Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Нужна ли Казахстану инфляция?

Фото : 5 февраля 2008, 11:53

Главным приоритетом макроэкономической политики на 2008 год, как известно, является сдерживание инфляции на уровне, не превышающем 10%. Вопросы о том, какими мерами правительство и Национальный банк пытаются сдержать инфляцию, насколько эти меры будут эффективны и будут способствовать сохранению макроэкономической стабильности в стране и созданию предпосылок для экономического роста, требуют более детального рассмотрения.

Судя по совместному заявлению правительства, Национального банка и Агентства по финансовому надзору, эти меры будут носить, в основном, административный характер. Так, премьер-министр Карим Масимов заявил, что цены на продукты питания, горюче-смазочные материалы, электро- и теплоэнергию в течение первого квартала останутся неизменными. Ответственность за стабилизацию цен возложена на акимов областей, хотя очевидно, что уровень цен определяется не местными органами власти, а зависит от экономической политики, которую проводит правительство.

Монетарные же власти страны обещают ужесточить контроль над деятельностью банков второго уровня, скорректировать денежно-кредитную политику в направлении сдерживания инфляции. Все эти меры можно было бы только приветствовать, если бы действия центральных органов способствовали бы достижению главной цели - созданию и поддержанию условий для устойчивого роста казахстанской экономики и повышения уровня жизни населения.

В этой связи Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, отмечал, что меры по сдерживанию инфляции в предыдущие годы носили, в основном, административный характер, что они, в практическом плане, эффективны в краткосрочной перспективе, но, для устойчивого на протяжении длительного периода времени роста казахстанской экономики, проблему роста цен нужно решать в стратегическом плане.

Для этого, по нашему мнению, нужно найти ответы на целый ряд вопросов:

 Каковы главные цели политики экономического роста?

 Какой уровень инфляции для Казахстана является оптимальным?

 Какова природа казахстанской инфляции, и могут ли стандартные меры антиинфляционной политики привести к стабилизации роста цен?

К сожалению, на наш взгляд, ни правительство, ни Национальный банк не обращают внимания на эти вопросы или не акцентируют свою деятельность на решение данных задач.

Естественной целью государственной экономической политики является достижение динамичного общеэкономического равновесия как главного условия для выхода на траекторию устойчивого развития. Она может считаться достигнутой тогда и только тогда, когда одновременно выполняются несколько условий:

1. Имеет место постоянный и соразмерный экономический рост, причем не как простое увеличение производства реального ВВП в целом или на душу населения, а вызванный научно-техническим прогрессом и соответствующими структурными изменениями в национальной экономике.

2. Экономическая стабильность, что подразумевает стабильность цен и покупательной способности национальной валюты, низкие уровни инфляции и бюджетного дефицита.

3. Внешнеэкономическое равновесие, то есть поддержание положительного платежного баланса страны, предупреждение чрезмерного отрицательного сальдо внешней торговли, поддержание в приемлемых рамках внешнего долга страны.

4. Экономическая справедливость, под которой понимается не только обеспечение всех граждан материальными благами и услугами в объемах, гарантированных Конституцией страны, но и создание равных экономических условий для всех хозяйствующих субъектов, развитие рыночной конкуренции и регулирование деятельности монополистов.

Очевидно, что приведенные выше экономические цели общества, на решение которых должна быть направлена государственная экономическая политика, взаимосвязаны между собой, взаимообусловлены, зачастую противоречат друг другу и должны решаться в комплексе. Поэтому структуризация целей экономической политики позволяет выявить, насколько сильно отдельно взятые цели зависят друг от друга, определить те из них, достижение которых находится под угрозой и невыполнение которых грозит наибольшей опасностью для национальной экономики.

Сложность проблемы состоит в том, что в любом случае весь комплекс намеченных целей должен реализовываться одновременно. Конфликтность целей экономической политики может быть разрешена путем компромисса, когда приоритет отдается той цели, достижение которой находится под угрозой и невыполнение которой грозит наибольшей опасностью для экономики.

Оптимальный уровень инфляции. Макроэкономическая политика, проводимая в Казахстане, в качестве своей главной цели в соответствии с неолиберальной концепцией, которая составляет идейную основу экономической политики правительства, определила подавление инфляции. На первый взгляд, это вполне разумно, так как инфляция представляется наибольшим из зол, которые снижают уровень жизни населения. Вместе с тем, нельзя отрицать и позитивную роль инфляции для выхода и закрепления на траектории устойчивого экономического роста.

В этой связи, с нашей точки зрения, было бы целесообразно более подробно рассмотреть роль инфляции в экономическом развитии страны, какие виды инфляции существуют и какие меры необходимо предпринимать, чтобы минимизировать негативные последствия роста цен. Действительно, согласно неолиберальной концепции, низкий уровень инфляции - это основное условие создания благоприятного предпринимательского климата. На самом деле данное положение не соответствует реальности. Можно привести множество примеров, которые относятся к развитым странам, где это условие не выполнялось.

Нобелевский лауреат Дж. Стиглиц подчеркивает, что утверждение «Инфляция плохо влияет на экономический рост» является ошибочным, что «ниже определенного критического уровня - этот пороговый уровень намного выше, чем уровни инфляции, которые преобладают в странах Европы и Северной Америки - не существует никаких свидетельств о значительном негативном влиянии инфляции». Более того, исследования другого нобелевского лауреата Дж. Акерлофа показывают, что слишком сильное подавление уровня инфляции может сдерживать экономический рост, особенно при проведении структурных изменений.

Теоретические и методические аспекты роли инфляции в экономическом развитии страны, механизм ее распространения будут рассмотрены позже. Сейчас остановимся на ряде вопросов, которые отражают ее неоднозначную роль в экономическом развитии и необоснованности идеологической основы макроэкономической политики, проводимой в Казахстане.

Здесь нужно отметить, что скорость экономических изменений в мире очень велика, а инерция экономического мышления настолько сильна, что неизбежно возникает конфликт между старыми экономическими моделями и реальностью, что требует интенсификации исследований по построению новых моделей развития. Тем более это относится к Казахстану, так как практически отсутствуют теоретические разработки по трансформации экономики советского типа в капиталистическую экономику, а имеющиеся исследования носят в основном описательный характер, только констатируют факты и особенности трансформации постсоветских республик.

Общепринято считать, что инфляция - это обесценение денег, которое происходит в результате тех или иных нарушений денежного обращения в стране, сложившихся диспропорций в общественном воспроизводстве, экономической политики правительства и Национального банка.

Основная функция инфляции состоит в перераспределении национального дохода и доходов негосударственного сектора между отдельными субъектами и проявляется в общем росте цен, обесценении национальной валюты. В этом плане перераспределение доходов приводит к существенному ухудшению уровня жизни населения, главным образом лиц с фиксированными денежными доходами - работников бюджетной сферы, наемных работников в целом, пенсионеров.

Однако инфляция не является абсолютным злом. Более того, она необходима для развития экономики страны, ее структурной перестройки. Так, появляются новые виды товаров и услуг. Для их производства нужны ресурсы - трудовые, топливно-энергетические, сырьевые и материально-технические. Новые производства начинают конкурировать со старыми, что может привести к росту цен и заработной платы. По мере развития новых производств, цены на их продукцию стабилизируются, могут даже снизиться. По оценке большинства экспертов, уровень эволюционной инфляции должен находиться в коридоре 6-8%. Подавление инфляции ниже этого уровня может привести к замедлению темпов экономического роста и, даже, к экономическому спаду.

В этой связи в общем уровне текущей инфляции, на наш взгляд, следует выделить две, не аддитивные составляющие, эволюционную и обычную, связанную с нарушениями законов денежного обращения. Если эволюционную инфляцию нельзя подавить без риска для сдерживания экономического роста, то вторую составляющую следует минимизировать. Вот почему антиинфляционная политика должна быть строго селективной. Особенно это важно для нас, так как Казахстан сейчас пытается осуществить крупномасштабные проекты, направленные на структурные перестройку экономики.

Нами было показано, что существует функциональная зависимость между темпами экономического роста, уровнем текущей инфляции и уровнем пороговой инфляции, при которой темпы экономического роста равны нулю. Из этой функциональной зависимости следует, что должен существовать и оптимальный уровень инфляции, которая обеспечит максимальные темпы экономического роста при сохранении уровня жизни и предотвращении дальнейшего социального расслоения населения.

С нашей точки зрения, первоочередными мерами должны стать резкое повышение заработной платы работников бюджетной сферы, законодательное установление минимальной заработной платы на уровне, обеспечивающем не простое, а расширенное производство рабочей силы, то есть минимальная заработная плата должна быть не меньше 2,2 размеров минимального прожиточного минимума. Мы считаем, что положительные последствия существенного увеличения платежеспособного спроса населения перевесят некоторое повышение уровня инфляции. Нужно отметить, что с ростом платежеспособного спроса активизируется и малое предпринимательство. Можно показать, что развитие малого бизнеса, о котором говорится на всех уровнях, сдерживается не столько административными барьерами, сколько отсутствием платежеспособного спроса.

Поэтому объективной необходимостью становится смена приоритетов экономической политики, направленной на коренную модернизацию казахстанской экономики. С нашей точки зрения, посткейнсианское течение экономической мысли способно указать методы решения проблем, вставших перед Казахстаном на пути создания экономики нового типа. Оно может стать теоретической основой политики активного воздействия на экономический рост, приоритетом которой является реальный сектор.

В этой связи все более очевидным становится то, что макроэкономическая политика правительства исчерпала свои возможности и не в состоянии обеспечить закрепление страны на траектории устойчивого экономического роста, требует определенной корректировки. Во многом это связано с идеологической основой, на которой она разрабатывается. Следовательно, необходима научно-практическая дискуссия по теоретическим и методологическим основам экономической политики на этапе выхода и закрепления на траектории устойчивого экономического роста, привлечения к участию в ней представителей разных экономических школ. Необходимость такого широкого обсуждения объясняется тем, что разработка отдельных проблем, без общей методологической основы, приводит не только к несогласованности решений между собой, но и к их противоречивости.

Внешнеэкономическая конъюнктура пока оставляет Казахстану шанс на разработку альтернативной экономической политики. Важно его не упустить.

Канат Берентаев


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии