Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Правовой «щит» экономики

Фото : 12 февраля 2008, 10:36

В числе мер по реализации приоритетных направлений дальнейшего развития Казахстана, озвученных в Послании Президента Нурсултана Назарбаева народу республики, есть и адекватное правовое регулирование экономической политики. Очевидно, что эффективное управление активами государства, в том числе государственными пакетами акций в уставном капитале юридических лиц, — один из факторов устойчивого роста отечественной экономики, а также постоянный источник пополнения доходов государственного бюджета.

Между тем вопросы создания, использования и передачи госактивов не систематизированы до сих пор и регулируются различными нормативными правовыми актами, в том числе отраслевого характера. Чтобы искоренить ситуацию, когда «у семи нянек дитя без глазу», целесообразно разработать Кодекс «О государственных активах». В этот документ должны войти законы «О государственных предприятиях», «О Банке развития Казахстана», «Об Инвестиционном фонде Казахстана», «О концессиях», а также акты, регулирующие деятельность Национального фонда, госхолдингов, институтов развития, социально-предпринимательских корпораций.

Свое место в нем должны найти и документы, регламентирующие порядок функционирования, создания, управления и разгосударствления объектов республиканской и коммунальной собственности, отдельные положения Закона «Об акционерных обществах» в части особенностей управления обществом с участием государства в уставном капитале, отдельные положения Земельного кодекса, регулирующие имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности, отдельные нормы, регламентирующие особый порядок реабилитации, проведения процедур банкротства и ликвидации в отношении государственных предприятий, а также юридических лиц, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, в том числе аффилиированных с ними лиц, и другие.

Кодификация всех указанных актов позволит государству проводить единую, предсказуемую и прозрачную политику во всех сферах экономики, где есть необходимость его участия.

В контексте сказанного представляется логичным разработать также и кодекс о недрах и недропользовании, включающий в себя законы «О недрах и недропользовании», «О нефти», «О соглашениях о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море» и иные нормативные правовые акты в указанной сфере. Принятие кодекса о недрах и недропользовании придаст высокий нормативный статус действующей законодательной базе в этой области, устранит правовую коллизию перед иными кодексами, еще более усилит роль государства в стратегической сфере экономики, внесет транспарентность и упорядоченность в процедуры заключения, исполнения и прекращения действия контрактов на недропользование.

Опережающее инфраструктурное обеспечение основных секторов экономики является одним из приоритетных направлений устойчивого развития государства. И здесь особое место отведено реализации крупных инфраструктурных проектов, осуществляемых на основе государственно-частного партнерства, в частности концессионных соглашений.

В Законе «О концессиях», принятом в 2006 году, урегулированы общественные отношения, связанные с концессией, определены условия и порядок заключения, исполнения и прекращения договоров концессии, а также предусмотрены гарантии и меры государственной поддержки концессионеров. Введены в действие все подзаконные нормативные акты, предусмотренные данным законом. Определен ряд налоговых послаблений в части реализации инфраструктурных проектов с применением концессионных соглашений. Однако жизнь не стоит на месте. Уже сегодня в него необходимо внести соответствующие изменения и дополнения. В первую очередь Закон «О концессиях» должен стать актом прямого действия, предусматривающим равнозначные риски как со стороны государства, так и со стороны концессионера. Такой подход исключит обычную до сих пор ситуацию, когда все риски несет только государство при полном отсутствии таковых «обязанностей» у концессионера.

Глава государства поручил Правительству, Национальному банку, Агентству по финнадзору сформировать действенные механизмы системного и оперативного реагирования на угрозы финансовой нестабильности и укрепить доверие международных рынков к отечественной экономике.

Финансовый сектор — один из самых чувствительных сегментов рынка. Причем в Казахстане среди других стран СНГ он в наибольшей степени зависим от волатильности мировой экономики, поскольку глубоко интегрирован в международную финансовую систему.

В Законе «О банках и банковской деятельности в РК», как известно, снято ограничение для нерезидентов, предусматривавшее десятипроцентное пороговое значение владения, пользования и распоряжения голосующими акциями банков — резидентов Казахстана. Вместе с тем государственные органы-регуляторы предусмотрели соответствующие меры, не допускающие угрозы стабильности банковской системы. Задачи нового этапа развития страны требуют также привести налоговую систему в соответствие с ними и разработать новый Налоговый кодекс.

Считаю, что в новой версии кодекса необходимо предусмотреть норму о том, чтобы изменения и дополнения в документ вносились раз в год. Основанием должны служить сбор и систематизация всех поступающих в течение года предложений для формирования и внесения в Парламент единого законопроекта Министерством экономики и бюджетного планирования, за исключением законодательных инициатив депутатов.

Глава государства установил четкие критерии разработки нового Налогового кодекса. И это, во-первых, снижение налогового бремени, которое должно коснуться только обрабатывающих отраслей экономики, и в первую очередь субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в этой сфере. Второй момент связан с тем, что выпадающие в результате общего снижения налоговой нагрузки несырьевых секторов экономики доходы государственного бюджета должны быть компенсированы за счет экономической отдачи от добывающих отраслей.

В этой связи весьма своевременными являются планы Правительства по введению экспортных таможенных пошлин на углеводороды. По оценке Министерства энергетики и минеральных ресурсов, ими будет обложено только порядка 27 миллионов тонн нефти. Для обеспечения принципа справедливости налогообложения, наверное, целесообразно было бы для остальных недропользователей ввести налог на добычу полезных ископаемых, учитывающий ценовую конъюнктуру рынка, взамен рентного налога. Кроме того, сейчас экономические условия существенно изменились по сравнению с ситуацией на момент заключения контрактов на недропользование. Например, сегодняшние позиции нефтяных фьючерсов разительно отличаются от позиций, наблюдавшихся в середине 90-х годов прошлого столетия.

Введением предполагаемой формы налогообложения будут достигнуты две цели. Во-первых, Правительство получит рычаг влияния на цены на горюче-смазочные материалы и, соответственно, немонетарный фактор регулирования инфляционных процессов. Во-вторых, будет прослеживаться четкая корреляция между увеличением мировых цен на минеральное сырье и ростом благосостояния каждого казахстанца.

В сфере модернизации и совершенствования системы планирования, повышения эффективности использования средств бюджета и управления государственными активами Правительству уже в текущем году поручено разработать новый Бюджетный кодекс. Концепция его новой версии должна быть направлена на выработку новых подходов к разработке и содержанию программных документов, повышение самостоятельности государственных органов в принятии решений, усилении их ответственности за предоставляемые услуги и достижение конечных результатов.

Мусиралы УТЕБАЕВ,

председатель Комитета Сената Парламента РК по финансам и бюджету


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии