Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Города-спутники Алматы собираются строить без света, газа и электричек

Фото : 10 марта 2008, 14:48

 

Города-спутники Алматы собираются строить без света, газа и электричек

Прошлым летом правительство одобрило планы строительства городов-спутников в Акмолинской области и близ Алматы.

- Пока мы выделяем 13,5 миллиарда тенге - для четырех малых городов, которые появятся возле Алматы, вдоль трассы до Капшагая, - сообщил тогдашний министр индустрии и торговли Галым Оразбаков. И выразил уверенность в том, что создание городов-спутников позволит “обеспечить жильем огромное количество населения”.

Проект строительства городов-спутников от Алматы в направлении Капшагая с рабочим названием G4 City заказали у южнокорейской компании. В планах все выглядело замечательно: вдоль трассы вырастут прекрасные современные города примерно на 100 тысяч человек каждый. Последний из четырех городов-спутников - Green City - должен расположиться у берегов водохранилища. Каждому городу отмерена площадь в 1400 гектаров. Тут будет все, что требуется для отдыха и комфортной жизни состоятельного гражданина, - деловые центры, комфортабельное жилье и даже яхт-клуб. На все потребуется чуть более 30 миллиардов долларов.

С тех пор прошло почти семь месяцев. И мы решили съездить и на месте посмотреть, как сегодня живет “город-спутник” Капшагай.

Капшагай - город мечты в самом прямом смысле.

Первые мечты о прекрасном будущем пытались воплотить в этих местах еще во времена СССР. С пуском ГЭС поселок Новоилийск, переименованный в Капчагай, должен был стать мощным промышленным центром. Список предприятий, которые тут запустили и еще собирались запустить, впечатлял: КапАЗ (Капчагайский автомобильный завод), завод фарфоровых изделий, АЗОК (Алматинский завод ограждающих конструкций), телевизионный завод, завод “Робот”, несколько предприятий поменьше.

В 1990-е мечта о Капшагае индустриальном отодвинулась не просто далеко, а очень-очень далеко. Производства остановились, стройки были заброшены, жители покидали город, враз ставший бесперспективным, бросая квартиры.

Сегодня тех, кто въезжает в Капшагай со стороны Алматы, встречает панорама бетонных коробок с пустыми глазницами на месте окон. Из многочисленных промышленных более или менее освоенными выглядят территории завода фарфоровых изделий, где разместилось несколько производств стройматериалов. Огромные корпуса бывшего завода “Робот” совершенно заброшены.

Ближе к плотине ГЭС пейзажи напоминают театр военных действий - слева от трассы на километры раскинулись останки дачного поселка. Когда-то это была зона садов и отдыха, но потом подачу воды на участки прекратили - а без полива здесь ничего не растет. Город-сад в этой безжизненной пустыне уже даже не мечта. Это мираж.

В самом городе после объявления о грандиозных планах правительства цены на квартиры выросли. Однокомнатная в “панели” теперь стоит около 30 тысяч долларов. Более того, в расчете на растущий спрос инвесторы даже возвели несколько новых домов, радующих глаз нарядными фасадами. Но потом энтузиазм застройщиков угас. До лучших времен незаконченные новостройки заботливо обнесли заборами.

- Явление это временное, - оптимистично сообщил нашему изданию первый заместитель акима города Ильяс Сугуров. - Уже в этом году буквально все будет восстановлено!

 

Понимая, что без хорошей мечты в светлое будущее жизнь не жизнь, власти даже в трудные времена старались что-то предлагать. Например, в 1999 году РГП “Казаэропроект” разработало бизнес-план нового аэропорта в 12 км севернее Капшагая, годом позже даже вбили первый колышек на месте стройки… С тех пор об этом проекте больше ничего слышно не было, но ему на смену пришли другие, более перспективные планы.

С началом строительного бума в южной столице город Капшагай начали рассматривать как центр кластера по производству стройматериалов. Сегодня из девяти имеющихся в городе промпредприятий восемь так или иначе связаны с данной сферой. К сожалению, не все компании в полной мере выполняют взятые на себя обязательства, посетовали в городском акимате. Городские чиновники пытаются повлиять на предпринимателей письмами в “компетентные инстанции”, но пока это, судя по всему, плохо помогает.

 

Производство стройматериалов несколько оживило совсем было замершую местную индустрию. Но в правительстве решили, что кирпичи можно делать и в других, менее достойных окрестностях Алматы. А из Капшагая было предложено в предельно сжатые сроки сделать что-то среднее между Лас-Вегасом и Ниццей. С поправкой на местную специфику, разумеется.

Распорядиться свалившимся счастьем следовало быстро и масштабно. Министерство туризма и спорта вышло на китайского миллиардера Стенли Хо, владеющего сетью казино в Макао. Пример бывшей португальской колонии, догоняющей Лас-Вегас по размерам игорного бизнеса, кружил головы. В марте прошлого года председатель Комитета индустрии Минтуризма Каирбек Ускенбаев сообщил, что китайцы готовы вложить в проект 13 миллиардов долларов.

План туристического центра заказали известному архитектору Велдону Симпсону, строившему Лас-Вегас. В подготовленной видеопрезентации проекта особенно поражало колесо обозрения, в каждой кабине которого должно быть по ресторану, и автодром для “Формулы-1” стоимостью 300 миллионов долларов. “Надо же с чего-то начинать”, - философски заметил Каирбек Ускенбаев.

Прошел год, но стройка на территории, отведенной на правом берегу Капшагая под игорно-туристическую зону с рабочим названием Жана-Иле, так и не началась.

- Мы сами удивлены - в аналогичной зоне Борового идет развитие, а у нас - нет, - сказал нам Ильяс Сугуров. Но уточнил: - Собственно к Капшагаю Жана-Иле не относится - это территория соседнего, Илийского района, а проект курирует даже не областной акимат, а Министерство туризма и спорта.

В Жана-Иле по-прежнему нет ни одного казино. Алматинские воротилы игорного бизнеса свернули дела или перевели заведения в Бишкек. Капшагайские пляжи, где нет ни зданий, ни коммуникаций, ни нормальных дорог, их не привлекают.

Дороги - это важно. Авторы программы G4 City проблему коммуникаций решили радикально: города-спутники планируется выстроить вдоль уже существующей трассы Алматы - Капшагай. По словам представителя компании - разработчика проекта, ее хотят расширить до 6 полос. В качестве дополнительной дороги западнее ее по плану будет еще одна трасса. Отопление в новых городах-спутниках, где в общей сложности планируется поселить 400 тысяч человек, будет идти от газовых котельных. Сколько на это потребуется газа и где его взять при существующем в регионе дефиците, он не знал -дескать, вопросами электроснабжения, развития транспорта и коммуникаций занимается другая компания - “УрбоСтиль”.

Директор “УрбоСтиль” Любовь Нысанбаева тоже подтвердила - основной транспортной артерией всего проекта будет Капшагайская трасса. А вот электрички, которые в России, например, для жителей пригородов крупных городов являются основным средством передвижения, у нас пускать нецелесообразно.

- Почему вы решили, что тут должны быть электропоезда? У нас не такие серьезные пассажиропотоки, а электрички - это затратная вещь, и непонятно, как они будут окупаться, - сказала нам она, приводя в качестве примера Стамбул, обходящийся электрическими трамваями.

Хотя есть и другие мнения. Без электропоездов транспортная система региона не способна развиваться, уверен начальник управления архитектуры и градостроительства Алматинской области Алик Темирбаев:

- Автомобильные дороги быстро переполнятся. Электричку надо пускать в первую очередь вдоль гор - от Жамбылского района вдоль гор до Каскелена. Это бы сильно разгрузило пригородную зону. И еще одну ветку надо обязательно пустить до Капшагая. Нас сдерживает только недостаток электроэнергии. В области и так самые высокие в стране тарифы.

Ну а вопросом, откуда возьмутся в регионе, уже сейчас испытывающем дефицит электроэнергии, достаточные мощности для реализации столь масштабного проекта, похоже, мало кто задается. Дескать, пусть об этом болит голова у правительства. Собираются же запускать Балхашскую ТЭС, Мойнакскую ГЭС, другие источники. Да и сам проект - дело даже не завтрашнего дня. Все, мол, будет расти постепенно.

Между тем вопрос достаточно болезненный. Уже этой зимой во всех южных регионах республики, включая Алматы, из-за нехватки электроэнергии прошли веерные отключения. За счет местных источников в южной столице и прилегающих районах покрывается не более 60 процентов потребностей в электричестве. Город Капшагай также на голодном пайке, так как энергия ГЭС уходит в первую очередь на обеспечение Алматы. Работы же на Мойнакской ГЭС, которая должна несколько поправить положение, выполнены только на треть, а сегодня вообще приостановлены - в бюджете нет денег.

Но если в ближайшее время новые мощности так и не появятся, вполне возможно, что города-спутники вокруг южной столицы так и останутся миражами в пустыне.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии