Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Институту банкротства отечественных «лежачих» предприятий — десять лет

Фото : 21 февраля 2008, 10:03

Институту банкротства отечественных «лежачих» предприятий — десять лет. В тяжелый период в экономике страны происходили остановка многих крупных промышленных производств, развал хозяйственных связей, взаимные неплатежи и бартер и, естественно, массовое банкротство предприятий.

— В те годы работу по банкротству пришлось начинать с нуля, — говорит начальник Актюбинского областного управления Комитета по работе с несостоятельными должниками Аманкос Дербисалин. — У истоков формирования института банкротства стояло тогда АО «Агентство по реорганизации и ликвидации». Ориентировались мы на закон, принятый парламентариями в январе 1997 года.

В то время бытовало мнение, что объявить банкротом предприятие — значит разбазарить его имущество. На самом деле банкротство — это судебная и внесудебная процедура оздоровления предприятия через регулирование выплаты долгов, а в некоторых случаях финансово-экономическое оздоровление неплатежеспособных предприятий. За десять лет в Актюбинской области такую процедуру прошли 1 250 несостоятельных предприятий. При этом погашено долгов перед теми, кто получил увечье на производстве на предприятиях-банкротах, на общую сумму 213 миллионов тенге, что составляет 80 процентов от заявленных требований. Задолженность по заработной плате погашена на миллиард сто миллионов тенге.

— Аманкос Дербисалиевич, после продажи имущества предприятия-банкрота насколько оно эффективно используется в дальнейшем?

— Как раз здесь кроется ответ на бытующий у обывателей вопрос о целесообразности банкротства. На базе имущественных комплексов в Актюбинской области восстановлена работа 204 предприятий, это девять тысяч новых рабочих мест. Только в АО «Актюбсельмаш» появилось 12 малых и средних производств. Прошли реабилитацию два крупных завода — кирпичный и по ремонту тракторов. В настоящее время вовлечены в процедуру реабилитации коммунальные, тепло-, водоснабжающие предприятия области, такие как «Жемжылу» и ТОО «Казандык». Вот и судите об эффективности.

— Известно, что при проведении банкротства закреплена очередность погашения долгов перед кредиторами. Как осуществляется контроль за ее исполнением?

— Первые две очереди — социальные. Затем идут залоговые кредиторы, в частности банки, выдавшие кредиты. На четвертом и пятом местах налоговые и другие. Очередность эта соблюдается на основе Закона «О банкротстве». Кстати, закон и сыграл определяющую роль в решении вопросов социальных очередей при проведении процедур банкротства. Было время, когда под влиянием банковских структур залоговые кредиторы переместились на вторую очередь, отодвинув кредиторов по зарплате на третью ступень. Не без наших усилий удалось вернуть все на свои места.

Одним из эффективно действующих нововведений является внешнее наблюдение при процедуре банкротства. Президент сказал, что «банкротство предприятий должно быть последним шагом» и что необходимо предпринять меры по недопущению ликвидации государственных предприятий. Процедура внешнего наблюдения, как мера, предупреждающая ликвидацию, доказала свою эффективность. В настоящее время в трех неплатежеспособных предприятиях области идет такая процедура. Даже угроза ее применения заставляет руководителей предприятий принимать экстренные меры по погашению долгов. Так, в прошлом году мы предприняли попытку ввести внешнее наблюдение по 39 предприятиям, и 32 из них полностью оплатили все просроченные долги на общую сумму 85 миллионов тенге.

— Выходит, работники, обманутые руководителями, не выплачивающими им зарплату, уже ощутили выгоду этой процедуры. Много людей обращается к вам за помощью?

— Достаточно много. И в основном обращаются с просьбой помочь получить заработанные деньги. Однако не всем мы в состоянии содействовать. Так как между работодателями и работниками подчас не составляется трудовой договор. А без этого документа на суде, как правило, что-то доказать очень сложно.

— Прошла информация, что ваш комитет объединят с Комитетом по госимуществу и приватизации. На ваш взгляд, насколько оправданны эти изменения?

— В административной реформе главное — исключить дублирование функций, сократить неэффективно используемый персонал и расходы, повысить деятельность госорганов. Для решения этих вопросов, кстати, были разработаны новые изменения в Законе «О банкротстве». В них предусматривается исключить дублирование функции контроля за банкротством промышленных и сельскохозяйственных предприятий, оставив один уполномоченный орган — Комитет по работе с несостоятельными должниками. Некоторые несвойственные функции, например по рассмотрению жалоб, передаются судебным органам.

Что касается объединения двух комитетов, считаю, что уполномоченный орган в вопросах банкротства должен остаться. Более того, в интересах развития экономики страны, повышения конкурентоспособности предприятий роль его должна быть усилена, особенно в проведении добанкротных финансово-оздоровительных процедур, в проведении мониторинга неплатежеспособных предприятий.

Жубаныш БАЙГУРИНОВ

г. Актобе


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии