Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Козы-Корпеш Джанбурчин: главный рецепт — слаженная работа

Фото : 7 февраля 2008, 10:06

Обеспечение национальной безопасности страны — важнейшая функция государства, и ее экономический аспект является одним из приоритетных направлений. Секретариат Совета безопасности, занимаясь подготовкой предложений для Президента страны по вопросам обеспечения экономической безопасности, ведет постоянный мониторинг происходящих событий в стране и мире. Сегодня своим взглядом на экономическую ситуацию в стране, возможное влияние процессов в мире на Казахстан, пути и механизмы реагирования на динамично меняющуюся обстановку с нами делится заместитель секретаря Совета безопасности страны доктор экономических наук Козы-Корпеш Джанбурчин.

— Козы-Корпеш Есимович, экономическая безопасность является одним из направлений обеспечения национальной безопасности. Велика ли, на ваш взгляд, ее роль и место в этой сфере?

— Согласно действующему законодательству, понятие «национальная безопасность» рассматривается как «состояние защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз». Важной составляющей национальной безопасности является экономическая безопасность. Ее уровень оценивается состоянием защищенности национальной экономики от внутренних и внешних рисков, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и экономическую независимость государства.

Наши национальные интересы в экономической сфере определяются исходя из необходимости защиты государством конституционных прав человека и гражданина, ценностей казахстанского общества, основополагающих государственных институтов.

Очевидно, что роль и место экономики страны в процессе обеспечения национальной безопасности, без преувеличения, являются ключевыми. Так, внешнеполитический авторитет любой страны во многом определяется ее экономическим весом в системе мирохозяйственных связей. Поддержание обороноспособности, правопорядка, защиты общества от вызовов и угроз также зависит от уровня государственных расходов, направляемых на эти цели. И наконец, внутриполитическая стабильность напрямую связана с социальным самочувствием общества, доступностью для граждан услуг образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунальной сферы и других, качество и количество которых прямо пропорциональны возможностям национальной экономики. Сама среда обитания человека, включая чистоту воздуха, питьевой воды, то есть то, что называется благоприятной экологической обстановкой, формируется тем успешнее, чем больше государство может выделить средств на предотвращение угроз экологического характера.

— Каковы основные задачи по обеспечению экономической безопасности? Какая работа ведется вами в этой сфере?

— Нами постоянно уделяется внимание изучению ситуации в стране и за рубежом, в том числе на мировых финансовых рынках, возможному влиянию этих процессов на Казахстан, определению оптимальных путей и механизмов реагирования на динамично меняющуюся обстановку. В этой связи одной из наших задач мы видим необходимость выявления угроз на ранних стадиях их возникновения и выработку рекомендаций по их устранению или, по крайней мере, их минимизации.

С этой целью используется потенциал самого аппарата Совета безопасности, специализированной межведомственной комиссии Совбеза по вопросам экономической безопасности. В перспективе к этой работе мы намерены привлекать и независимых экспертов.

— Периодически республиканские СМИ дают краткую информацию о заседаниях межведомственной комиссии по вопросам экономической безопасности. Не могли бы вы подробнее остановиться на ее работе в 2007 году?

— В прошедшем году на заседаниях межведомственной комиссии обсуждались проблемы роста цен в отраслевом и региональном разрезах, вопросы обеспечения экономической безопасности в условиях вступления в ВТО, совершенствования мониторинга финансового рынка и деятельности его участников и другое. В частности, еще на апрельском заседании соответствующим госорганам было рекомендовано рассмотреть возможность формирования на региональном уровне резервных фондов ГСМ и зерна для проведения товарных интервенций и стабилизации цен на внутреннем рынке в случае их резких колебаний. На июньском заседании МВК особое внимание было уделено анализу тревожных тенденций в сфере банковского и корпоративного заимствования, при этом заинтересованным госорганам было рекомендовано особое внимание обратить на необходимость принятия комплекса упреждающих мер в случае ухудшения ситуации на рынке недвижимости.

Декабрьское заседание было посвящено мерам, принимаемым для сокращения диспропорций в социально-экономическом положении регионов Казахстана. Не секрет, что уровень развития областей и, соответственно, качества жизни населения, живущего в разных регионах страны, существенно различаются. Так, по данным статистики величина валового регионального продукта на душу населения в Атырауской области более чем в десять раз превышает аналогичный показатель Жамбылской области. Среднемесячная номинальная заработная плата на крупных и средних предприятиях в ноябре 2007 года в Атырауской области достигла 100 тысяч 568 тенге, тогда как в Северо-Казахстанской и Жамбылской областях соответственно 36 тысяч 377 и 36 тысяч 602 тенге, разница составила 2,7 раза. За январь — ноябрь 2007 года денежные доходы в среднем на душу населения в Атырауской области составили 676 тысяч 394 тенге, а в Жамбылской области 150 тысяч тенге, в 4,5 раза меньше.

Можно много говорить об объективном характере имеющихся различий, об исторических причинах сложившейся ситуации, о разных природно-климатических условиях, наличии или отсутствии в тех или иных регионах полезных ископаемых. Ясно одно — наличие подобных диспропорций (в разы!) между регионами по ряду основных показателей развития представляет собой серьезную угрозу социально-экономической стабильности общества. Конечно, в одночасье эти проблемы не решить, и именно поэтому мы на заседании комиссии заслушали руководителей ряда государственных органов, участвующих в реализации Стратегии территориального развития РК, утвержденной Главой государства в августе 2006 года. Были выработаны рекомендации, исполнение которых должно, на наш взгляд, способствовать решению задач в этой непростой сфере. В частности, на наш взгляд, одним из механизмов, способных в значительной степени снизить уровень диспропорций, является эффективная деятельность созданных в регионах социально-предпринимательских корпораций. В этой связи важной задачей является скорейшее создание организационной и нормативно-правовой базы для их полноценного функционирования и их ресурсное обеспечение.

— Вы затронули очень важные проблемы. Однако каковы, на ваш взгляд, самые актуальные задачи в сфере обеспечения экономической безопасности?

— В настоящее время едва ли не самой актуальной задачей для Казахстана в экономической сфере становится разработка и реализация комплексных мер по минимизации последствий нарастания кризисных проявлений на мировых рынках. В этой связи хотел бы обратить внимание на следующее.

На этапе обретения независимости наше государство волею первого Президента страны сознательно и бесповоротно выбрало путь построения рыночной экономики и создания демократического общества, как модели развития, полностью оправдавшей себя в новейшей истории человечества. Нас никто не заставлял этого делать, мы как страна сами выбрали свой исторический путь. Тем более что на рубеже 90-х годов тупиковый итог административно-распределительной системы был очевидным для всех.

Успехи нашей страны, к которым мы пришли под руководством Нурсултана Назарбаева за 16 лет, бесспорны, не замечать и не признавать их может только очень пристрастный и необъективный наблюдатель. Мировое сообщество признало Казахстан государством с рыночной экономикой, а об оценке демократического развития можно судить по факту, когда в декабре прошлого года 56 стран — членов ОБСЕ единогласно приняли решение о председательстве в 2010 году нашей страны в этой авторитетной организации.

Еще раз повторюсь: мы шли на создание и упрочение в стране рыночных отношений, на интеграцию в мировую экономику с открытыми глазами, ясно понимая, что в силу объективных экономических законов рыночная экономика в процессе своего функционирования предполагает не только этапы устойчивого роста, но и периоды коррекции и спадов. Более того, наше независимое развитие практически совпало по времени с углублением общемирового процесса глобализации, что еще больше усилило нашу зависимость от ситуации в мире.

Поэтому негативное влияние общемировых процессов на социально-экономическое положение в нашей стране не стоит воспринимать, как некое чрезвычайное происшествие. Не нужно излишне драматизировать ситуацию, так как Казахстан является участником мирового сообщества, а наша экономика — частью глобальной. Мы проводим открытую экономическую политику, у нас достаточно либеральное таможенное и налоговое законодательство, сформирован благоприятный инвестиционный климат, созданы условия для инновационной деятельности. Все эти факторы объективно повышают нашу восприимчивость ко всем процессам, происходящим в мире, в том числе и к негативным тенденциям.

— Думаю, наших читателей интересует, какие меры нам необходимо принять, чтобы влияние мирового кризиса на экономику Казахстана было минимальным?

— Наверное, говорить о полномасштабном «мировом кризисе» преждевременно, есть негативные тенденции на мировых рынках, состояние неопределенности, есть кризисные проявления в ряде крупнейших экономик мира. Однако очевидно, что если мировой кризис, не дай бог, разразится, если он будет принимать новые формы и масштабы, то неизбежно заденет и нас. Однако не стоит безучастно ждать его наступления, не надо впадать в панику или пытаться замкнуться в некую «скорлупу» и оградиться от внешнего мира. Надо понять, что опасным для страны является не кризис сам по себе, а неподготовленность к нему. Бизнес-сообщество, государственные органы, население должны быть готовы к появлению различных экономических «болячек» и принятию эффективных мер по их лечению. Не зря ведь говорят: «Кто предупрежден, тот вооружен».

Полагаю, что главным «рецептом» эффективного реагирования на складывающуюся на мировых рынках непростую ситуацию должна стать слаженная, скоординированная работа Правительства, Национального банка, акимов всех уровней и, конечно же, отечественного бизнес-сообщества, в первую очередь банков. Надо быть готовым эффективно действовать при любом, самом негативном сценарии развития экономической ситуации как в мире, так и в стране.

Залогом успешного решения этой задачи является эффективный политический курс Главы государства, профессионализм государственных институтов, достаточно высокий уровень развития экономики в целом и финансовой системы в частности. Существенным резервом для экономической стабильности являются накопленные средства Национального фонда и золотовалютных запасов страны.

Успешность наших превентивных мероприятий в значительной степени зависит от четко налаженной прогнозно-аналитической работы в министерствах и ведомствах экономического блока, раннего выявления и «диагностики» тревожных явлений, своевременного и адекватного реагирования на них со стороны Правительства и Национального банка.

В этом направлении на общегосударственном уровне уже реализуются отдельные организационные меры. Например, в сентябре прошлого года образован Национальный аналитический центр, функционирующий под эгидой Правительства и Национального банка. Идет работа по созданию национального рейтингового агентства РФЦА, учредителем которого является АО «Региональный финансовый центр города Алматы». Ожидается, что агентство начнет свою деятельность во второй половине текущего года.

Считаю необходимым затронуть очень важную тему кадрового обеспечения имеющихся и создаваемых аналитических структур. На мой взгляд, сюда необходимо активнее привлекать профессионально подготовленных, грамотных, современно мыслящих специалистов. Шире надо использовать выпускников президентской программы «Болашак», целенаправленно искать талантливую молодежь в отечественных вузах. Вместе с тем надо и дальше использовать возможности мировых финансовых институтов, признанных международных экспертов, которые имеют богатейший опыт и знания, в том числе и в сфере управления кризисами. Новая, по крайней мере, для Казахстана экономическая ситуация требует новых и нестандартных решений, которые, естественно, должны предлагаться на основе изучения мирового опыта.

В качестве иллюстрации могу привести намерения руководства США по снижению налогового бремени для своих граждан и компаний. Ожидается, что эта мера позволит увеличить внутренний спрос и, тем самым, оживить деловую активность. Насколько подобный шаг или, например, снижение в США ставки рефинансирования были бы приемлемы для условий Казахстана? Очевидно, в данном случае нельзя удовлетвориться простым ответом «да» или «нет», исходя из умозрительных построений. Наоборот, требуется кропотливый анализ, расчет различных сценариев, чтобы прийти к оптимальному варианту, как говорится, «с карандашом в руках».

— И последний вопрос. Вступление в ВТО — это ведь тоже сфера обеспечения экономической безопасности. Как происходит этот процесс? Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы эффект от членства в ВТО был для Казахстана максимальным?

— Казахстан, как полноправный член мирового сообщества, стремится стать членом Всемирной торговой организации, и это абсолютно правильно. Чтобы получить от этого максимальные преимущества для национальной экономики и одновременно минимизировать неизбежные риски, связанные с недостаточной конкурентоспособностью ряда отечественных товаров и услуг, необходимо знать заранее, на что мы идем.

Надо ясно понимать, что членство в ВТО — это как дорога с двусторонним движением, предполагающим не только беспрепятственный выход на внешние рынки для отечественных предпринимателей, но и одинаковые условия для ведения бизнеса внутри страны для их зарубежных конкурентов. В этой связи нам надо защищать своих производителей не «выбиванием» для них льготных условий, хотя в отношении отдельных отраслей (например, сельское хозяйство) протекционистские меры, видимо, нужны. Более важным является задача: развивая в стране конкурентную среду, научить казахстанских предпринимателей эффективно работать в условиях жесткой конкурентной борьбы, не дожидаясь вступления в ВТО.

Есть примеры государств, которые каких-либо видимых и осязаемых дивидендов от членства в ВТО не получили. Можно ли считать это аргументом против вступления в ВТО? Конечно нет, так как при оценке ожидаемой практической пользы следует принимать в расчет объемы экономики той или иной страны, ее структуру, качество государственного менеджмента и, что очень важно, степень подготовленности государственных органов и деловых кругов к функционированию в условиях ВТО. Возвращаясь к нашей стране, хочу еще раз подчеркнуть важность предварительных расчетов и экономико-математического моделирования сценариев развития Казахстана в период «пост-ВТО».

Сегодня идет сложный переговорный процесс и наши представители максимально стремятся отстаивать национальные интересы Казахстана. В то же время, уже сейчас важно знать: в какие конкретно экономические условия будут поставлены наши предприниматели после официального оформления членства в ВТО? Многие отечественные бизнесмены, особенно в регионах, пока еще не вполне представляют, как сложится ситуация в той или иной отрасли, на конкретных рынках тех или иных товаров и услуг. Для каких видов продукции мы будем открыты, сможем ли составить им достойную конкуренцию, как изменится структура нашего экспорта по объемам и по номенклатуре? Внятных ответов пока недостаточно, хотя даже не экономисту понятно, что, располагая достоверными прогнозами, основанными на моделировании, многие предприниматели смогли бы заранее подготовить свой бизнес к работе в новых условиях. Например, полностью перепрофилировать производство, модернизировать используемые технологии, установить новые деловые связи.

Аналогичные проблемы характерны и для более высокого уровня — отраслей экономики, регионов. Как можно правильно выбрать стратегию развития отрасли, отраслевую специализацию региона, не имея четкого представления о возможной степени влияния внешних факторов? Что будет с макроэкономическими показателями в масштабах всей страны? Каким мы видим нашу экономику через год после вступления в ВТО, через два, через пять и так далее.

Нельзя забывать, что состояние экономики в период «пост-ВТО» будет напрямую влиять на национальную безопасность Казахстана, устойчивость нашего государства к внешним факторам, возможность реализации крупномасштабных социально-экономических проектов. Поэтому Секретариат Совета безопасности уделяет пристальное внимание данному вопросу. По нашей инициативе ведется подготовка прогнозных вариантов развития нашей экономики, а, значит, и всей страны, всего казахстанского общества.

Конечно, наша деятельность не исчерпывается только приведенными примерами. В целом она строится на принципах тесного взаимодействия с Правительством, Национальным банком, другими финансовыми институтами, экспертным сообществом.

Беседовал Даурен САДВАКАСОВ


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии