Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Кто у нас в «тени»?

Фото : 8 февраля 2008, 11:52

В этом году Форуму предпринимателей Казахстана (ФПК) исполняется 10 лет. Известно, что отечественный бизнес сталкивается со множеством проблем на пути своего становления.

Наш корреспондент попросил Раимбека Баталова, президента ФПК, рассказать о том, что такое теневая экономика, каковы ее причины, проблемы и пути их решения.

- Форум предпринимателей Казахстана последовательно и системно осуществляет работу по формированию благоприятного бизнес-климата в стране, в соответствии со своим стратегическим планом он активизировался в направлении решения нескольких крупных вопросов, связанных с наиболее актуальными проблемами отечественного бизнеса, - начал наш разговор Раимбек Баталов. - Эти вопросы касаются четырех блоков - налогообложения, таможенной политики, разрешительных процедур, формирования инфраструктуры малого предпринимательства.

Наверное, вы согласитесь со мной, что из-за нерешенности в этих сферах многих принципиальных вопросов и пускает свои корни теневая экономика.

- А каковы причины появления теневого бизнеса?

- В каждой стране свои. У Казахстана, конечно, есть своя специфика. Бесконтрольность и отсутствие ответственности, клановость, коррупция укоренились в хозяйственной деятельности еще с советских времен. Теперь к ним добавились риски первоначального накопления капитала, административное давление.

- Какова статистика работы малого бизнеса?

- В Казахстане 739 122 единицы зарегистрированных субъектов малого бизнеса. Более 1,5 миллиона человек заняты в сфере малого бизнеса, это 20,6% от общей численности занятых по республике.

Предприятия малого бизнеса формируют порядка 25% валового внутреннего продукта (ВВП) республики.

- Каковы причины?

- Почему это происходит? Давайте смотреть правде в глаза. Куда же подевались тысячи предприятий? Ведь у нас зарегистрировано 625 тысяч субъектов малого бизнеса. Фактически же работают лишь 210 тысяч. Но на самом деле в большинстве своем они не исчезли. И вы это знаете. Они ушли в «тень».

Согласно социологическому опросу, проведенному Форумом предпринимателей, 69% респондентов объясняют существование теневого бизнеса высоким размером налогов, пошлин, 39% респондентов связывают с несовершенством и непрозрачностью законодательства, которое позволяет так работать, 26% - с увеличением поборов после вывода бизнеса из «тени».

- Что можно сделать, чтобы это явление искоренить?

- Несмотря на предпринимаемые меры, серьезные дефекты таможенно-тарифной политики и таможенного администрирования остаются фактором, оказывающим отрицательное влияние на развитие предпринимательства и экономики в целом.

Действующий в республике механизм установления и пересмотра таможенных пошлин вопреки практике многих развитых государств специальным законом не урегулирован. Таможенные тарифы отнесены к компетенции Правительства Республики Казахстан и регламентируются Постановлением Правительства от 14 ноября 1996 года за № 1389. Сама практика изменения тарифов зачастую носит эпизодический характер, она не сопровождается постоянным мониторингом быстро меняющейся экономической ситуации.

- Что нужно для того, чтобы привести в порядок эту политику?

- Представляется необходимым провести комплексный анализ сложившейся ситуации в таможенно-тарифной политике, подготовить к принятию соответствующий закон о таможенном тарифе.

Целесообразно пересмотреть параметры отнесения субъектов предпринимательства к категориям: малое предприятие, индивидуальный предприниматель, среднее, крупное предприятие, расширив критерии отнесения к той или иной категории, и привести в соответствие раздел «Специальные налоговые режимы для малого бизнеса» Налогового кодекса.

- Скажите, а как сказываются налоги на работе субъектов малого бизнеса?

- Одной из наиболее обсуждаемых тем в предпринимательском сообществе является налог на добавленную стоимость (НДС) и КПН. Предприниматели предлагают снизить ставку корпоративного подоходного налога (КПН) для предприятий ненефтянного сектора до 10 - 12%. При стоимости обналичивания денег в 5-10% мотивации платить 30% КПН для предпринимателей слишком малы. Предлагается пересмотреть подходы к обложению НДС и взимать НДС, как и указано в названии налога, именно с добавленной стоимости, а не с оборота, как имеет место быть.

В этом случае ставка НДС в размере 12% вполне приемлема для развития казахстанских предприятий. Если же методология обложения НДС останется без изменений, то для того чтобы успешно конкурировать с нашими ближайшими соседями - Россией и Китаем, необходимо будет снизить ставку НДС до 5-7 %.

- А что еще является проблемой для предпринимателей?

- Если говорить о налоговом администрировании, то две основные проблемы для предпринимателей - это налоговая отчетность и проверки. Практика показывает, что все силы государственного аппарата направлены на проведение проверок легально действующего бизнеса. В результате работающие официально предприниматели несут двойную нагрузку: они платят налоги, подвергаются проверкам, в случае выявления нарушений платят штрафы. Кстати, именно штрафы являются самым важным мотивом предпринимателя для нахождения “в тени”.

- Какую роль в малом бизнесе может сыграть законодательная база, которая, как вы считаете, нуждается в серьезном изменении?

- Активная работа государства по кодификации законодательной базы, в том числе и в среде регулирования бизнеса, приводит к обратному результату.

Документы не проходят согласования с теми, кто должен их выполнять.

Сложившаяся ситуация не предоставляет возможность эффективно проводить экономические реформы, государство сталкивается со следующими серьезными проблемами, такими, как сокрытие налогов; несовершенство, запутанность нормативной базы; коррумпированность госчиновников; наличие «теневой» экономики, из-за чего бюджет теряет огромные средства; ограниченность иностранных инвестиций в экономику страны.

- Недавно принят Закон «О частном предпринимательстве». Что он даст малому бизнесу?

- Мы надеялись, что он станет своеобразным Кодексом для развития бизнеса. Однако на практике оказалось обратное.

С принятием закона были отменены такие законы, как «О защите и поддержке частного предпринимательства», «О государственной поддержке малого предпринимательства» и др. А ведь мировая практика показывает, что малый бизнес поддерживать необходимо всегда.

В Законе «О частном предпринимательстве» есть свои и плюсы, и минусы.

Анализ принятия нормативно-правовых актов за этот период показал, что Центральными государственными органами (министерствами и агентствами) было принято 226 нормативно-правовых актов, из них только 51% имели пояснительные записки, 82% прошли экспертизу в Экспертных советах, причем 64 замечания приняты, а 39 отклонены. Госорганы дали 38 ответов по обоснованию причин несогласия с экспертным заключением.

Местными исполнительными органами (акиматами) было принято всего133 нормативно-правовых акта, из них 81% имели пояснительные записки, 98% прошли экспертизу в Экспертных советах, причем только 31 замечание и предложение Экспертных советов были приняты, 11 не приняты. Местные исполнительные органы дали ответ по обоснованию отказа принятия заключения в 8 случаях.

- Но ведь Экспертные советы могут повлиять на эту ситуацию?

- Что касается работы Экспертных советов, то количество заседаний Экспертных советов при Центральных государственных органах на национальном уровне составило 156, из них 17 очных с присутствием членов Совета и 139 заочных заседаний, проведенных путем рассылки материалов.

На местном уровне было проведено 120 Экспертных советов, причем 78 из очных с присутствием членов Совета и 42 - заочные заседания, проведенные путем рассылки материалов.

Был проведен анализ исполнения закона государственными органами на конечном этапе - в мажилисе Парламента. Исследование показало, что всего в мажилис Парламента с 1 июля 2006 года по 1 апреля 2007 года поступило 12 законопроектов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства, а заключения Экспертных советов были представлены только к четырем законопроектам.

Отсюда напрашивается вывод о том, что государственными органами при разработке нормативно-правовых актов не исполняются процедуры, принятые Законом «О ЧП».

- Что же является причинами неисполнения положений закона?

- В Казахстане до сих пор не практиковалось проведение расчетов экономического обоснования - их просто не было. В практике госорганов при принятии того или иного закона в пояснительной записке делается заметка: «Бюджетных средств не требуется». И это являлось их экономическим обоснованием.

Как показал проведенный анализ из 12 законопроектов, поступивших в Парламент, только 4 законопроекта имели экспертизу. Но законопроекты прошли. Форум предпринимателей Казахстана считает, что проблема в том, что в Парламенте нет структуры, которая бы контролировала исполнение процедур, связанных с принятием нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы предпринимательства.

- Не предполагается ли что-то новое в законах?

- В этом году предлагается внести изменения и дополнения в Закон РК «О частном предпринимательстве». Ведутся дискуссии относительно предложения Союза «Атамекен» по обязательному членству всех субъектов предпринимательства и обязательным членским взносам.

С одной стороны, развитие гражданского общества, функционирование площадок взаимодействия, вообще, развитие полноценного диалога между бизнесом и государством требуют более широкой вовлеченности предпринимательских кругов.

Выработку консолидированной позиции обеспечивает весь спектр имеющихся ассоциаций, палат и союзов. Эти споры и дискуссии жизненно необходимы прежде всего для развития предпринимательства.

Таким образом, Форум предпринимателей после долгих обсуждений выработал свою позицию: для полного учета интересов, каждый субъект предпринимательства может участвовать не менее чем в одном объединении предпринимателей по своему выбору. Это может быть или одна из республиканских общественных организаций предпринимателей, либо соответствующая региональная ассоциация или палата, или отраслевая ассоциация.

- Сегодня перед бизнесом стоит вопрос о том, чтобы он был социально ответственным…

- Чтобы социальная ответственность бизнеса увеличилась, государству следует разработать систему поощрений, а также систему показателей, по которой бизнес будет отчитываться о своей социальной работе и контролировать ее выполнение.

Можно было бы разработать Этический кодекс ведения бизнеса и стимулировать его исполнение; создать специальный фонд, в который бы предприниматели вкладывали средства, и эти деньги направлялись бы на социальные программы.

Словом, пищи для размышлений у нас немало. Надеемся, что совместно мы сможем поднять уровень развития малого и среднего бизнеса, что явится убедительным свидетельством успехов государства, и наша страна войдет в число 50 наиболее развитых стран мира.

Наталья Жданова


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии