Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Кадры для инноваций

Фото : 14 февраля 2008, 10:52

Кадры для инноваций

Осуществление амбициозных планов по ускоренному развитию Казахстана невозможно без формирования «умной экономики». Мировая практика показывает, что ключевая роль здесь принадлежит инновационным университетам, которые готовят качественно новое поколение специалистов, способных превратить знания в конечную высокотехнологичную продукцию. Опираясь на мировой опыт, впервые в нашей стране Восточно-Казахстанский государственный технический университет имени Д. Серикбаева разработал и не первый год внедряет модель такого инновационного вуза, уже на практике доказав ее эффективность. В чем суть новаций, я попросила рассказать ректора ВКГТУ Галыма МУТАНОВА.

— Базовый принцип такой трансформации — это интеграция образования, науки и производства. В нашем университете он осуществлен в связке «университет — технопарк». В результате реформирования успешно развиваются инновационное образование и инновационная инфраструктура, формируются корпоративная культура и конкурентная среда в вузе, новая структура управления. В университете созданы студенческий технологический бизнес-инкубатор, сеть студенческих технологических конструкторских и проектных бюро, идет становление лаборатории инженерного профиля открытого типа по направлению «Высокие технологии получения новых материалов на основе комплексного использования ресурсов горно-металлургической промышленности». Успешно работает региональный научно-технологический парк «Алтай», и на основе тесной интеграции с предприятиями региона, прежде всего крупными, сформирован учебно-научно-инновационно-производственный комплекс «Алтай-Альянс», который интегрирует на ассоциативной основе учебные, научные, конструкторские, производственные, финансовые и другие структуры. Все эти преобразования трансформируют традиционный технический вуз в инновационный университет, который обеспечивает становление региональной инновационной системы, формирует технологический коридор от идеи через НИОКР до опытного образца и конечной продукции, а университет превращается в активный элемент новой экономики страны.

— Галым Мутанович, вы говорите о том, что вам удалось сделать. Но тем, кто только приступает к подобной трансформации, интересно, думаю, узнать, как...

— Главное требование времени в связи с поставленными перед обществом задачами: выпускники вузов должны обладать необходимой для инновационной экономики компетенцией. Без всякого переучивания. Вот почему так необходима самая глубокая интеграция науки, образования и производства. Поэтому учебные планы должны быть сформированы обязательно с учетом требований работодателя. Только так мы можем обучить востребованных специалистов.

Когда мы начали формировать модель инновационного вуза, мы именно это поставили во главу угла. Благо 30 процентов учебных планов университету дано право формировать самостоятельно, сверх государственного стандарта. И здесь мы хорошо сработались с нашими крупными предприятиями. Пересмотрели в целом концепцию практики. С первого до последнего курса она должна быть ориентированной на формирование особой компетенции — то есть всех требований и пожеланий наших заказчиков. Поэтому мы нацеливаем будущего выпускника на прохождение практики именно там, где он собирается работать. И на этой основе писать курсовые и дипломную работы, приобретать необходимые для будущей работы навыки. И тогда его биография на этом предприятии начинается сразу с профессиональной деятельности, а не с переучивания. Практика, таким образом, дает действительную практическую пользу, а не «галочку» в виде формального отчета студента, ведь на каждом этапе будущий специалист подтверждает свои навыки и получает сертификат. На младших курсах обязательное условие — обучение рабочей специальности, потому как будущий инженер должен знать работу каждого участка.

Для углубления интеграции науки и производства каждая наша кафедра имеет свои филиалы на предприятиях. Именно для того, чтобы сбор материалов для курсовых и дипломных работ был максимально приближен к реалиям, эта работа проходит под руководством представителя предприятия. А наши кураторы выступают в роли координаторов.

— Это компетенции, так сказать, сегодняшнего дня. А как вы сами сказали, инновационный вуз должен готовить кадры для дня завтрашнего — для экономики, базирующейся на новейших технологиях...

— Здесь должны сыграть свою роль те самые 30 процентов сверхбазовых учебных планов. Образовательный стандарт не учитывает тенденции, потребности времени. А жизнь — это естественный отбор: в конкуренции побеждает лучший, и мы не имеем права обречь своих выпускников на проигрыш. Поэтому задача образования — способствовать раскрытию талантов молодых людей.

В университет поступают юноши и девушки с разным уровнем школьной подготовки и природными данными. Поэтому мы делаем четкую сегрегацию студентов по их способностям. Для этого есть несколько инновационных технологий. Например, на первом курсе это личностное ориентирование. Идет разделение на сильные, средние и слабые группы. Если студент стабильно троечник, у него нет никакой личностной мотивации, он осваивает образовательный стандарт и не более того. А если у юноши или девушки есть стремление, упорство в приобретении знаний, мы помогаем ему раскрыть весь свой потенциал. Закрепляем за соответствующей кафедрой, где ребят привлекают к научно-исследовательской работе. Если на втором-третьем курсах у них вместе с руководителем что-то получается, их вовлекают в университетскую сеть конструкторских бюро. Здесь они уже имеют возможность формировать конкретную конструкцию, модель и так далее. Следующая траектория — если у них получается серьезная наукоемкая разработка, через технопарк мы помогаем реализовать этот проект. То есть студент становится участником инновационно-активной экономики.

Но, понятно, это единицы. Есть средняя траектория, когда студент умен, способен, но, как говорится, без особых талантов. Он пишет достаточно интересные курсовые работы, дипломный проект, где есть новизна идей и подходов. Мы способствуем тому, чтобы с этими разработками он выходил на рынок труда. А не так, чтобы эти работы пылились на полке, а выпускник шел торговать на базар или устраивался, где придется, лишь бы прокормиться. То есть траектории выстроены так, что студент средненький получает образование чисто по стандарту, более сильный ориентирован на конкретное предприятие со своей разработкой, третий — на наукоемкое производство. Есть еще одна категория — круглые отличники, которые хотят заниматься фундаментальной наукой. Их мы направляем в магистратуру.

Инновационные преобразования нашего университета уже дали свои результаты. Только за последние годы объем доходов вуза увеличился в три раза, объем выполняемых научно-исследовательских работ — в пять раз. Вокруг университета начал формироваться ареал малых наукоемких предприятий. Улучшилось качество образовательных программ. Теперь все они позволяют получить не только традиционные знания, умения и навыки, но и основные компетенции.

Но все это количественные показатели. А что касается их перехода в качественные составляющие, то это в первую очередь отношение студентов к учебе не ради оценок, а ради знаний, их стремление выйти на рынок труда со своими разработками. Это подразумевает изменение отношения преподавателей к своему труду, их ориентир на повышение своей компетенции, связанный с мотивацией высоких результатов труда и соответствующей его оплатой. Не случайно на основе опыта университета и с участием наших специалистов соответствующие министерства формируют Положение об инновационном университете и модель развития технопарков в стране.

Что касается мотивации коллектива университета к инновационным преобразованиям, то имеющийся зарубежный опыт убеждает нас в том, какое решающее значение имеет общность экономических интересов работников и собственников. Именно фактор единения интересов в наибольшей степени способствует позитивной трудовой мотивации работающих, традициям демократического общества и в конечном счете ведет к росту эффективности производства. Обратите внимание: в странах с развитой рыночной экономикой конкурентные преимущества у тех предприятий, где работники равноправно участвуют в получении прибыли.

В связи с этим организационно-правовой статус инновационных университетов в новых условиях в наибольшей степени должен соответствовать рыночным структурам. Вовлечение в этот эволюционный процесс представителей интеллигенции станет реальным вкладом в формирование среднего класса, приход которого на фондовый рынок страны позволит вывести его из зачаточного состояния. Мощный средний класс — это база устойчивого развития любой страны.

А для освоения передовых образовательных технологий на базе ВКГТУ созданы Центрально-Азиатский центр подготовки международных преподавателей, имеющий аккредитацию при Международном обществе инженерной педагогики (IGIP), и Казахстанское общество инженерного образования, которые достойно представляют Казахстан в Международной федерации обществ инженерного образования (IFEES, Вашингтон).

— Наверное, в формирование «умной экономики» должны внести свой вклад и болашаковцы?

— Безусловно. Но, к сожалению, получив образование в ведущих вузах зарубежья, они чаще всего становятся чиновниками довольно высокого уровня. А чиновники не делают научно-технологический прогресс.

В связи с этим интересен и поучителен опыт Китая. Там созданы 53 высокотехнологичные зоны, где сконцентрированы технопарки, бизнес-инкубаторы, новейшие производства. Зоны эти пользуются особым статусом с различными преференциями. Там для студентов, обучившихся за границей, дается возможность на практике осуществить реальные инновационные проекты. Вплоть до создания своего предприятия. То есть воплотить в жизнь то, чему их научили. Так создается новая экономика. И это правильно: то, что вложило государство в образование талантливых ребят, должно вернуться в экономику новыми идеями, технологиями, давая новый импульс развитию Отечества.

— Кстати, о зонах высоких технологий... Помнится, создание таковой на базе регионального технопарка «Алтай» было анонсировано. И была даже заложена капсула в ее основание. А что дальше?

— Она есть, если судить по результатам работы наших лабораторий. Но в то же время ее нет как обособленной структуры со своими необходимыми компонентами. Объясню.

К примеру, возьмем крупный проект «Наш общий дом Алтай», участниками которого являются приграничные регионы четырех стран, а научно-образовательный портал ВКГТУ принят как базовый информационный ресурс для международного сотрудничества Большого Алтая. Второй крупный проект реализуется в сфере геоинформационных технологий совместно с Сибирской государственной геодезической академией. В его рамках создается региональная GPS-станция, паспортизация автомобильных дорог Казахстана на основе ГИС-технологий. В области альтернативной энергетики совместно с Шеньянской холодильной компанией (КНР) реализуется проект по созданию производства теплонасосных установок средней мощности.

Одним из перспективных направлений НИОКР, по которым разработан комплекс нанотехнологий и налажено серийное производство на ТОО «Альтрейд», является техническая керамика на основе соединений редких металлов. Новая продукция имеет экспортоориентированный характер и поставляется на предприятия ВПК Российской Федерации, Украины, Беларуси, Польши, Израиля, Индии. По инициативе Китая рассмотрены перспективы взаимного сотрудничества в области создания тонкой технической керамики. Еще одним интересным проектом является создание учебно-научного центра по электронной микроскопии и нанотехнологиям совместно с Московским институтом стали и сплавов, японскими фирмами JEOL Ltd., ULVAC Technologies Inc., Interactive Corporation.

В рамках УНИПК «Алтай-Альянс» нами реализуются разработки по прорывным проектам «Уран», «Титан», «IT-продукция», «Строительные материалы». Но главной препоной для их успешной реализации по-прежнему остается нехватка инвестиционных ресурсов. И здесь выход видится в создании благоприятных условий для привлечения дополнительных инвестиций. В этом направлении по инициативе нашего университета предложено придание созданной нами зоне высоких технологий, в инфраструктуру которой входят ВКГТУ и научно-технологический парк «Алтай», статуса специальной экономической зоны. Эта идея поддержана акиматом области и Министерством индустрии и торговли, Министерством образования и науки. Сегодня существующие в Казахстане СЭЗ имеют преимущественно промышленную направленность. Предлагаемая нами СЭЗ должна быть технико-внедренческого типа. Такие зоны уже сегодня существуют в России. Успешный опыт в этом плане накоплен за последние годы в Китае.

Для развития проектов мы не просим денег у государства. В случае если зона высоких технологий приобретет статус СЭЗ с соответствующими налоговыми преференциями, то наши проекты получат дополнительный импульс за счет будущих привлеченных инвестиций. Тем самым мы завершим формирование целостной модели региональной инновационной системы. Такой подход позволит выращивать высокотехнологичный бизнес. Следует отметить, что косвенная поддержка государства всегда эффективнее прямых инвестиций, и ее механизмы можно будет отрабатывать в СЭЗ, как на экспериментальной площадке. У нашего государства появились деньги. И оно начало приобретать акции известных компаний. С одной стороны, это оправданно и может привести к росту экономики страны и доходов. Но не даст ей соответствующего развития. Глубоко убежден: эти деньги нужно вкладывать в человеческий капитал, в развитие инновационных малых предприятий — вот где стержень диверсификации экономики и формирования ее инновационной направленности.

На нынешнем этапе развития страны очень важно понять инновационную восприимчивость нации, создавать четкие механизмы ее формирования и использования. Это база трансформации общества в целом.

Для развития человеческого капитала нам необходимо создать целостную систему подготовки и развития человеческих ресурсов, которые будут не только носителями инновационных идей и проектов, но главным потенциалом развития всего общества. Примечательно, что в развитых странах мира до 90 процентов населения работает в сфере малого и среднего бизнеса, который дает до 70—90 процентов их ВВП. Малые и средние предприятия мобильны, открыты, работают на уровне нововведений, а их владельцы и работники — это обычно граждане своей страны. Значит, инвестируя в малый инновационный бизнес, мы осуществляем вложения в отечественный человеческий капитал. Так будет формироваться и новая конфигурация экономики Казахстана. Более того, если мы не сформируем в стране необходимый ей новый кадровый потенциал, то кто будет выполнять программу развития тридцати корпоративных лидеров национальной экономики?

Как отметил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, чтобы выйти на качественно новый уровень траектории развития, необходима глубокая системная модернизация, которая предусматривает комплексное решение технологических, финансовых, экономических, социально-политических и кадровых проблем. Преобразовать нашу страну в государство инновационного типа мы можем через выстроенную систему подготовки человеческого капитала для инновационной экономики, в которой будут предусмотрены все элементы стимулирования и мотивации инновационной деятельности. И это нам по силам.

Виктория ШЕВЧЕНКО

Восточно-Казахстанская область


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии