Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Кадровый «импорт» пора сокращать

Фото : 25 февраля 2008, 10:27

Кадровый «импорт» пора сокращать

Никто не может оспорить тот факт, что фундамент знаний, используемых человеком на протяжении всей его жизни, закладывается в школе. С тем же понятием «аксиома», ставшим нарицательным, мы впервые сталкиваемся в школьных стенах. Так вот не требует доказательств и то, что именно школа закладывает в нас самые первые постулаты общечеловеческих ценностей и понятий о реальном мире. И можно сказать, что этот период учебы в жизни человека едва ли не более важен для воспитания полноценного гражданина общества, чем последующие уровни образования. В конце концов, чтобы считаться грамотным человеком и иметь доступ как к работе, так и к высшему образованию, человеку необходимо получить документ, который не зря раньше называли аттестатом зрелости.

Однако быстрый рост населения в Казахстане обусловил то обстоятельство, что препятствием к получению базового образования стала нехватка общеобразовательных учебных заведений. В этом плане представляется вполне естественным, что строительство школ в республике в своем очередном Послании народу Казахстана Глава государства в блоке, посвященном развитию образования, выделил в качестве первого приоритета. Президент объявил, что если в текущем году будет начато строительство 88 школ на 68 тысяч мест, то в последующие 2009—2010 годы — уже 102 школ на 69 тысяч мест. Эти цифры впечатляют.

В то же время не следует забывать о том, что подготовка ребенка к школе — одно из важнейших условий успешной адаптации к нагрузкам школьной программы. Вспомним, что в советские времена существовала развитая сеть дошкольных организаций. Государство реально помогало родителям, беря на себя заботу о дошкольниках. В тяжелые годы кризиса количество дошкольных организаций в Казахстане повсеместно сократилось, что никоим образом не улучшило социальную обстановку в стране. Согласно статистическим данным, в прошедшие годы в республике по сравнению с 2000 годом количество дошкольных организаций выросло всего лишь на 12 единиц (один процент), в то время как контингент вырос на 25 421 ребенка (18,7 процента). В результате на 100 мест в дошкольной организации приходилось от 105 до 130 детей. В целом по стране около 22 тысяч детей дожидались очереди, чтобы устроиться в детсад. Дисбаланс большой, и эту проблему Президент страны отметил особенно: прямо сказал о том, что в данном направлении до сих пор не произошло коренного изменения ситуации. В связи с этим Президент дал конкретное поручение Правительству и акимам по глубокому изучению положения дел и разрешению проблемы.

Вообще, нынешнее Послание Главы государства отличается особым вниманием к самым острым вопросам. К примеру, вторым приоритетом в блоке, посвященном образованию, стало развитие системы профессионально-технического образования — сферы, ставшей как никогда актуальной в связи с планами Казахстана по совершению экономического рывка. Ведь никакие инновационные проекты в промышленности, особенно высокотехнологической, невозможны без квалифицированных рабочих кадров. А их можно подготовить только в стенах профессионально-технических учебных заведений.

Ситуация в данной сфере сложилась весьма сложная. Налицо явная диспропорция: подготовку кадров осуществляют 830 учебных заведений технического и профессионального образования с общим контингентом учащихся 558 700 человек, в то же время система высшего профессионального образования страны представлена 175 высшими учебными заведениями, в которых обучаются 768 400 тысяч человек. С учетом того, что каждый год около 30 процентов выпускников школ не проходят пороговый балл ЕНТ для поступления в вузы, существенно ограничивается их доступ к получению профессии вследствие недостатка организаций технического и профессионального образования. К примеру, в 27 районах республики вообще нет профессионально-технических школ.

В стране до сих пор отсутствуют четко определенные механизмы взаимодействия работодателей и организаций образования в сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров. В этих условиях крупные иностранные предприятия предпочитают завозить рабочую силу из-за рубежа, оправдываясь отсутствием квалифицированных казахстанских спецов. Поэтому Глава государства особо подчеркнул необходимость принятия программы дальнейшего развития системы профессионально-технического образования, с привлечением представителей бизнеса и работодателей. Более того, Президент подчеркнул необходимость привлечения зарубежных ученых и преподавателей.

Примечателен тот факт, что в блоке Послания по образованию отдельным пунктом отмечена необходимость ускорения реализации стратегии «Триединство языков». Действительно, именно на учреждения образования республики возложена основная задача по формированию триединства языков, способствующего становлению высокообразованного, конкурентоспособного гражданина Казахстана, способного не только проявить свой потенциал в нашей стране, но и представлять ее за рубежом.

В то же время в своем выступлении Глава государства особо подчеркнул необходимость повышения качества обучения казахскому языку, который является объединяющим фактором для всего казахстанского общества. В настоящее время требуется изучить международный опыт в этой сфере и внедрить наиболее передовые технологии в области обучения языку, активизировать работу по созданию инновационных, практических учебных пособий, аудио- и видеоматериалов.

Необходимо отметить, что перечисленные выше приоритеты развития образования в стране, обозначенные Главой государства в своем Послании народу, являются прежде всего корректировкой курса развития этой сферы. Фактически Министерству образования и науки даны указания на те проблемы, которые требуют активизации усилий по их решению.

В то же время будет продолжаться большая работа по выполнению Государственной программы развития образования на 2005—2010 годы. Об этом в своем Послании Президент заявил в самом начале «образовательного» блока. Это означает, что в ближайшее время будут реализовываться положения госпрограммы на всех уровнях образования.

Вдумываясь в очередное Послание Главы государства, можно сделать вывод о том, что государственная власть не ограничивается разработкой отдельных, пусть даже программных документов. Их положения претворяются в жизнь, и ежегодно проблемы образования и подготовки кадров вновь занимают особое место в таком стратегически важном документе, как Послание Президента народу Казахстана. В новом, 2008 году президентское обращение к казахстанцам в очередной раз показало, что Глава государства уделяет вопросам образования в стране неослабное внимание, а это главный стимул активной работы как уполномоченных органов и руководителей ведомств, регионов, так и представителей бизнеса.

Вадим МАКАРОВ


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии