Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Преимущества и резервы развития Казахстана с точки зрения общественной психологии

Фото : 12 февраля 2008, 10:43

Казахстан, как известно, поставил перед собой цель войти в число самых конкурентоспособных стран мира. Важный аспект конкурентоспособности — человеческие ресурсы. Причем значение имеет не только, сколько люди зарабатывают и как живут, но и то, как они себя чувствуют. Тонкие социально-психологические материи играют зачастую ведущую, если не главную роль в достижении успеха.

1. Социально-психологические преимущества населения Казахстана. У Казахстана есть два крупных социально-психологических преимущества населения, которые выделяют его на фоне стран, располагающихся на евразийском материке.

Первое — это социальный оптимизм, то есть уверенность или ожидание населения улучшений, их вера в лучшее будущее. Данное преимущество спродуцировано положительной динамикой социально-экономического развития страны.

Второе — доверие казахстанцев лидеру нации, Президенту Нурсултану Назарбаеву. Это связано с тем, что он сумел взять на себя ответственность за судьбу страны в самый сложный момент и сумел вывести ее на путь стабильного развития.

Оба этих фактора достаточно хорошо изучены в отечественной исследовательской практике. И потому соответствующими данными здесь уже никого не удивишь. Другое дело, как это выявляется внешними исследователями, а также межстрановыми опросными проектами. Некоторые наиболее характерные данные мы бы и хотели показать в данной статье.

В 2004 году Европейский банк реконструкции и развития совместно со Всемирным банком провели масштабное социологическое исследование и опросили 29 тысяч человек на территории от стран Центральной Европы до Монголии.

Как отметили эксперты, проводившие исследование, хотя Казахстан по показателям наличия у домохозяйств потребительских товаров уступал странам Центральной Европы, Балтики (ЦЕБ) и Юго-Восточной Европы (ЮВЕ), однако имел над ними преимущество социально-психологического плана. «Опрошенные в большей степени удовлетворены своим образом жизни, чем респонденты в странах ЦЕБ и ЮВЕ. Молодежь и более обеспеченные слои населения очень положительно оценивают экономическую ситуацию и оптимистично полагают, что их дети будут жить лучше».

Эксперты ЕБРР и Всемирного банка подтвердили и наличие второго нашего преимущества. По их данным, «70 процентов опрошенных по всем возрастным группам и категориям дохода считают, что политическая ситуация сегодня лучше, чем в 1989 году, что является отражением стабильности нынешнего режима. Это также проявляется в очень высокой степени доверия к президентской власти (83 процента)».

Обозначенные цифры еще более выразительны в сравнении по субрегионам. Тогда как в Казахстане в конце 2004 года уровень доверия к президентскому институту достигал 83 процентов, средневзвешенный показатель доверия президентам в странах Центральной Европы и Балтики (ЦЕБ), а также Юго-Восточной Европы (ЮВЕ) составлял около 45 процентов. В субрегионе стран СНГ и Монголии он находился на планке 30 процентов.

Уровень удовлетворенности жизнью среди казахстанцев то время составлял около 57 процентов, в странах ЦЕБ — 55, ЮВЕ — 34, СНГ+М — 42. Социальный оптимизм, то есть уверенность граждан, что следующее поколение будет жить лучше, чем они, в Казахстане достигал 73 процентов, в ЦЕБ — 55, ЮВЕ — 50, СНГ+М — 60.

Наличие важных конкурентных социально-психологических свойств казахстанского социума подтверждает «Евразийский монитор», взявший старт тогда же, в 2004 году, когда ЕБРР и Всемирный банк впервые решились на крупное исследование в целой группе стран евразийского материка.

«Евразийский монитор», соучредителем которого наряду с Россией, Украиной и Беларусью стал и Казахстан, дал развитие на постсоветском пространстве исследовательской технологии «Евробарометра», применяемой уже почти полвека в странах Европейского союза и получившей развитие на других континентах в рамках «Латинобарометра», «Афробарометра» и «Азиабарометра».

По результатам восьмой исследовательской волны «Евразийского монитора», прошедшей в октябре 2007 года и в которой приняли участие уже 13 постсоветских стран, включая Прибалтику, Казахстан сохранил удерживаемые с 2004 года лидирующие позиции по основным индикаторам, характеризующим социальные настроения граждан.

Как можно увидеть из представленной диаграммы, несмотря на некоторые трудности в экономике, которые имелись как раз в период опроса, экономическое положение страны как благоприятное или, по крайней мере, некритическое отмечало 88,4 процента опрошенных в Казахстане респондентов, тогда как в среднем по 11 другим странам — участницам проекта этот показатель составил менее 52 процентов.

При этом по количеству респондентов, назвавших положение в экономике хорошим (37 процентов), Казахстан опередил все другие страны «Евразийского монитора» в 2,5—3,7 раза. В целом Казахстан опережает все другие постсоветские страны по семи ключевым показателям как минимум на шестую часть, а как максимум — почти на половину от их средневзвешенного значения.

Положительный социальный фон в Казахстане можно проиллюстрировать и по куммулятивному методу.

За четыре года участия Казахстана в проекте «Евразийский монитор» им было накоплено 16 процентов прироста удовлетворенности населения жизнью. Эта сумма всех позитивных сдвигов за минусом «поглощения» негативной динамикой там, где она была. Показатель пяти стран составила всего на пять процентов больше.

По индикатору оценки материального положения сумма положительных динамик Казахстана за четыре года составила половину показателя всех других пяти стран.

Но больше всего обратило на себя внимание то, что по уровню социального оптимизма при суммировании динамик пяти стран негатив полностью поглотил позитив, в результате чего баланс за четыре года у пяти стран составил ноль процентов. В Казахстане же он сохранился на уровне 11 процентов положительной динамики.

2. Резервы развития сквозь призму социальных настроений казахстанцев. Есть и другой аспект. Оптимизм и поддержка населением действующей власти продолжает носить авансовый характер. Казахстанцы рассчитывают на то, что власть как добилась выхода из рецессионной «ямы», так и не позволит разрушить наметившуюся позитивную динамику и по максимуму закрепит социальный рост, то есть улучшение жизненного уровня населения.

По оценкам упомянутого выше доклада ЕБРР и Всемирного банка, бурное экономическое развитие Казахстана все же пока не дало возможности вывести показатели наличия у домохозяйств потребительских товаров на уровень стран ЦЕБ и ЮВЕ. Имеются отставания. В частности, в 2004 году по количеству автомобилей от стран ЦЕБ мы отставали практически наполовину, по числу тех, кто имеет счет в банке, — почти в восемь раз, дебитно-кредитную карточку — в пять-шесть раз, дополнительное жилье — в три-четыре раза, выход в Интернет из дома — в четыре раза.

Из 29 исследованных ЕБРР и Всемирным банком стран ЦЕБ, ЮВЕ, СНГ+Монголия, Казахстан в конце 2004 года занял лишь 21-е место по доле респондентов с доходом свыше четырех тысяч долларов на душу населения. Одновременно по уровню урбанизации Казахстан еще четыре года назад преодолел середину списка, встав на 14-е место.

Такая структура свидетельствует о росте среди населения социальных амбиций, повышении их мобильности. Население активно перемещается в поиске более выгодных социально-территориальных ниш. Однако на этом фоне все больше сталкивается с проблемами, негативно влияющими на их здоровье. Динамика, дефицит времени сужают возможности населения уделять внимание своему здоровью. Велик фактор неблагоприятной экологической ситуации.

Все это в совокупности мотивирует население поддерживать те меры, которые нацелены в первую очередь на развитие человеческого капитала. Так, по данным социологического исследования, проведенного в январе текущего года, почти 80 процентов респондентов пожелало, чтобы в Послании 2008 года Президентом были озвучены меры, которые государство намеревается принять для повышения качества жизни, доходов населения, решения жилищной проблемы.

И Президент ответил на такой запрос населения шестого февраля, подтвердив еще раз свое реноме политика, тонко чувствующего общественные ожидания. В принципе, очередное Послание Главы государства в более обобщенном виде содержит ранее озвученные инициативы.

Так, среди населения получило большой резонанс высказывание Президента о намерении государства довести финансирование медицины до четырех процентов от ВВП. Из всего ряда социальных инициатив, выдвинутых Президентом во второй половине 2007 года, именно это высказывание получило одобрение максимального количества респондентов — 84 процентов.

На втором месте оказалось поручение Главы государства проверить законность предоставления земельных участков, помимо Алматы, во всех регионах страны — около 80 процентов.

Третью позицию по поддержке населением заняло решение о выделении четырех миллиардов долларов на стабилизацию финансового сектора и строительной индустрии в связи с ипотечным кризисом. Его поддержало 71,3 процента респондентов.

Порядка 70 процентов опрошенных поддержали принципиальную позицию руководства страны по Кашагану, нацеленную на увеличение доли Казахстана и компенсации за отсрочку запуска проекта.

Почти столько же поддержало объявление о проведении в 2008 году Года Украины в Казахстане, что было расценено не только как внешнеполитический сигнал, но и как фактор укрепления межэтнического мира внутри страны.

Большая половина опрошенных поддержала создание государственного агентства по защите конкуренции, предложение о проведении Третьего саммита земли в Астане в 2012 году, а также поручение построить до 2010 года здание для саммитов ОБСЕ в столице.

На таком фоне в январе 2008 года социологами был зафиксирован рост Индекса социального самочувствия населения на 9,5 позиции. К весне, судя по набранной динамике, ожидается полное восстановление данного индекса после его некоторого понижения осенью прошлого года. Если в начале весны 2007 года Индекс социального самочувствия равнялся 159,9 балла, к ноябрю 2007 года он упал до 142,4, а в январе нынешнего года составил 151,9 балла.

В этом показателе число тех, кто положительно оценивает динамику развития страны за минусом тех, кто отрицательно, — плюс 100. Соответственно, насколько выше балл отметки в 100 баллов, настолько превалируют оптимистические настроения, и наоборот.

Наиболее существенно в Индексе социального самочувствия выросли подиндексы: оценка благополучия в текущей ситуации в экономике — по сравнению с ноябрем 2007 года со 136 до 155 баллов; ожидания улучшений в экономике — со 156 до 171 балла, а также ожиданий того, что граждане и их семьи будут жить лучше в течение ближайшего полугодия — со 158 до 169 баллов.

Повышение положительного социального настроя среди населения способствовало и укреплению Индекса общественно-политических настроений. Если в марте 2007 года он равнялся 146,3 балла, в ноябре — 133,8, в январе 2008 года — 142,7. Это, очевидно, подмывает доводы оппонентов о якобы имеющем место росте социальной напряженности в обществе. Текущая тенденция совершенно обратная.

Резервы роста имеются в Индексе доверия к власти, который в январе 2008 года составил 114,7 балла. При этом подиндекс, отражающий уровень доверия населения Президенту, составил 182,5 балла. Вниз общий Индекс доверия «тянут» субъекты судебно-правовой системы. Среди органов, ее представляющих, выше 100 баллов имеет подиндекс только Верховный суд. В то же время полиция стоит на последнем месте с самым низким подиндексом доверия — 82,2 балла.

Именно понимание такой ситуации подвигло Президента, который, по сути, своими рейтингами и поддерживает Индекс доверия к власти на необходимом уровне, выступить с достаточно твердыми заявлениями сначала на Политсовете партии «Нур Отан», затем на расширенной коллегии Генпрокуратуры и, наконец, в Послании от 6 февраля.

Таким образом, можно достаточно определенно сказать, что два социально-психологических преимущества Казахстана, своеобразных механизма социального иммунитета — оптимизм и доверие к лидеру нации — способствуют прогрессу в стране. Уверенность граждан в будущем не позволяет текущим неудачам затмить общий позитивный социальный настрой и ориентир на успех среди граждан. Президент в свою очередь проявляет тонкое чутье общественного мнения, находится в постоянном поиске нераскрытых или скрытых резервов для более успешного, стабильного движения Казахстана по пути укрепления конкурентоспособности нации.

Сергей КОНОВАЛОВ,

главный инспектор Информационно-аналитического центра Администрации Президента, руководитель проектов Ассоциации социологов Казахстана, кандидат социологических наук


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии