Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Сегодня телевидение находится в процессе переосмысления своего назначения в новом мире - ветеран КазТВ Г. Касымжанова

Фото : 6 марта 2008, 11:25

АЛМАТЫ. 6 марта. КАЗИНФОРМ /Елена Ильинская/ - Накануне празднования 50-летия Казахского телевидения и Международного женского дня своими воспоминаниями о становлении национального телевидения в годы обретения независимости, а также мнением о проблемах современного ТВ с корреспондентом Казинформа поделилась ветеран отечественного телевидения, лауреат Союза журналистов РК, автор нескольких циклов популярных историко-познавательных передач Гульжихан Касымжанова.

- Гульжихан Искаковна, Вы на телевидении с 1991 года. Это знаковый для страны год. Расскажите, как Вы пришли на телевидение, и с чего начиналось наше национальное ТВ?

- На телевидение я пришла, как только Казахстан объявил о своей независимости - в самом начале 90-х годов. Естественно, было трудно, по сути, тогда был полный развал. И не только на телевидении. Распад СССР - это разрыв и внутрихозяйственных экономических связей, и крах господствовавшей почти на протяжении 70 лет единой идеологии. У нас забирали технику и деньги из бюджета, платили мизерную зарплату, но мы продолжали работать, трудились, так сказать, на одном энтузиазме. Было огромное желание творить, делать что-то новое. У меня было желание показать настоящую историю Казахстана широкому кругу людей, причем, ту историю, которую мы долгое время не знали. Как известно, во времена Союза она, как и все общественные науки, находилась под прессом соответствующей идеологии.

Независимость дала нам свободу творчества и мышления. Целый пласт исторического наследия о жизни репрессированных народов и личностей был возвращен из забвения. Мы вернули стране целую плеяду представителей казахской интеллигенции XX века, имена великих людей, несправедливо осужденных в эпоху большевизма. Это - Алихан Букейханов, Мыржакып Дулатов, Халел Досмухамедов и многие другие, которые после постановления ЦК КПСС в 1988 году были реабилитированы, но информации о них было очень мало. Именно желание сделать эти факты доступными для широких масс привело меня на телевидение, которое тогда, впрочем, как и сейчас, было самым действенным пропагандистским рычагом. Тем более, что по роду своей тогдашней деятельности я имела доступ к самой закрытой информации.

- Откуда возникла идея создания цикла передач «Архивы памяти», а затем и цикла «Евразия» и «След в степи»?

- До телевидения я работала в Музее истории и возглавляла отдел советского периода, активно изучая сложную историю и культуру казахского народа. Здесь и возникла идея сделать документальный фильм - посвящение жертвам репрессий. Так, в 1991 году была создана картина «Атамекен» о Марьям Хакимжановой - первой казахской репрессированной поэтессе. Жизнь этой удивительно сильной женщины показалась мне созвучной судьбам Анны Ахматовой и Марии Цветаевой, но обе русские поэтессы вышли из образованных семей с глубокими творческими корнями и традициями. М.Хакимжанова же, будучи внучатой племянницей Ибрая Алтынсарина, была малообразованным человеком. Надо учитывать, что тогда и не каждый мужчина мог иметь возможность учиться. Но это был своеобразный самородок, народный поэт и именно она встала у истоков зарождения казахской женской поэзии.

Горькая судьба Марьям Хакимжановой была для меня очень интересной и волнительной вдвойне. Так уж получилось, что она была моей тетей. Фильм о ней я делала с особой теплотой, и в результате эта работа стала для меня знаковой, толчком, с которым открылась моя дорога на телевидение. Именно после этого фильма меня пригласили работать на республиканское телевидение, где я смогла продолжить тему памяти жертв сталинских репрессий в Казахстане. В то время все рушилось, новое поколение не хотело жить старыми принципами, обществу нужны были новые идеи, но для этого нужно было понять, кто мы теперь и куда идем. Я представила свою концепцию новой программы - освещение «белых пятен» в истории Казахстана.

Были официальные источники, хроники, были разные фрагменты и интерпретации, но то, что искали мы, это - живая память людей, которые прошли через все трудности, их переживания. Цикл программ «Архив памяти» зафиксировал на пленке ту горькую подчас правду, которую рассказывали о жизни репрессированных их близкие: в основном жены, дети и внуки. Эти воспоминания - бесценны.

В 1998 году мне предложили новый проект «Евразия», приуроченный к Году единства народов и истории. Проект был одобрен и стал частью пропаганды политической программы «Казахстан 2030» по интеграции нашей страны с мировым сообществом. В этих передачах отражалась ранняя история развития евразийских народов, в том числе прародителей казахского народа, а также путь развития нового евразийского государства, каким является сегодня Казахстан.

С января 2002 года началась работа над циклом «След в степи», который был посвящен истории посещения Казахстана арабскими, русскими и западноевропейскими путешественниками, побывавшими здесь в разное время. Эксперты, историки-востоковеды давали свой классический вариант, а такие оригиналы как, например, всем известный ученый-тюрколог Мурад Аджи представлял свою альтернативную историю. Было очень интересно работать, под сомнения часто попадали порой самые известные исторические факты.

- Что, на Ваш взгляд, надо делать, чтобы современное телевидение было интересным, чтобы люди каждый вечер стремились к голубому экрану?

- Современное казахское телевидение находится в процессе переосмысления своего назначения в новом мире, где происходят новые события, глобализация со своими нюансами и требованиями. Сегодня наше телевидение, можно сказать, готово к прорыву, но из-за того, что было потеряно одно или два поколения телевизионщиков после всех политических и денежных реформ, передислокаций и т.д., мы вернулись снова к азам. Но если мы хотим стать конкурентоспособным ТВ, этот путь вверх надо пройти в максимально короткие сроки, и не повторяя прежних ошибок.

- Накануне юбилея казахского ТВ, что сейчас волнует Вас, как ветерана отрасли?

- Кадры, которые пришли в телевидение сегодня, еще совсем молоды, малоопытны, хотя нельзя не отметить их рвение и интерес ко всему новому. Но они мало обращаются к традициям, к корням, а между тем ветеранам есть чему поучить молодежь. Нельзя забывать, что без прошлого нет ни настоящего, ни будущего.

Что касается подготовки новых кадров для телевидения, главное - понимать, что процесс формирования творческой личности - долгий. Он требует постоянного обучения, воспитания, и опыт настоящих профессионалов нужно умело использовать в этом деле, объединяя его с современным подходом и видением. В 2003 году вышла моя книга «Архив памяти», адресованная широкому кругу читателей, но я очень надеюсь, что она полезна и для моих молодых коллег. Все-таки надо учитывать, что телевидение в последние годы стало самым массовым средством информирования и просвещения населения. И на нас, ветеранах отрасли, лежит особая ответственность.

- И последнее - Ваш небольшой комментарий по программе «Культурное наследие».

- На мой взгляд, государственные программы по сохранению культурного наследия, конечно, нужны, ведь что отличает любой народ - это самобытность его культуры. Поэтому программы по культурному наследию необходимы, но другое дело, как их преподносить. Я думаю, нужно изменить подходы к пониманию культурного наследия. В сфере телевидения необходимо сохранить фильмотеку и видеофонды. Сегодня на телевидении мы сталкиваемся с большой нехваткой старых архивных видеоматериалов, а ведь с самого начала задача телевидения - остановить, запечатлеть время на пленке и сохранить его для следующих поколений. Где-то архивы были потеряны, где-то испорчены в переходное время и теперь у нас с этим большие проблемы, острый дефицит. Чтобы сделать сохранение культурного наследия национальной идеей, необходима некая национальная идеология, формирующая общественное мнение, а для этого нужны существенные государственные финансовые вливания.

Пользуясь случаем, хотела бы поздравить всех женщин страны с Международным праздником 8 марта, а нашу старую гвардию «телевизионщиков» с 50-летием казахского телевидения. Это - действительно историческая дата и на ум приходит фраза «этот день мы приближали, как могли».

- Спасибо за беседу.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии