Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Знание — сила!

Фото : 7 февраля 2008, 10:42

Знание — сила!

Общеизвестно, что фундамент знаний, используемых человеком на протяжении всей жизни, закладывается в школе. В этом нет ничего удивительного, поскольку именно базовые понятия по всем важнейшим предметам — от математики до географии — это круг школьного обучения. И если позже выпускник школы поступает в университет или другое заведение высшего образования, то он осознанно делает выбор углубленного освоения дисциплин в определенной области знания.

Действительно, именно школа «вживляет» в нас самые первые постулаты общечеловеческих ценностей и понятий о реальном мире, и можно без преувеличения сказать, что сфера начального образования едва ли не более важна для воспитания полноценного гражданина общества, чем последующие уровни. В конце концов, чтобы считаться грамотным человеком и иметь доступ как к работе, так и к высшему образованию, человеку необходимо прежде всего закончить среднюю школу.

Между тем быстрый рост населения в Казахстане, усугубленный региональными различиями в демографии, обусловил тот факт, что препятствием к получению базового образования стала банальная, но отнюдь не легко решаемая проблема нехватки школ. В этом плане представляется вполне естественным, что в своем новом Послании народу «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» Глава нашего государства в блоке, посвященном развитию образования, первым приоритетом выделил строительство школ в республике. Президент объявил, что если в текущем году будет начато строительство 88 школ на 68 тысяч мест, то в 2009—2010 годы — уже 102 школ на 69 тысяч мест. Эти цифры впечатляют.

В то же время не следует забывать о том, что социализация ребенка перед школой является одним из важнейших условий успешной адаптации к нагрузкам школьной программы. Вспомним, что в советские времена существовала весьма развитая сеть дошкольных организаций, что помогало успешно решить эту проблему. Государство реально помогало родителям, беря на себя заботу о дошколятах.

В тяжелые годы переходного периода в Казахстане повсеместно сократилось количество дошкольных организаций, что никоим образом не улучшило социальную обстановку. Согласно статистическим данным, в последние годы в республике, по сравнению с 2000-м, количество дошкольных организаций выросло всего лишь на 12 единиц (один процент), в то время как контингент в них вырос на 25 421 ребенка (18,7 процента). Это свидетельствует о дисбалансе между ростом востребованности в дошкольном воспитании и обучении и возможностями удовлетворить эту востребованность. В результате на сто мест в дошкольной организации приходилось от 105 до 130 детей. В целом по стране около 22 тысяч детей стояли в очереди на устройство в дошкольные организации. И данную проблему Президент отметил особенно жестко отдельным пунктом. Более того, Нурсултан Назарбаев прямо сказал, что ситуация до сих пор в корне не изменилась. В этой связи Президент дал конкретное поручение Правительству и акимам по глубокому ее изучению и разрешению.

Вообще, нынешнее Послание Главы государства отличается особым вниманием к самым острым проблемам системы образования. К примеру, вторым приоритетом в блоке, посвященном отрасли, стало развитие системы профессионально-технического образования. Данная сфера является как никогда актуальной в связи с планами Казахстана по совершению модернизационного рывка. Ведь никакие инновационные проекты в промышленности, особенно высокотехнологической, невозможны без квалифицированных рабочих кадров. А такие кадры можно подготовить только в профессионально-технических учебных заведениях.

B то же время ситуация в названной области весьма сложная. Налицо явная диспропорция обучающихся в вузах и учреждениях технического и профессионального образования. Подготовку кадров осуществляют 830 учебных заведений технического и профессионального образования с общим контингентом 558 700 учащихся. В то же время система высшего профессионального образования страны представлена 140 высшими учебными заведениями, в которых обучаются 717 тысяч человек. С учетом того, что в 2007 году 30 процентов выпускников школ не набирают порогового балла Единого национального тестирования для поступления в вузы, существенно ограничивается их доступ к образованию вследствие недостатка организаций технического и профессионального образования. К примеру, в 27 районах республики вообще отсутствуют ПТШ.

В республике до сих пор нет четко определенных механизмов взаимодействия работодателей и организаций образования в сфере подготовки квалифицированных кадров. В таких условиях крупные зарубежные организации предпочитают завозить рабочую силу из-за рубежа, оправдываясь отсутствием квалифицированных казахстанских специалистов. Поэтому Глава государства особо подчеркнул необходимость принятия программы дальнейшего развития системы профессионально-технического образования с привлечением представителей бизнеса и работодателей. Более того, Президент подчеркнул необходимость привлечения зарубежных ученых и преподавателей.

Примечателен тот факт, что в блоке Послания по образованию отдельным пунктом отмечена необходимость ускорения реализации стратегии «Триединство языков», воплощение которой возложено именно на учреждения образования. Эта стратегия будет способствовать становлению высокообразованного и высококонкурентного гражданина Казахстана, имеющего возможность проявить свой потенциал не только в нашей стране, но и представлять ее за рубежом.

В то же время в своем выступлении Нурсултан Назарбаев особо подчеркнул необходимость повышения качества обучения казахскому языку, который является объединяющим фактором для всего нашего общества. В настоящее время следует изучить международный опыт в этой сфере и внедрить наиболее передовые технологии в области обучения языку, активизировать работу по созданию инновационных, практических учебных пособий, аудио- и видеоматериалов.

Стоит отметить, что перечисленные приоритеты отечественного образования являются, прежде всего, корректировкой курса его развития в целом. Фактически Министерству образования и науки указаны те направления, которые требуют активизации работы. Одновременно будет продолжаться реализация Государственной программы развития образования на 2005—2010 годы, об этом Президент также заявил в Послании. Это означает, что в ближайшее время положения программы станут воплощаться на всех уровнях образования, по всей стране.

Оценивая новое Послание Главы государства, можно сделать вывод, что государственная власть не ограничивается разработкой и исполнением отдельных, пусть даже программных документов. Ежегодно проблемы образования и подготовки кадров занимают особое место в таком стратегически важном документе, как Послание Президента народу Казахстана. В 2008 году Послание в очередной раз показало, что наш общенациональный лидер вопросам образования отводит особое место, и данный факт является главным стимулом активной работы как уполномоченных органов и руководителей ведомств, регионов, так и представителей предпринимательства.

Магзум СУЛТАНГАЛИЕВ


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии