Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Таможенник «стоит» дешевле собаки?!

Фото : 18 февраля 2008, 15:25

Ирина Сергеева, 15.02.2008

Руководители Налогового и Таможенного комитетов жалуются на… недостаток финансирования

АСТАНА - Министерство финансов отчитывалось о проделанной за 2007 год работе на следующий день после выступления президента с посланием народу Казахстана. Соответственно, доклады пересматривались и дорабатывались в последний момент: поручения президента должны были быть оперативно отражены в планах министерств и ведомств. Но не все прошло по запланированному сценарию.

Хотя у правительства не получается оперативно реагировать на ситуации на мировых рынках, что отчетливо продолжает демонстрировать кризис финансовой ликвидности, но на внутриполитическую ситуацию в отечественном кабмине откликаются весьма живо и даже слишком быстро. Не успел президент поставить задачу по разработке новых проектов Налогового и Бюджетного кодексов, как правительство уже отрапортовало: готовы, будем и уже знаем как.

Помочь выйти «из тени»

- Перед новым Налоговым кодексом стоит задача - это снижение налоговой нагрузки на предприятия несырьевого сектора, для того чтобы была возможность ему выйти «из тени», для того чтобы было выгоднее заплатить налог «в белую», - напомнил премьер-министр Карим Масимов. - Бизнесу должно быть выгодней заплатить сборы, чем уходить от них.

Как оказалось, «четкое видение» необходимых изменений в законодательстве есть не только у премьера, но и у главы Минфина.

- В Бюджетном кодексе, который должен быть разработан согласно поручению президента, нужно определиться с задачами и ответственностью администраторов бюджетных программ, чтобы не возникало ситуаций, когда формально все правы, а какие-либо решения не исполняются или исполняются не должным образом, - определился глава Минфина Болат Жамишев.

Что касается Налогового кодекса, то, по словам министра, «существует риск недостаточного охвата налогоплательщиков налоговым контролем», а «неполноценное финансирование работ по администрированию информационных систем и баз данных серверов грозит увеличением числа налогоплательщиков, уклоняющихся от налогообложения».

Кроме того, подчеркнул он, «сложившаяся система предоставления различных льгот, преференций и специальных налоговых режимов не отвечает принципам справедливости налогообложения».

- Она дестимулирует развитие бизнеса и создает неравные условия для конкуренции, усложняет налоговое и таможенное администрирование, является почвой для коррупции, - заявил Жамишев.

В Минфине даже провели расчеты. Так, льготы по корпоративному подоходному налогу с 2002 года выросли с 14 до 38, по индивидуальному подоходному налогу - с 40 до 64, по социальному налогу - с 26 до 29 и по НДС - с 24 до 42.

Результативный ориентир

Немало внимания было уделено и новым подходам в бюджетном планировании. Как уже не раз сообщалось, правительство намерено с 2009 года перейти на трехлетнее планирование бюджета и в настоящий момент разрабатывает проект республиканского бюджета на 2009 - 2011 годы. У этого глобального действа есть и особое название - бюджетное планирование, ориентированное на результат.

Надо заметить, что уже одно название вызывает немало вопросов. Есть и определенные сомнения: если правительство, планируя доходы и расходы бюджета на один лишь год, уже несколько лет подряд не может обойтись без корректировок и постоянных уточнений бюджета, хронически страдает недоосвоением бюджетных средств, одновременно жалуясь на их нехватку, то в состоянии ли оно рассчитать госказну сразу на три года?..

Тем не менее к эпохальному событию готовятся всерьез. А итоги исполнения бюджета 2007 года показывают: проблемы остаются неизменными. Так, по доходам республиканский бюджет был исполнен на 100%, по расходам, без учета погашения займов, на 98,9%. Причины недоосвоения прежние: затягивается проведение тендеров по госзакупкам, поздно разрабатывается, а потом еще и корректируется проектно-сметная документация.

Также не в полной мере контролируется целевая направленность и эффективность выделенных из бюджета трансфертов, в результате чего свыше 12 млрд тенге неосвоения приходится именно на целевые трансферты. Предельный размер дефицита бюджета в 2007-м был определен на уровне 260,2 млрд тенге, а фактически лишь немного превысил 200 млрд, что позволило не увеличивать правительственный долг.

Большие надежды по улучшению освоения средств и администрированию госпрограмм правительство возлагает именно на новую модель бюджетного планирования - ориентированную на результат. Карим Масимов даже решил «по-простому» изложить, как эта модель должна выглядеть в действии:

- К примеру, в области здравоохранения в мире 5% населения потребляют 70% медицинских услуг. Из этих 70% услуг в основном есть всего пять болезней, которые занимают львиную долю - больше 90%. Они являются самыми типичными. Получается, для того чтобы улучшить здоровье нашего населения, нужно сделать акцент на эти пять болезней. Чтобы мы могли сделать профилактику или их лечение. Значит, и при составлении бюджета, ориентированного на результат, в этих конкретных министерствах нужно сфокусировать внимание на этих точках, чтобы здоровье населения улучшалось.

Дешевле собаки

В совершенно неожиданном ключе повернули свои выступления руководители Налогового и Таможенного комитетов Минфина. Два подразделения, о которых народная молва иначе как «берут все» не отзывается, жаловались премьер-министру на… недостаток финансирования.

В частности, председатель Налогового комитета Нурлан Рахметов четко расписал премьеру все преимущества казахстанских налоговиков перед коллегами из стран СНГ. По его данным, объем доначислений по проверкам за 2001 - 2006 годы вырос у россиян в 2 раза, в Казахстане - в 4 раза. Отношение недоимки к поступлениям в России составляет 14%, в Казахстане - 2%, то есть в 7 раз меньше. С 1999 по 2007 год налоговые поступления в России выросли в 7,4 раза, а у нас - в 9,4 раза при примерно одинаковом номинальном экономическом росте. На одного российского налоговика приходится 40 налогоплательщиков, на одного казахстанского - 83, или в 2 раза больше.

В вопросах финансирования налоговых служб картина прямо противоположная. Годовые затраты бюджета на содержание одного налоговика в Казахстане в 2 раза ниже, чем в России, зарплата казахстанского налоговика в 1,5 раза ниже, чем российского, и составила у россиян в 2006 году $6 тыс. за год. Более того, по итогам 2007 года российским налоговикам в территориальных органах сверх их бюджета правительство выделило отдельно на мотивацию по результатам года 20 млрд рублей, или в среднем $4,5 тыс. на каждого сотрудника. Причем средства на такую мотивацию были выделены в России только для налоговиков и таможенников как для ключевых фискальных органов, обеспечивающих бюджет страны, а значит - его экономическую безопасность.

- Вышеприведенные цифры и факты ярко свидетельствуют о недофинансировании налоговых органов Казахстана по сравнению как с ближайшими соседями, так и с общемировыми показателями, - пылко заявил Рахметов. - Мировая практика говорит - не бывает эффективной и дешевой налоговой службы, не бывает высококвалифицированных налоговиков-профессионалов с низкой зарплатой. Налоговики готовы, не жалея сил, работать и обеспечивать бюджет в полном объеме и добиваться еще больших результатов, мы готовы ставить перед собой самые амбициозные цели и достигать их. Но мы просим поддержать нас и адекватно оценивать наш труд!

По словам Рахметова, «при троекратном увеличении финансирования налоговой службы - с сегодняшних 17 млрд тенге до 50 млрд тенге в ценах 2008 года, налоговая служба готова взять на себя обязательства: обеспечить поступление не менее 5% дополнительных налогов от ВВП, то есть более 700 млрд тенге дополнительных налогов, полученных сверх роста экономики, и добиться максимальной удовлетворенности общества качеством услуг и работой налоговых органов».

Эти слова были встречены бурными и продолжительными овациями среди присутствующих на коллегии (в основном - людей в форме). А слегка озадаченный премьер-министр попытался перевести это в «ироничное русло»:

- Я не ожидал от вас такого выступления. Теперь можно вас на теледебаты выпускать, - сказал он с усмешкой, обращаясь к главе Налогового комитета.

Но уйти от вопроса в область юмора не дал следующий оратор - председатель Комитета таможенного контроля Козы-Корпеш Карбузов. И хотя перед его выступлением министр финансов напомнил: дескать, решено же было очевидные вопросы на коллегии не поднимать, но таможенник не сдержался:

- Один таможенник приносит сегодня 110 млн тенге, на него тратится 1,5 млн тенге. На должность кинолога тратится 455 тыс. тенге, а на содержание собаки тратится 739 тыс. тенге! - возмущался он под бурные аплодисменты.

Однако и таможенники, и налоговики остались без ответа. Премьер-министр никак не прокомментировал их просьбы - ни в ходе коллегии, ни в своем выступлении. Зато после завершения коллегии Карим Масимов лично вручил благодарственные письма сотрудникам министерства: за активное участие в переговорном процессе по отстаиванию интересов казахстанской стороны в Кашаганском проекте.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии