Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

С какими проблемами сталкиваются киргизские предприниматели при организации и ведении бизнеса в Казахстане?

Фото : 11 февраля 2008, 12:21

По мнению президента компании Kyrgyz Concept Эмиля Уметалиева, главный козырь Кыргызстана - выгодное географическое положение с точки зрения транзита. В интервью «&» предприниматель, еще недавно возглавлявший Бишкекский деловой клуб, надеется, что, развивая транзитную инфраструктуру, его страна сумеет повторить путь Швейцарии.

- Эмиль Сатарович, какую долю в экономике Кыргызстана занимает сектор малого и среднего бизнеса (МСБ)?

- Боюсь, что не смогу привести точных данных, тем более что наша официальная статистика не столь презентабельна. Большое количество учитываемых статагентством предприятий являются не реально действующими, а просто-напросто неликвидированными. Ликвидация предприятий для нас очень серьезная проблема. Неправильное отношение к этому вопросу привело к тому, что весомая часть предприятий по бумагам проходят как действующие, хотя на самом деле давно уже мертвы. Поэтому я и не хочу ссылаться на статистику. Впрочем, знаю точно, что количество малых предприятий растет, и не дай бог, если оно начнет сокращаться. Ведь всякая экономика успешна тогда, когда большая часть рабочих мест создается в сфере МСБ. А значит, число таких предприятий должно превалировать над количеством крупных.

- В каких отраслях МСБ наиболее активен?

- Идет классическое эволюционное развитие. МСБ начинается с торговли, затем переходит в сферу повседневных услуг, набирает жирок в виде капитала и переносит свою деятельность в сектор мелкого производства. Потом происходит укрупнение торговли, затем появляется средний и крупный бизнес. Это эволюционный процесс, и его надо поддерживать.

- Власти Казахстана с высоких трибун не устают твердить о необходимости развития МСБ. При этом сами предприниматели постоянно сетуют на невыносимые условия работы и давление со стороны госорганов. Как обстоят дела с этим в Кыргызстане?

- Наверное, все наши проблемы одинаковы. Декларативные, популистские обещания чиновников о развитии МСБ наталкиваются на мощное сопротивление весьма и весьма сильных игроков на рынке. Эту болезнь необходимо правильно диагностировать, правильно обозначить. Мы предполагаем, что сегодня реакционными по отношению к МСБ являются две ключевые силы.

Первая - это, скажем так, патриоты во власти, которые, замечая недобросовестность отдельных предпринимателей по отношению к государству и стремясь поставить их на место, вынуждены применять более строгие меры регулирования бизнеса. Однако, как правило, складывается такая ситуация, при которой нарушители законов ответственности избегают, а репрессивная политика властей начинает душить тех, кто ни в чем не виноват - то есть МСБ. В итоге крупный бизнес уходит из-под справедливого регулирования, а весь прессинг госорганов наваливается на МСБ, и это явная аномалия.

Вторая сила, препятствующая устойчивому развитию МСБ, - это крупные предприниматели, которые хотят упрочить свое положение на рынке и потому стремятся к монополии. Они устраняют конкуренцию в виде МСБ, продавливая такое госрегулирование, которое выгодно единичным предприятиям, но совершенно неуместно и даже репрессивно по отношению к малым предприятиям. Почему-то крупный бизнес до сих пор так и не понял, что это не есть долгосрочная стратегия развития. Да, на короткой временной дистанции монополисты могут извлечь большую выгоду, однако в стратегическом плане, на региональном и глобальном рынках, их политика не будет успешной. Успех надо разделять с МСБ. Необходимость в диверсификации своего же бизнеса, в аутсорсинге и взращивании собственных поставщиков диктует доминирующим на рынке компаниям брать на вооружение стратегию, направленную на поддержку МСБ. Поэтому более дальновидный предприниматель должен быть заинтересован во взращивании МСБ, а не в подавлении его как конкурента.

- С какими проблемами сталкиваются киргизские предприниматели при организации и ведении бизнеса в Казахстане?

- Накопив за 18 лет предпринимательской деятельности достаточный опыт и капитал, я мог бы прийти со своими инвестициями в Казахстан. Однако у вашей страны нет репутации, которая вызывала бы доверие у потенциальных инвесторов. И я пока не решаюсь заходить на ваш рынок, поскольку не ожидаю здесь легких условий, более того, угрозы моему бизнесу в Казахстане могут превалировать над успехом.

- Как вы оцениваете налоговое бремя в Кыргызстане и Казахстане?

- Думаю, в Казахстане налоговые условия для МСБ более конкурентоспособны, чем в Кыргызстане. Но и у вас, и у нас они остаются неконкурентоспособными по сравнению с условиями, которые создал, допустим, Китай для своих мелких предпринимателей. Я уж не говорю про успешные страны Юго-Восточной Азии. Наши условия госрегулирования, администрирования, контроля в налоговой сфере над МСБ явно проигрывают условиям, созданным в Прибалтике, Финляндии, Австралии. Надо изменить налоговую политику, исходя из принципа: предпринимателю разрешено все, что не запрещено законом, а чиновнику, работающему с предпринимателем, запрещено все, что не разрешено законом. Должна существовать презумпция невиновности и добросовест¬ности предпринимателя. Общество и государство должны признать, что предприниматель - носитель блага для себя и народа, а не какой-то воришка. В основе презумпции добросовестности лежит принцип, согласно которому разность или спорность толкований законов должна трактоваться в пользу предпринимателя. Если государство принимает противоречивые правила, оно должно признать свою ошибку.

Еще один очень важный момент - неотвратимость наказания для госчиновника. За любое вмешательство в предпринимательскую деятельность, если его оправданность не доказана в суде, чиновник должен нести адекватное наказание, включая возмещение нанесенного предпринимателю ущерба. Право занимать государственную должность должно цениться. И неправильное, неумелое использование этого права должно приводить к отстранению от должности.

- Какие преференции и льготы предусмотрены в Кыргызстане для предприятий МСБ?

- Под преференциями и льготами надо понимать более выгодные условия ведения бизнеса по сравнению с другими государствами. У нас условия наверняка лучше, чем в Беларуси, Туркменистане, Узбекистане. Но я не сторонник сравнивать себя с теми, у кого хуже. Равняться надо на тех, кто впереди. В искусстве, культуре, спорте - везде, где есть стремление к совершенству, сравнение идет с лидерами. Только так можно добиться прогресса в развитии. Почему-то, когда мы рассуждаем о бизнес-климате, мы зачастую поддаемся манипуляции некоторых бюрократов и начинаем сравнивать себя с аутсайдерами. Это неправильно. Говорить же относительно успешных экономик мы тоже не можем - слишком уж сильно мы от них отстаем.

- Какие меры принимает ваше правительство для стимулирования МСБ?

- Пока я могу сказать о двух обещаниях. Первое - это принятие закона о проверках. Он действительно эффективен. Если власти примут его и правильно реализуют, это будет большим прорывом. Этот закон построен на принципах невмешательства в дела предпринимателей и неотвратимости наказания для чиновников. Если все это воплотится в жизнь, тогда я и смогу сказать о появлении в стране преференций и новых возможностей. В общем, подождем его реализации.

Во-вторых, власти обещают, что из сегодняшних 18 проверяющих госорганов останется только один - налоговая инспекция, и ее проверки должны быть не более одного раза в год. Впрочем, пока это только заявление ныне действующего правительства, и оно еще не принято в виде закона.

Также хотелось бы отметить очень важное заявление действующего президента страны о том, что налоговая политика должна способствовать росту предпринимательства и созданию благоприятных условий для МСБ, а не подавлять его. Пора начать смотреть на налоги не как на источник пополнения бюджета, а как на стимулирующий фактор экономики.

- Что, по-вашему, лет эдак через пять будет представлять собой предпринимательский сектор Кыргызстана? Какие отрасли экономики имеют наибольшие перспективы?

- Думаю, к тому времени число предприятий МСБ серьезно вырастет и большинство рабочих мест будет создаваться именно там. Это не просто надежда. Я уверен, что данный процесс неотвратим, вопрос лишь в сроках.

Теперь насчет отраслей. Независимо от того, понимаем мы это или нет, хочет власть этого или не хочет, у Кыргызстана уже есть определенный, совершенно конкретный принцип позиционирования. Мы являемся страной транзитного бизнеса и потому должны аккумулировать наш потенциал в том, чтобы предоставлять качественные транзитные услуги более крупным экономикам соседей. Именно так между Италией и Германией в свое время развивалась Швейцария. Аналогичное будущее ожидает и нашу страну, поскольку высокий индустриальный и торговый потенциал Китая, нацеленный на внешнюю экспансию, плюс финансовые возможности и новые амбиции Казахстана - все эти факторы диктуют, что Кыргызстан будет страной транзита и услуги эти будут востребованы. К примеру, у Казахстана через Кыргызстан должен открыться более короткий путь к портам Индийского океана. В будущем, возможно, стабилизируется ситуация в Афганистане и Пакистане, и тогда по всему периметру нашей границы у нас будут развиты альтернативные торговые пути. Тем самым у Кыргызстана будет еще больше шансов исполнить миссию страны-транзитера.

Оксана Щербакова


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии