Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Союз трех

Фото : 29 февраля 2008, 11:02

В Москве на недавнем заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС правовая база Таможенного союза (ТС) между Казахстаном, Россией и Беларусью была закреплена девятью международными соглашениями. Эксперты назвали это событие реальным шагом к формированию единого экономического пространства. Прокомментировать итоги заседания, а также открывающиеся в этой связи перспективы для «тройки» ЕврАзЭС мы попросили главного научного сотрудника Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК, кандидата экономических наук Гульнур РАХМАТУЛИНУ.

— Как вы оцениваете итоги прошедшего в Москве заседания? Многие наблюдатели называют его прорывным, согласны ли вы с такой оценкой?

— Действительно, в судьбе ЕврАзЭС это знаковое событие. Особенно для трех государств: Казахстана, России и Беларуси, которые стали инициаторами образования Таможенного союза.

Отличительной чертой заседания является то, что по его итогам приняты конкретные соглашения по реализации общей торговой политики по отношению к третьим странам. Это очень важный этап процесса интеграции, и он подтверждается оценками компетентных лиц. Премьер-Министр Казахстана Карим Масимов, в частности, подчеркнул, что интеграция трех государств в условиях нынешнего мирового кризиса даст возможность значительно повысить уровень жизни людей, проживающих на территории ТС. В первую очередь подразумевается доступность основных социальных услуг, снижение уровня безработицы и беспрепятственное прохождение товаров внутри Таможенного союза.

А генеральный секретарь ЕврАзЭС Таир Мансуров считает, что хотя пока объединяются только три государства, но и в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, которые также входят в экономическое сообщество, хорошо понимают необходимость общей таможенной, энергетической и транспортной политики ЕврАзЭС. Эти страны готовы со временем также войти в этот союз.

— Почему в подписании документов по формированию Таможенного союза приняли участие только три постсоветских государства? Может ли их позиция повлиять на интеграционные процессы в формате ЕврАзЭС и СНГ?

— Дело в том, что наиболее активно работа по формированию общего таможенного тарифа проведена именно в этих трех странах. Во-первых, ими были определены принципы общей таможенной политики, во-вторых, они наиболее развиты в экономическом плане. Кыргызстану, Узбекистану и Таджикистану еще предстоит привести свои национальные законодательства в соответствие с требованиями нового формирования. После этого они смогут вступить в союз.

Центральноазиатские государства, входящие в ЕврАзЭС, играют важную роль в развитии интеграционных процессов. Это и вопросы рационального использования водно-энергетических ресурсов, и развития транспортной инфраструктуры, и формирования общего электроэнергетического рынка и рынка нефти и газа. Можно назвать и другие направления сотрудничества. Поэтому от позиций Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана во многом зависит дальнейшая судьба интеграции в рамках ЕврАзЭС.

Сегодня актуальное значение приобретают вопросы повышения качества экономического роста в этих странах, поднятия жизненного уровня населения, сокращения безработицы и, повторюсь, приведения национальных законодательств в соответствие с требованиями Таможенного союза.

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы ЕврАзЭС?

— Вопросы более углубленного интеграционного взаимодействия, по всей видимости, будут решаться в рамках ЕврАзЭС. Именно эта организация является наиболее продвинутым интеграционным объединением. В нем проводится согласованная финансовая и экономическая политика. Кроме того, Евразийское экономическое сообщество более компактно, и государства, которые входят в этот интеграционный проект, выполняют общую задачу по формированию единого экономического пространства.

В ЕврАзЭС создан организационно-правовой механизм реализации принимаемых решений. Это значит, если документ подписан, то стороны обязаны приложить все усилия для его выполнения. Вопрос создания единого экономического пространства очень сложный. Сначала формируется зона свободной торговли и лишь затем непосредственно Таможенный союз. После этого можно говорить о едином экономическом пространстве. Я думаю, что сейчас Евразийское экономическое сообщество планомерно движется к этой цели.

Сегодня мы говорим о том, что к 2010 году должна быть сформирована правовая база по Таможенному союзу, она станет основой для образования единого экономического пространства. Я надеюсь, что эти сроки будут выдержаны.

— Какую реальную пользу могут получить казахстанцы от формирования Таможенного союза и участия нашей республики в нем?

— Я думаю, что казахстанцы позитивно оценят вступление нашей республики в Таможенный союз. Одна из основных его задач — устранение внутренних границ. Если хозяйствующие субъекты, где работают наши соотечественники, будут напрямую взаимодействовать со своими партнерами из государств, входящих в Таможенный союз, то, несомненно, увеличатся объемы поставок выпускаемой ими продукции на российские и белорусские рынки.

Это означает модернизацию производств, улучшение условий труда, увеличение рабочих мест, сокращение безработицы, получение достойного гарантированного социального пакета каждым работником. Кроме того, если наше государство будет свободно торговать со своими партнерами, это позитивно скажется на нашем бюджете. Мы будем иметь больше возможностей для реализации социальной политики. То есть формирование Таможенного союза позитивно отразится не только на республиканской экономике и бюджете, но и на повседневной жизни людей. Это стимул для экономического развития республики и повышения жизненного уровня населения. Если простой казахстанец будет свободно передвигаться в рамках ЕврАзЭС, без миграционных, таможенных и пограничных формальностей, по примеру Европейского союза, то, согласитесь, ему трудно будет не оценить по достоинству вступление Казахстана в Таможенный союз.

Конечно, нельзя сказать, что уже завтра на казахстанцев будет падать манна небесная. Европейский союз к своей эталонной модели шел 50 лет. В части интеграционной теории мы не изобретаем велосипед, а используем мировой опыт и стремимся использовать модель ЕС с учетом нашего национального развития.

— Как вы оцениваете предложение Карима Масимова, сделанное им на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС, о создании Евразийского делового конгресса и Евразийского клуба ученых?

— Однозначно положительно. Создание Евразийского делового конгресса станет заметным импульсом для промышленного роста государств, входящих в Евразийское экономическое сообщество. Кто формирует экономику? Ее формируют промышленность, хозяйствующие субъекты. Когда промышленники будут объединены в эту организацию, я надеюсь, появятся интересные проекты, предложения, которые будут способствовать развитию государств ЕврАзЭС.

Что касается Евразийского клуба ученых, то такая организация просто необходима. Сегодня нужно возрождать сотрудничество между учеными в области современных инновационных технологий и мировых стандартов качества. Без этого задача повышения конкурентоспособности экономики и нации практически невыполнима.

Александр ГРИБАНОВ


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии