Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Казахстану необходимо формирование культуры энергопотребления и энергосбережения - министр охраны окружающей среды

Фото : 20 февраля 2008, 18:06

АСТАНА. 20 февраля. КАЗИНФОРМ /Канат Токабаев/ - Актуальность вопросов экологии, охраны окружающей среды была еще раз подтверждена в февральском Послании Главы нашего государства. Сегодня на вопросы корреспондента Казинформа отвечает министр охраны окружающей среды РК Нурлан Искаков.

- 2007 год стал первым годом реализации Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы. Каковы первые итоги? Какими вы видите основные приоритеты развития нашей страны в соответствии с Концепцией?

- Концепция перехода нашей страны к устойчивому развитию - это важнейший документ, одобренный Указом Президента. Она отражает видение конкретных шагов, которые должен предпринять Казахстан с тем, чтобы стать не только экономически процветающим, но и экологически и социально устойчивым, конкурентоспособным государством.

В 2007 году Правительством был принят План мероприятий по реализации Президентской Концепции. План содержит 97 позиций, на текущий год было запланировано 33 мероприятия, все они выполнены. В том числе, разработаны и внесены в Правительство предложения по включению принципов устойчивого развития в государственные и отраслевые программы.

Создана методика отнесения проектов к категории «прорывных» на основе критериев устойчивости. Утверждены Постановлением Правительства 34 межотраслевых целевых показателя. Кстати, эти показатели - пока что уникальное в казахстанской практике явление. Впервые вплоть до 2024 года намечены количественные ориентиры - куда и как нам следует двигаться. То есть, определено, каким именно должен стать Казахстан, чтобы войти в число 50-ти лидирующих стран мира.

При этом впервые крупные разделы по устойчивому развитию появились в важнейших стратегических документах, принятых в течение минувшего года. Так, принципы устойчивого развития стали основой для разработки Среднесрочной программы Правительства Республики Казахстан, Концепции достижения качественно нового уровня конкурентоспособности и экспортных возможностей страны на 2008-2015 годы.

Во исполнение поручения Президента, подготовлены и внесены в Правительство предложения по использованию принципа «зеленых закупок». Создан каталог экологически чистых и безотходных технологий.

В соответствии с глобальной энерго-экологической инициативой Главы государства Нурсултана Назарбаева, разработан и одобрен Правительством проект Стратегии эффективного использования энергии и возобновляемых ресурсов Республики Казахстан в целях устойчивого развития до 2024 года.

Активно работает и Совет по устойчивому развитию Республики Казахстан, рабочим органом которого является наше Министерство. На заседаниях Совета рассмотрены такие важнейшие вопросы, как возобновляемые ресурсы и источники энергии, образование для устойчивого развития, демографическая ситуация в стране и корпоративная социальная ответственность.

- Известно, что в Казахстане ужесточаются экологические требования. Например, с прошлого года введен опыт приостановления производств, причиняющих ущерб природе. Каковы результаты?

- Приостановка производственной и иной деятельности хозяйствующих субъектов является действенным инструментом содействия исполнению природоохранного законодательства, так как стимулирует природопользователя на ускоренное устранение нарушений природоохранного законодательства и недопущение их впредь.

При этом приостановка не является самоцелью и на практике применяется при отсутствии разрешения на специальное природопользование, систематическом превышении нормативов выбросов, сбросов, несанкционированном размещении отходов производства и потребления, при строительстве и эксплуатации объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы, а также при систематическом не выполнении лицензионно-контрактных условий недропользования.

Данная мера производится на основании решения суда по заявлению должностных лиц уполномоченного органа в области охраны окружающей среды. Так, в 2007 году государственными инспекторами по охране окружающей среды Министерства охраны окружающей среды в целом по республике было направлено в суд на приостановку хозяйственной деятельности 375 дел, из которых удовлетворено 316.

В разрезе отраслей экономики основной процент приостановок приходится на строительство объектов - 32,2%, нефтегазовую отрасль, добычу и переработку полезных ископаемых - 14,7%, сферу услуг - 32,3%. Работы приостановленных объектов могут быть возобновлены только после полного устранения нарушений. Отмечу, что за минувший год в общем и целом с нарушителей природоохранного законодательства взыскано исков и штрафов на сумму более 40 миллиардов тенге. В итоге, количество нарушений природоохранного законодательства снижено на 20 % по сравнению с 2006 годом.

- Во всем мире растет значимость охраны окружающей среды, углубляется сотрудничество в этой области. Каким образом Казахстан сотрудничает с международными экологическими организациями? Как ведется работа над внедрением передового опыта европейских стран в этой сфере?

- Республика Казахстан ведет активное сотрудничество с международными организациями в области охраны окружающей среды, главным образом, с программами и организациями системы ООН: Программа ООН по окружающей среде, Программа развития ООН, Европейская экономическая комиссия ООН, Экономическая и социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана, Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры, Организация ООН по индустриальному развитию.

Приоритетными международными партнерами сотрудничества также являются Организация безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организация экономического сотрудничества (ОЭС), Европейская комиссия, и ряд различных региональных объединений. Также осуществляется взаимодействие по проблематике природопользования и охраны окружающей среды с международными финансовыми организациями как Глобальный экологический фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский и Исламский банк развития и др.

Наши основные партнеры как ПРООН, Европейский Союз оказали финансовую и техническую помощь в реформировании нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды. При экспертной поддержке этих организаций подготовлен и принят Экологический кодекс Республики Казахстан, учитывающий, порядка 20 рекомендательных и руководящих документов различных международных организаций, 18 международных конвенций, около 30 директив Евросоюза и законов других государств, проект модельного кодекса СНГ, более 200 нормативных правовых актов казахстанского законодательства.

Нужно отметить и рост международного авторитета Казахстана в вопросах устойчивого развития, экологии. Как известно, Казахстан только что возглавил экономико-экологический комитет ОБСЕ. Принято решение о проведении в Астане в 2010 году крупнейшей паневропейской министерской конференции по устойчивому развитию. Казахстан избран в бюро Специальной рабочей группы по реализации Плана действий по охране окружающей среды для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (СРГ ПДООС). В Казахстан из Ирана перемещается и офис Каспийской экологической программы - крупнейшей международной институциональной структуры.

- Каким образом выявляются пути решения экологических проблем, имеющих место в Казахстане? В частности, как проводится осуществление Экологического кодекса, принятого в прошлом году Парламентом и подписанного Главой государства?

- Принятый Указом Президента страны Экологический кодекс Республики Казахстан полностью соответствует мировым стандартам, гармонизирован с международными соглашениями и конвенциями.

В развитие кодекса разработано и принято 46 подзаконных актов. В частности, это новый классификатор отходов, основанный на Базельской конвенции, акты по обеспечению доступа общественности к экологической информации и правосудию в соответствии с Орхусской конвенцией, правила учета, инвентаризации и нормирования выбросов парниковых газов и озоноразрушающих веществ согласно Монреальского протокола и другие.

Принятием Кодекса впервые по примеру лучшей европейской практики вводятся комплексные экологические разрешения, выдаваемые на основе наилучших доступных технологий, а сроки действия экологических разрешений увеличены до 3-5 лет, и значительно упрощен порядок их выдачи.

При этом работа по формированию нормативно-правовой поддержки процессов охраны окружающей среды в Казахстане продолжается. Так, в план законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2008 год включена разработка проектов Законов Республики Казахстан «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» и «О внесении изменений и дополнений в Экологический кодекс Республики Казахстан по вопросам регулирования ввоза экологически опасных технологий, техники и оборудования».

Например, принятие и реализация законопроекта «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» будет способствовать снижению энергоемкости экономики, негативного воздействия сектора производства электрической энергии на окружающую среду, в том числе снижению выбросов парниковых газов. Второй из названных мной законопроектов будет определять правовые, экономические и организационные основы контроля за ввозом в Республику Казахстан технологий, оборудования и транспортных средств, эксплуатация которых может вызвать отрицательные последствия для состояния окружающей среды.

- На сегодняшний день для Казахстана одной из актуальных проблем является ликвидация энергетического дефицита. Однако, как Вы думаете, что нужно сделать для предоставления приоритета энергии, получаемой эффективными с экологической позиции путями?

- Экономика республики пока еще характеризуется значительной сырьевой направленностью и высоким потреблением топливно-энергетических ресурсов. Это снижает конкурентоспособность экономики, и, как следствие, приводит к существенному загрязнению окружающей среды, а также к увеличению выбросов парниковых газов.

По прогнозным данным, уровень потребления электроэнергии в ближайшие годы будет возрастать. Как результат, существенно возрастет потребление топлива, а также экологическая нагрузка на окружающую среду. Поэтому проблемы электроэнергетической отрасли страны необходимо рассматривать в комплексе с вопросами охраны окружающей среды, как это предусмотрено Концепцией перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы.

На данный момент электроэнергия, полученная от возобновляемых источников, будет неизбежно дороже, чем от традиционных источников. К примеру, приблизительная стоимость электроэнергии от малых ГЭС и ветроэлектростанций может составлять порядка 7-10 тенге/кВтч.

В качестве целевого показателя, мы предлагаем установить уровень альтернативных источников энергии в 5% от общего энергопотребления Казахстана к 2024 году. Такой показатель реалистичен, однако он требует конкретных мер уже сегодня.

Нами также прорабатывается вопрос о возможности введения в Республике Казахстан экологических налогов. Введение по примеру ряда европейских стран подобного налога позволило бы обеспечить компенсацию экологических издержек при производстве энергии от традиционных источников, создать благоприятные условия для производителей «альтернативной» энергии.

Ну и, разумеется, Казахстану необходимо формирование культуры энергопотребления и энергосбережения. Во всем мире экономия электроэнергии считается важнейшим вкладом в экологию и охрану окружающей среды. В Европе подобная энергетическая культура пропагандируется с младшего школьного возраста. В связи с этим, Министерство вносит предложение о включении данной тематики в учебные программы не только высших, но и средних учебных заведений. Также, вслед за Евросоюзом, возможно поставить вопрос о поэтапном запрете продажи энергоемких ламп накаливания.

Не только каждый предприниматель, но и каждый работник, да и вообще каждый гражданин должны глубоко осознать свою ответственность за сохранение нашего общего дома - планеты Земля для настоящего и будущих поколений.

- В прошлом году Вы сделали предложение о создании Национального центра по управлению отходами производства и потребления? Какие совместные меры с иностранными государствами осуществляет Казахстан в этом направлении?

- В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил управления бесхозяйными опасными отходами, признаными решением суда поступившими в республиканскую собственность» от 8 октября 2007 года № 919 управление бесхозяйными опасными отходами осуществляется уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Во исполнение данного постановления Министерством 29 ноября 2007 года проведен международный круглый стол с участием представителей России, Академии Наук Татарстана и заинтересованных государственных органов, где в качестве одного из путей решения предложено обеспечить правовое и экономическое поле деятельности и создать Центр управления отходами. По итогам круглого стола принята Резолюция.

Необходимо отметить, что на 18-ом пленарном заседании Совета иностранных инвесторов, прошедшего 7 декабря 2007 года, Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым дано поручение по принятию незамедлительных мер по ликвидации исторических загрязнений и созданию государственной компании по управлению и переработке безхозяйных отходов.

Во исполнение поручения Главы государства и в целях решения проблем по накоплению отходов Министерством в адрес Премьер-Министра Республики Казахстан направлено обращение о целесообразности создания Национального центра по управлению отходами в форме Акционерного общества, которое поддержано Премьер-Министром Республики Казахстан К. Масимовым. В настоящее время Министерством проводится детальный анализ состояния отходов производства и потребления с учетом предложений, данных в ходе проведения круглого стола.

По завершению данных работ будет проработан детальный план дальнейших действий по созданию Национального центра по управлению отходами. Создание данного Национального центра позволит привлечь иностранных инвесторов, готовых вложить средства на строительство мусороперерабатывающих заводов, внедрить в республике эффективно действующий рынок отходов, включающий в себя учет и контроль, предупреждение и минимизацию образования отходов, а также сбор, переработку, утилизацию, обезвреживание, хранение и удаление отходов.

- Нурлан Абдильдаевич, на встрече с депутатами Парламента поднимался вопрос об изменении названия министерства. Какое Вы можете выдвинуть основание для этого?

- Мы считаем, что Казахстану нужен уполномоченный орган в области устойчивого развития. В Швеции вопросами охраны окружающей среды занимается Министерство устойчивого развития, во Франции действует Министерство охраны окружающей среды и устойчивого развития. Определение такого уполномоченного органа предусмотрено и проектом Концепции перехода к устойчивому развитию.

Подобный орган мог бы взять на себя не только вопросы экологии, но и проблематику использования возобновляемых ресурсов и источников энергии, исторических и бесхозяйных отходов, демографическую политику, межведомственную координацию по достижению каждого из конкретных количественных параметров, которые определены в Концепции. На сегодняшний день Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан является рабочим органом Совета по устойчивому развитию при Премьер-Министре. Исходя из перечисленного, на мой взгляд, назрел вопрос о переименовании нашего органа в Министерство экологии и устойчивого развития.

- Спасибо за интервью.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии