Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Гостеприимству у казахстанцев можно учиться — это аксиома. Но в сервисе по мировым стандартам мы пока отстаем

Фото : 25 февраля 2008, 10:22

Гостеприимству у казахстанцев можно учиться — это аксиома. Но в сервисе по мировым стандартам мы пока отстаем. Как развивать туристическую отрасль, используя богатейший потенциал страны, как улучшать ее инфраструктуру и привлекать частный бизнес, что мешает качественному росту внутреннего и въездного туризма? Об этом размышляют заведующий кафедрой туризма Казахского национального университета имени Аль-Фараби, доктор географических наук Станислав Рамазанович ЕРДАВЛЕТОВ, исполнительный директор Казахской туристской ассоциации Рашида Рашидовна ШАЙКЕНОВА и ландшафтный архитектор Нина Григорьевна ДОРТМАН.

Корр.: Известная загадка для школьников: в какой республике есть такие же бескрайние степи, как в Украине, такие же безбрежные пшеничные поля и березовые леса, как в России, высокие горы, как в Кыргызстане, безводные пустыни, как в Туркменистане, бахчи, как в Узбекистане, и виноградники, как в Молдове? Потенциал Казахстана, конечно, этими уникальными природными условиями не исчерпывается, у нас прекрасные исторические и культурные достопримечательности, но о буме внутреннего туризма пока говорить не приходится.

С. Ердавлетов: Условия для внутреннего и въездного туризма у нас действительно колоссальные. Казахстан, как известно, страна природных контрастов. Это и горы-семитысячники, и самая низкая впадина Карагие на Мангышлаке, а всего пять природных зон от пустынь до лесостепи. Казахстанцы-степняки с удовольствием поедут в горы и лесные массивы, живущие в безводных районах — к морям и озерам.

Все это есть, но работы по инвентаризации всего этого потенциала пока не проводилось. А если мы хотим создать современную высокоразвитую отрасль, это просто необходимо: без знания ресурсов, без полного детального кадастра двигаться вперед сложно.

Я представляю этот кадастр как описание месторождений туристско-рекреационных ресурсов по каждой области и в целом по стране. Затем необходимо, исходя из численности населения, методом зондирования провести учет потребностей во внутреннем туризме. Этот баланс даст полную картину возможностей и точек приложения для развития инфраструктуры, маршрутов и тому подобного.

К примеру, в Алматинской области есть все, кроме морского туризма, а возможности горного туризма столь огромны, что его нужно «поставлять на экспорт», создавая для этого условия.

Корр.: Кто бы мог заняться такой обширной исследовательской работой?

С. Ердавлетов: Ее мог бы проводить НИИ туризма, но у нас, к сожалению, такого института или научного центра нет. Нужно выявить ресурсы, подсчитать, дать рекомендации по освоению.

Туризм, конечно, развивается, но без научного обоснования, стихийно. Причина в том, на мой взгляд, что пока к нему не относятся как к отрасли экономики, которая, как известно, тянет за собой развитие еще почти сорока отраслей. В своей докторской диссертации я говорил об этом еще 15 лет назад. Я предлагал либо организовать институт, как в Сочи, — рекреационное научное, проектное и учебное заведение либо создать лабораторию при каком-то вузе, где уже есть некая база на кафедре. Сейчас это более чем реально: за последние годы у нас появилось немало специалистов по туризму с учеными степенями.

На мой взгляд, можно уже подумать и о том, чтобы выделить туризм в отдельное министерство или агентство, эффективность управления отраслью намного бы повысилась.

Р. Шайкенова: Казахстанские туристические организации хорошо понимают возможности внутреннего и въездного туризма и вслед за учеными говорят, что основным продуктом на этом рынке является экологический туризм. И конечно, нужно предварительное изучение этого потенциала. Когда отрасль была в составе Министерства индустрии и торговли, попытку создания туристического кадастра предпринимали. Была приглашена крупная консалтинговая компания, которая должна была провести такое изучение в пяти областях. Но на это требовались большие средства. А затем сам Комитет по туризму перешел в другое ведомство.

Фундаментальных исследований, которые бы раскрыли все ресурсы страны, к сожалению, так и не провели. Но есть, к счастью, регионы, где хорошо осознают, что туризм — это одна из основных отраслей, которые могли бы пополнять бюджет. И например, в акимате Мангистауской области продолжили эту работу, и материалы изучения возможностей и потребностей вылились в хороший мастер-план. В нем учтены все экологические, социальные, другие аспекты, проведены даже опросы за рубежом о привлекательности Казахстана.

Одним из результатов стал проект по созданию в заливе Кендерли туристско-рекреационно-развлекательного центра, в котором будет все, что может интересовать отечественных и зарубежных туристов.

Понятно, что не каждая область может пригласить для такой работы крупную консалтинговую фирму. Предпочтительнее было бы провести такую работу на государственном уровне, просчитав и экономический эффект, и необходимые инвестиции. Начало этому уже положила инициированная Президентом программа туристского кластера, значительно оживившая внимание к отрасли.

Но у туроператоров вызывают тревогу последние предложения Министерства туризма и спорта по внесению изменений в законодательство, которые не были обсуждены с учеными и туроператорами. На наш взгляд, с их принятием начнется чрезмерное регулирование рынка, притом что еще не изучены его возможности, не вложены необходимые средства в инфраструктуру, не созданы условия на уровне мировых стандартов.

Корр.: О каких изменениях идет речь и как они могут повлиять на развитие предпринимательства в сфере туризма?

Р. Шайкенова: Предложения касаются выдачи лицензий: старые лицензии должны утратить свое действие и будут выдаваться новые. У нас порядка тысячи туркомпаний, и таким образом снова будет создано поле для коррупции. Удивляет, что такие предложения возникают, несмотря на то что Президент неоднократно говорил о необходимости снижения лицензированной деятельности.

Другие изменения связаны с тем, что лицензии на организацию внутреннего туризма будут выдавать акиматы, выездного — министерство. Но туристический рынок пока не такой емкий, и фирмам, чтобы выжить, приходится заниматься всеми видами туризма — внутренним, въездным и выездным. Только так можно формировать бюджет и развиваться. При новых правилах компаниям придется через всю страну ехать в столицу и ждать получения лицензии, тратить средства на эти поездки и лицензионные сборы, да еще и получать лицензию в каждом регионе, куда будут запланированы маршруты.

К тому же вновь вводится сертификация туристских услуг, разрабатываются правила аттестации, что усиливает администрирование, а значит, усложняет работу туроператоров. Мы внесли свои предложения и надеемся, что они будут услышаны.

Корр.: Между тем интерес к этой отрасли у предпринимателей растет. Все больше зон отдыха появляется на Балхаше, Алаколе, много желающих оказывать различные услуги в сфере туризма и развлечений.

Н. Дортман: Жаль только, что нередко такие зоны и другие места отдыха создаются стихийно, без проектов, предприниматели забывают или не знают, что необходимо привлекать специалистов, чтобы иметь хороший результат. Когда будет создан реестр, о котором здесь говорили, изучены возможности и потребности туризма, нужно, как во многих странах, начинать с работы ландшафтного архитектора. Он учтет и природные особенности, и экологические, и климат, и функции того или иного места, маршрута, зоны отдыха.

Вот есть у нас знаменитый поющий бархан. Это уникальное место и относиться к нему нужно соответственно. Туда привозят туристов, но рядом нет даже самых простых бытовых удобств, скамейки с грибком, чтобы укрыться от солнца или дождя. Все это можно сделать, не нарушая естественной красоты и природной гармонии.

Приезжая в нашу страну, туристы хотят чувствовать себя как дома, а это значит, что и у нас по крупным трассам должны быть для путешественников «кармашки», где расположены скамейки, столики и другие удобства.

Говорят: «Люди хотят идти на дикую природу, не надо портить ее цивилизацией», но получается, что сначала идут на дикую природу, потом — на загаженную. Ландшафтная архитектура гармонично вписывает в окружающую среду деятельность человека. И в этом еще и ее большое воспитательное значение, особенно для молодежи. Там, где красота, чистота и гармония, мусорить не будут.

Корр.: На это и рассчитаны проекты городов-спутников, реализация которых уже начинается.

Н. Дортман: И в этой программе также должны участвовать специалисты по ландшафтному дизайну, они соединяют исследовательские работы и непосредственно само создание городов, разрабатывая конкретные проекты, в которых учтены практически все вопросы — от эстетических до технических. Все это потянет за собой еще создание ландшафтной индустрии, производства всего необходимого для строительства, благоустройства, озеленения.

Продолжая тему загрязненности и загруженности Алматы, выскажу предложение. Было бы разумно засаживать лесополосы вокруг города в восточном, северном и западном направлениях, чтобы там создавать зоны отдыха, тем самым снимая нагрузку на горы. Эти лесные «пятна» удобны и тем, что в низине быстрее теплеет, и сезон отдыха намного длиннее, чем в горах.

Корр.: Коллеги-журналисты из европейских стран, с которыми в прошлом году мы проехали по двум казахстанским областям, восхищаясь нашими красотами, сетовали на отсутствие бытового комфорта. Мы и сами об этом знаем, и немало уже делается для улучшения привлекательности туризма, пошли частные инвестиции в отрасль, государство выделяет средства на строительство и реконструкцию дорог. Но по-прежнему не хватает гостиниц эконом-класса, в отелях слишком высокие цены, мало зон отдыха с высоким качеством сервиса.

Р. Шайкенова: Радует, что появляются семейные гостиницы, строятся новые отели, но нужно, чтобы их было больше, тогда в условиях конкуренции формировались бы приемлемые цены. То же самое можно сказать и об авиации: если бы авиакомпаний было больше, для казахстанцев стали бы доступнее многие зарубежные вояжи.

Несомненным плюсом является увеличение числа стран, из которых к нам могут приезжать гости без визовой поддержки, — их число уже достигло 33. Мы предлагаем еще в качестве пилотного проекта сделать во время летних отпусков для граждан стран, не представляющих опасности, туристскую визу. Было бы удобнее, если бы в аэропортах Астаны и Алматы работали консульские отделы МИДа.

Конечно, хотелось бы, чтобы больше было различных привлекательных «фишек». Симпатично, что появились в Алматы такси с яблочками — символом города, но их пока мало. Замечательно, что кондитерская фабрика «Рахат» выпускает шоколад с названиями «Казахстанский», «Алматы» и другие. Хорошо, если бы по городу ездили специальные туристские троллейбусы, в которых экскурсовод рассказывает об истории и культуре. Словом, надо формировать собственное лицо городов и сел.

Сейчас очень популярен сельский туризм, зарубежные гости хотят жить на природе, видеть быт местных жителей, даже принимать участие, например, в кормлении домашних животных, качать мед, заготавливать сено. Наша ассоциация уже третий год ведет проект информационно-ресурсного центра по экотуризму. Суть — в создании гостиничных домов, где предоставляют такие услуги. Казахов гостеприимству учить не нужно, это у нас в крови. А вот сервиса действительно не хватает. Мы обучаем хозяев таких домов, как организовать подобный туризм, выделяем гранты на приобретение бытового оборудования, чтобы были стандартные западные условия, помогаем разрабатывать туристские маршруты. В республике создано уже 80 таких гостиничных домов. Но, к сожалению, на местах, вместо того, чтобы помогать этим людям, начинают их проверять.

Корр.: Достаточно ли информирован мир о возможностях туризма в нашей стране? Кроме того, что наша республика участвует во многих международных выставках и конференциях, проводятся информационные туры для иностранных журналистов, что еще можно сделать, для того чтобы было больше желающих открыть для себя Казахстан?

Р. Шайкенова: Поток туристов к нам растет, но основную часть из них пока составляют бизнесмены, приезжающие сюда по делам. Поэтому, конечно, нужна современная доступная информация. Мы создали такой сайт, на нем можно найти информацию об экотуризме, различные контакты, и он стал довольно востребованным. Но такой информации на самом деле пока очень мало, особенно официальной, людям приходится пользоваться случайными и отрывочными сведениями.

Корр.: В том же инфотуре для иностранных журналистов пришлось столкнуться со странным поведением охраны в местах, представляющих гордость Алматы. На Шымбулаке и на Зеленом базаре охранники запрещали зарубежным гостям вести съемку.

Р. Шайкенова: Да, есть некоторое непонимание очевидного: ведь эти гости, вернувшись в свои страны, будут делать нам рекламу. Тогда же журналист из Голландии спросила меня: почему при въезде в национальный природный парк нас встречал хмурый охранник в пятнистой форме, почему нас сопровождает полиция, — здесь небезопасно? Дорожная полиция помогала нам быстрее проехать по городу, но гостям это показалось странным, поэтому нужно учитывать и такие нюансы.

Или другой пример. Мы пять лет «бодаемся» с городскими властями по поводу размещения информационных материалов в аэропорту и других подобных местах. Приезжая первый раз в страну, люди сразу должны получить информацию о ней, о городе, его службах, отелях. Место для таких материалов дают, но за деньги! Решением маслихата выделены средства на содержание информационного центра, но оно не выполняется.

Жаль, что не стало туристских автобусов, даже на Медеу можно уехать только обычным пассажирским. Но приезжему трудно найти нужные маршруты, к тому же хочется, чтобы это были именно экскурсионные автобусы.

Впрочем, все эти проблемы постепенно решаются, ведется диалог между предпринимателями в сфере бизнеса и государственными органами. А значит, туризм будет и дальше развиваться, вбирая все лучшее из мирового опыта и сохраняя лучшие казахские традиции гостеприимства.

«Круглый стол» вела Ольга МАЛАХОВА


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии