Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Национальный проект «Интеллектуальная нация -2020» вполне осуществим - ректор АИЭС

Фото : 21 февраля 2008, 11:58

АЛМАТЫ. 21 февраля. КАЗИНФОРМ /Айгуль Турысбекова/ - Алматинский институт энергетики и связи (АИЭС) - один из немногих вузов страны, за выпускниками которого «охотятся» отечественные и иностранные работодатели. Свое мнение о конкурентоспособности высшего образования и реализации проекта «Интеллектуальная нация-2020» корреспонденту Казинформа высказал ректор АИЭС, профессор Гумарбек Даукеев.

Как отметил руководитель института, одним из главных факторов качества выпускаемых специалистов является то, что их вуз в трудный переходный период не пошел на поводу у рыночных отношений и не стал увлекаться открытием различных смежных профессий, связанных с менеджментом. Хотя выстоять в эти годы было очень трудно. «Институт относительно небольшой: каждый год выпуск составляет 500-700 человек с дневного отделения и значительно меньше - с заочного. Все его выпускники работают только по специальности. Это говорит о том, что качество подготовки наших специалистов заказчика удовлетворяет», - сказал Г.Даукеев.

Второй фактор - в вузе две узконаправленные специальности, и обе исключительно в области энергетики и телекоммуникаций. То есть, нет распыления сил и средств. А есть еще один фактор. «Наш небольшой профессорско-преподавательский состав серьезно болеет за репутацию своего вуза. Считаю, что все мы - патриоты АИЭС. Я полагаю, что казахстанский патриотизм нельзя построить просто на любви к своей земле. Он должен в первую очередь основываться на любви к своему рабочему месту. Профессионализм - это и есть патриотизм», - подчеркнул ректор.

Для желающих открыть эти специальности в регионах мы предупреждали, что для подготовки таких инженерных кадров необходимо иметь большое количество лабораторий. Только на выпускающей кафедре их 13, а чтобы попасть на нее, нужно пройти еще три профильные кафедры. Например, кафедра теоретической основы электротехники является базовой дисциплиной для этой специальности - в ней восемь лабораторий. Каждая лаборатория имеет специфическую направленность и нацелена на подготовку конкретных специалистов.

Г.Даукеев отметил, что качество высшего образования тревожит не только государство, но и все казахстанское общество. В целях оптимизации высшего образования было закрыто 35 вузов и 58 филиалов, это - абсолютно правильный шаг. «Конечно, в этой ситуации в первую очередь пострадали студенты, каждый из них - это человек с определенными планами. Да, в стране огромное количество студентов, обучение которых не подкреплено соответствующей материальной базой, профессорско-преподавательским составом. Эту проблему необходимо решать кардинально», - считает педагог.

По его мнению, одна из причин коррупции, которая проникла в высшее образование, кроется в низкой зарплате профессорско-преподавательского состава. Сегодня все преподаватели ищут дополнительные заработки и вынуждены работать в двух-трех местах. И эта проблема кроется в ее первопричине. Изначально уполномоченный орган в лице МОН РК выдавал лицензии на открытие частных вузов без строгих критериев, прием в которые был очень лояльный. Во многих из них студенты обучаются за совсем небольшие деньги, за которые научить практически невозможно. Студент же, не прилагая особых усилий, в итоге получает диплом. «Вот с этим надо бороться. Если установить очень жесткие правила приема, строго спрашивать за качество преподавания, не идти на компромиссы, у нас будет хорошее качество образования», - считает ректор.

Сегодня качество высшего образования зависит и от желания крупных компаний готовить высококвалифицированные кадры у нас в стране. Глава АИЭС привел в пример запад, где каждая компания тратит от 3 до 5% средств от своего годового оборота на обучение специалистов. В Казахстане нет стимулов, нет льготного налогообложения, чтобы тратить средства на эти цели. Их можно направлять только из прибыли - это невыгодно. «Кстати, все вузы на западе имеют колоссальные льготы по налогам. В Казахстане их отменили. Если финансирование высшей школы не будет на должном уровне, не будет государственных льгот по налогам, качественных учебников, учебных пособий, отремонтированных помещений, современного лабораторного оборудования, то готовить специалистов, отвечающих современным требованиям, будет невозможно», - подчеркнул ректор.

По мнению Г.Даукеева, отдача от системы образования должна выражаться не в денежном эквиваленте, а в виде подготовки высококлассных специалистов для экономики страны. Вот поэтому Глава государства на форуме «болашаковцев» предложил национальный проект «Интеллектуальная нация-2020». Он поставил три крупные задачи. Первая из них - инновационное образование. Это такое образование, при котором студент не просто получит знания, но и в последующем сможет создавать инновации, новые технологии. Второй акцент был сделан на необходимость информационного прорыва. Третий - на духовное воспитание молодежи.

Ректор отметил, что АИЭС, как и вся высшая школа Казахстана, перешел на двухступенчатую систему образования. Необходимо сказать, что резкое внедрение кредитной технологии повлекло за собой некоторые трудности. В России в отличие от Казахстана к этой системе переходят постепенно.

По мнению профессора, спешить с реформами в высшей школе нельзя, как и во всей системе образования. Это весьма консервативная отрасль, которая не терпит резких шагов. И связано это в первую очередь с ее спецификой. «Скорость нам часто вредит. Кстати, она привела к большому количеству ошибок в новых казахстанских учебниках. Такая же проблема возникла у нас и при введении ЕНТ. Качество тестов до сих пор совершенствуется, потому что сделать это быстро и на хорошем уровне нельзя. И, прежде чем приступать к реформам, всегда необходимо сохранять рациональное зерно в том, что мы имеем», - считает Г.Даукеев.

Возможно, следование более консервативным принципам и помогло сохранить качество подготовки студентов в АИЭС. Это объясняется и тем, что его учебные планы очень близки к Московскому техническому университету связи и автоматики, Московскому энергетическому институту. «В советское время это были головные вузы, мы продолжаем ориентироваться на них и сейчас. Учебники в нашем вузе - российские, американские, немецкие, английские. И наши студенты, которые учатся по обмену в российских вузах, показывают отличные результаты в учебе», - отметил ректор.

Студенты зачисляются в АИЭС с высшим порогом по ЕНТ - 114, низшим - 95 баллов. Затем, чтобы не создавать никаких прецедентов по коррупции, студентам объясняются правила обучения. Они очень просты. Даже цветы и минеральная вода во время экзаменов расцениваются как взятка. Задача администрации состоит в том, чтобы полностью обеспечить студентов всем необходимым для качественного учебного процесса. В их распоряжении читальный зал, компьютерные классы с бесплатным выходом в интернет, которые имеются и в студенческих общежитиях. Они могут работать допоздна, включая воскресенье. Посадочных мест в читальных залах и компьютеров предостаточно. В деканатах даже не берутся деньги за зачетные книжки и бланки дипломов. Студент приходит только учиться. В институте нет прецедентов, чтобы взять деньги со студента. Например, прежде чем он будет допущен к сессии, ему надо ответить на компьютере на тесты из 30 вопросов. Беспристрастная машина определяет уровень знаний студентов.

Г.Даукеев сообщил, что в прошлом году в вузе из собственных средств было выпущено 500 наименований пособий, методических указаний. Студентам доступны учебники, монографии, работает электронный читальный зал, электронная база данных. Выписывается 250 наименований журналов и научной литературы из России. Когда студент обеспечен всем необходимым, у нас есть полное моральное право спросить с него сполна, говорит педагог.

Методические пособия преподавателей издаются бесплатно, а если они покупаются другими вузами, автор получает определенный процент от продаж. Стоит отметить, что эти методички покупает почти весь Казахстан. Таким образом, в вузе и преподаватели не обременены никакими общественными нагрузками и обеспечены всем необходимым для своей работы. Их главная обязанность - качественно готовиться к лекциям, писать учебники и пособия, заниматься научной деятельностью. «Преподавать - это большое искусство, чтобы прочесть двухчасовую лекцию, нужно к ней серьезно готовиться минимум десять часов», - утверждает глава АИЭС.

Кроме этого, вуз изготавливает и продает лабораторные стенды, физические модели и электронные версии лабораторных работ. Только за прошлый год таких продуктов интеллектуального труда было продано на шесть млн. тенге. Стенды по физике покупают практически все вузы Казахстана, потому что они не уступают по качеству, например, украинским. «Но наши на порядок дешевле. Это и есть конкурентоспособность. А студенты нашего вуза начинают работать с третьего курса. После окончания вуза они претендуют на начальный оклад в 1000 долларов США, и работодатель готов им платить такую зарплату», - подчеркнул ректор.

Г.Даукеев считает, что никакого чуда в улучшении качества высшего образования произойти не может. Чем больше и скорее будет финансироваться высшая школа, тем быстрее придет положительный результат. Как известно, Министерством образования и науки РК была объявлена программа по модернизации 10 лучших вузовских лабораторий, на оснащение каждой было выделено по два млн. долларов США. «К сожалению, наш вуз не вошел в число тех, кто получил государственные средства на обновление лабораторий. Мы подавали заявку на оснащение на базе нашего вуза одной из лабораторий по энергетике и телекоммуникации. Это - две инфраструктурообразующие отрасли экономики, которые проникли во все другие ее отрасли. Были обоснованы все аргументы, предоставлены расчеты, даже составлен перечень оборудования. Но, увы. Заявка шла по теме «Возобновляемая энергетика» - отрасль, где наши специалисты могли бы концентрированно заниматься над этой проблемой», - посетовал ректор.

Сегодня вуз рассчитывает только на собственные силы. «Преподавателей стараемся удержать повышенной зарплатой по существующей системе надбавок. Они начисляются исключительно из средств, которые зарабатываются за выполнение научных услуг. Интересно, что мы их оказываем Агентству РК по регулированию естественных монополий, энергетическим компаниям, являемся разработчиками всех существующих методик расчета тарифов на электричество и тепло в национальной компании «КЕГОК» по межрегиональным сетям, на всех тепловых электростанциях Казахстана, во всех региональных электросетевых компаниях. Выполняем работы для Таможенного комитета РК, которому наладили электронный учет и контроль электроэнергии в межгосударственных переходах. Таких услуг мы оказываем на 100-150 млн. тенге ежегодно, что составляет 10-15% от всего бюджета института. В расчете на 300 преподавателей нашего вуза - это один из лучших показателей в Казахстане. Но у нас нет ни одного тенге заказа из госбюджетного финансирования от МОН РК. У меня такое впечатление, что энергетика и телекоммуникация - несуществующие отрасли науки в Казахстане», - говорит ученый.

АИЭС участвовал в конкурсе на бюджетное финансирование, в частности в области космической связи. «Тендер выиграло никому неизвестное ТОО. Причем, наш вуз предлагал выполнить эту работу за меньшие деньги. Разве после этого стоит удивляться тому, что программы в области космических исследований в этом году попросту сорваны, что уже признали и в Правительстве РК», - подчеркнул руководитель вуза.

По мнению ректора, национальный проект «Интеллектуальная нация-2020» вполне осуществим. Безусловно, большую роль должны сыграть в нем выпускники президентской стипендии. «Но мы прямо должны сказать, что пока ни одного «болашаковца» мы не видели в числе преподавателей. Увы, труд преподавателей не соответствует их затратам и от того считается не престижным. В вузах работает очень много умных людей, но у нас, как и в науке, сегодня очень мало молодежи», - сказал Г.Даукеев.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии