Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Колесо обозрения. Автомобильный рынок Казахстана по-прежнему изобилует секонд-хэндом

Фото : 6 марта 2008, 11:04
Колесо обозрения


С каждым годом, по статистике, наши автолюбители покупают на 20-25 процентов больше железных коней. Это в очередной раз подтверждает, что автомобильный рынок Казахстана развивается стремительными темпами. Однако, несмотря на усилия государства и отечественных автодилеров, ратующих за очистку страны от автомобильного утиля, большую часть рынка составляют подержанные автомобили, исколесившие не одну тысячу километров далеко за пределами Казахстана.

По количеству авто на тысячу жителей, а особенно по их классу и средней стоимости, можно судить об уровне экономического развития той или иной страны и, в частности, о качестве потребительского рынка, который является локомотивом современной экономики. Автомобильный рынок Казахстана в этом смысле не исключение из общего правила. Перейдя определенный количественный порог, он зримо приобретает новое качество.

По старинке…

Судя по ежегодному увеличению автотранспорта на дорогах Казахстана, даже непосвященному ясно, что рынок автомобилей стабильно растет и будет расти, видимо, еще долго. В то же время очевидно, что значительная часть машин, которые окончательно устарели и безнадежно «убиты» нашими дорогами, постепенно выбраковывается потребителем, пополняя самые нижние этажи рынка продаж с бросовыми ценами, а также контейнеры многочисленных автобарахолок, где продаются запчасти б/у. Соответственно, место этого «утиля» занимают более-менее приличные авто. То есть резерв дальнейшего роста рынка перемещается в его дорогие сегменты. Во всяком случае автомобильный хлам, как отечественный, так и зарубежный, уже не будет делать серьезной погоды, как это было в первые постсоветские годы. Рынок автомобилей очень явно сегментирован, здесь много ценовых ниш, своего рода уровней и подуровней, связанных с возрастом, маркой, престижностью, классом и многими другими характеристиками продаваемых машин. Разница в цене на автомобили даже одной марки, но разного возраста и неодинакового технического состояния может быть значительной.

В эпоху расцвета автомобильного производства любой автомобиль являлся предметом роскоши. Владельцы машин считались счастливчиками и баловнями судьбы. Со временем к автомобилям стали относиться не только как к атрибуту богатства, но и просто как к средству передвижения.

Продажи официальных дилеров известных мировых автоконцернов в Казахстане ежегодно растут. Но особенности вкусовых предпочтений отечественных потребителей заключаются в том, что, располагая определенной суммой денег, большинство из них приобретет пусть подержанный, но более престижный автомобиль, нежели новое компактное авто эконом-класса. Особенно модно у нас ездить на внедорожниках, пусть даже праворульных и пробежавших более сотни тысяч километров. В принципе, предпочтение отечественных автолюбителей понятно, казахстанские дороги по-прежнему оставляют желать лучшего.

«Белое» будущее

Однако каким бы сложным ни был казахстанский рынок, интерес лидеров мировой автопромышленности к нему есть, и немалый. Отечественные автодилеры успешно заключают новые контракты и вводят в игру новые бренды. Минувший год продемонстрировал довольно значимый успех официальных автодилеров. Свои достижения так называемые «белые» продавцы с удовольствием обнародовали и даже сделали весьма смелые прогнозы на 2008 год.

Сегодня на казахстанском рынке работают 11 компаний, официально представляющих около 40 автомобильных брендов. Однако самыми значимыми игроками в этом бизнесе являются Mercur Auto, «Астана Моторс», группа компаний «БИПЭК - АВТО» - «АЗИЯ АВТО» и «Вираж». Каждая из этих компаний уже заслужила уважение на рынке и интерес отечественного автолюбителя. Об этом свидетельствуют и объемы продаж компаний, которые, по их словам, за 2007 год значительно выросли.

Компания Mercur, представляющая в Казахстане девять известных автомобильных брендов, реализовала в общей сложности 10845 автомобилей. В свою очередь КМК «Астана Моторс», под крылом которой пять брендов, продала 10611 авто. Речь идет только о легковых автомобилях и внедорожниках без учета спецтехники. Компания «Вираж» закончила минувший год с результатом 1138 проданных машин. Лидером же продаж стала группа компаний «БИПЭК - АВТО» - «АЗИЯ АВТО», эта компания с учетом российских машин за прошедший год реализовала 25 254 авто (см. диаграмму). Кстати, российских машин в Казахстане за 2007 год было продано 21 689. Свою точку зрения по поводу эффективности развития авторынка РК высказал президент АО «АЗИЯ АВТО» Ержан Мандиев:

- Чтобы рынок развивался не в количественном отношении, а в качественном, прежде всего необходимы хорошие дороги. Радует, что сейчас активно идет реализация программы строительства автомобильных дорог. С ростом благосостояния населения растут и платежеспособность, и покупательский спрос. Однако количество подержанных легковых автомобилей на рынке Казахстана достигает критической массы. 70 процентов ввозимых в страну автомобилей старше 7 лет. При таких темпах Казахстан в ближайшие 5 лет, как считают эксперты авторынка, может превратиться в неуправляемую свалку утилизованных автомобилей. В странах Евросоюза действуют жесткие ограничения на сроки эксплуатации автомобилей. Эта мера способствует образованию собственного вторичного рынка. За последние годы увеличение ввозных пошлин предприняли почти все наши соседи по СНГ, в том числе и Россия, где сегодня импорт «семилетних» иномарок свелся практически к нулю.

В феврале на отчетной встрече с жителями города аким Алматы озвучил весьма удручающие цифры: из 504 тысяч единиц автотранспорта у 387 тысяч, или 77 процентов, всего автопарка срок эксплуатации - более 7 лет. Это означает, что львиную долю вредных выбросов в атмосферу дают именно они. К слову, каждый год армия автомобилистов увеличивается. За 2007 год она пополнилась еще почти полумиллионом водителей - столько казахстанцев получили водительские права.

От грез к реальности

Введение «семилетки», безусловно, выгодно для официальных автодилеров… Но возникает вопрос: не приведет ли ввод ограничения на ввоз авто старше семи лет к тому, что казахстанцы начнут пересаживаться на машины, еще более древние, которые останутся на внутреннем рынке? Сегодня большинство казахстанцев не могут позволить себе новый автомобиль. Если до осени прошлого года покупка нового авто еще была возможна для среднестатистического казахстанца, то после того как банки повысили процентные ставки и ужесточили условия выдачи кредитов, многим о машине «в масле» приходится лишь мечтать. Однако выход все же есть, по крайней мере так считают автодилеры.

- Судя по опыту развитых стран, кроме таможенных пошлин существует масса инструментов для стимулирования притока инвестиций в автопром. И господдержка производителей - один из таких влиятельных рычагов, - говорит Ержан Мандиев. - Для того чтобы казахстанцы пересаживались с автомобильного хлама на новые машины, необходимо создавать более мягкие условия выдачи автокредитов. Хорошо бы начать менять старые автомобили на новые, пуская металлолом в переработку для производства сельскохозяйственной техники. Не следует забывать, что пошлины всего лишь защитные меры. Они способны дать эффект в том случае, когда мы будем утроенными усилиями развивать то, что пытаемся защитить.

Хотелось бы надеяться, что автомобильный рынок нашей страны продолжит без ущерба для казахстанского автолюбителя свое постепенное движение к цивилизованности. Поможет ли в этом введение ограничения ввоза в страну машин старше семи лет, покажет время. Одно понятно, начинать «чистку» с чего-то нужно. Иначе мощный поток подержанных автомобилей из разных уголков мира, название которому «что нам не гоже», уже в самое ближайшее время превратит казахстанские дороги в сплошную свалку на колесах.

Подготовила Оксана ЛЫСЕНКО, Алматы


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии