентско-президентской, лидером государства по-прежнему останется Нурсултан Назарбаев. Именно он-неважно, вкачестве президента или желидера правящей партии -будет определять политический иэкономический курс, которым будет двигаться Казахстан (см. «ЭК» №43от20ноября 2006года, «Движение присоединения»). Впоследнее время г-нНазарбаев демонстрирует возможности управления государством нечерез администрацию (как 10лет назад), нечерез правительство (как впрошлом году), ачерез партию «Нур Отан». Нельзя сказать, что эффективность управления уэтих структур одинаковая, ноэто связано, скорее всего, сперсонами, ихвозглавляющими.

Обновленная прошлым летом Конституция неточтобы прямо ведет кперераспределению государственной власти между различными институтами, носоздает возможности для этого. Ивот наднях серией простых кадровых назначений президент усилил «политическую гомогенность» всех своих властных вертикалей: правительства, администрации, партии, институтов развития, Нацбанка ирегуляторов.

Впрочем, любой изэтих инструментов дает достаточно возможностей своему руководителю для того, чтобы при необходимости (то есть поприказу главы государства) повести борьбу сруководством других институтов ивзять насебя ответственность за«непопулярные решения» перед обществом. Встрогом соответствии синструкциями Макиавелли, писавшего, что «поручение, навлекающее неприязнь, государю следует давать другим, аблагодеяния вершить самому».

Реальное наделение властью (полномочиями иответственностью) государственных иполитических институтов унас вКазахстане зависит неоттого, какое место имотводит Конституция, аоттого, какие люди ихвозглавляют. Апотому рецепт поуравниванию вправах ивозможностях различных президентских вертикалей -партийной, административной, социально-предпринимательской, даилюбой иной -прост, как водка смартини отДжеймса Бонда: shaken, notstirred. Встряхнуть, нонеразмешивать.

Николай Кузьмин, Данияр Ашимбаев


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии