Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Мы и мир

Фото : 11 марта 2008, 18:15

Радик ТЕМИРГАЛИЕВ

Значительная часть казахской интеллигенции вполне спокойно относится к плачевной ситуации, в которой оказалась такая отрасль науки, как история Казахстана. Кто-то снисходителен, поскольку считает происходящее издержками эйфории независимости молодого государства. Им кажется, что какой-то предмет в системе образования все равно должен был встать на место истории КПСС. Другие кивают на пример соседей по бывшему Союзу. Мол, там дело во многих случаях обстоит еще хуже. А у нас вроде как даже есть несколько хороших историков, этнографов, археологов, неплохо проявивших себя в ходе программы “Культурное наследие”. В общем, срабатывает провинциальный комплекс. В нашем государстве всегда равняются только на страны третьего мира.

Впрочем, можно даже согласиться на время с такими утверждениями. Получается, что в таком случае граждане остаются, по крайней мере, с правом изучать объективную историю зарубежных стран. Ведь в этой отрасли науки не так сильно ощущается государственная идеология и пресловутый социальный заказ. А поскольку внимание государственных органов ослаблено, появляется отдушина для талантливых историков, которые могли бы проявить себя на этом поприще. Тем самым, может быть, улучшалось бы положение и в деле изучения истории Казахстана. Поскольку иногда складывается ощущение, что значительная часть казахских историков лишь в общих чертах знакома с прошлым даже соседних стран. А как можно говорить об истории Казахстана без истории всего остального человечества?

В принципе, здравомыслящему человеку и не нужно объяснять важность познания истории, то есть опыта, других народов и государств. К сожалению, всемирная история подавляющим большинством граждан изучается только в стенах средней школы, в то время как сито из государственных экзаменов по истории Казахстана не пропускает никого. Чему же учат в школе детей по предмету “Всемирная история”? Как выяснилось после небольшого исследования, проведенного автором этой статьи, учат многому, о чем не помешало бы узнать и совершеннолетнему населению.

Во-первых, потрясло то обстоятельство что, казахстанские ученые на зависть всему остальному миру смогли, наконец-таки, расшифровать туманные катрены Нострадамуса. Как еще по-другому можно понять слова: “В 1855 г. французский врач, математик, астролог Нострадамус (Мишель Нотрдам) (1503-1566 гг.) написал ныне всемирно известную книгу “Столетия”, в которой предсказал разрушительные войны и кровавые события в истории человечества до 2025 года”? (“Всемирная история средних веков”- учебник для 7 класса, С. М. Машимбаев, С. А. Тортаев, М. Маженова, В. С. Ткаченко; Алматы, 2007). Упущение наших историков заключается лишь в том, что они забыли привести хронологическую таблицу этих самых катаклизмов. Ведь семиклассники обязательно должны их учитывать при составлении жизненных планов.

Но на этом открытия казахских историков вовсе не закончились. Из указанного шедевра научной мысли можно также узнать что “христианство - основанная Иисусом Христом религия (8-й год до н.э. - 26-й год н.э.). Одна из трех, так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом)”. Правда, автор данной статьи, видимо, в силу своего скромного интеллекта так и не смог догадаться, какое же все-таки открытие удалось сделать нашим историкам. То ли речь идет о том, что Христос родился в 8-ом году до мнимого Рождества Христова, то ли христианство придумал кто-то другой, а Иисус присоединился к нему позже, да и то за несколько лет до своей смерти отошел от тягот основания новой мировой религии. Разнообразных версий, честно говоря, появляется много, но школьники-то наверняка сразу понимают всю суть научного прорыва.

Также казахским историкам удалось сделать невероятные открытия на стыке сразу нескольких наук. Оказывается единая письменность, влияет на дезинтеграционные процессы внутри этносов. По мнению авторов, все того же учебника: “Возникновение славянского алфавита… открыло возможности для формирования русского, украинского и белорусского народов”. Вероятно, если бы не кириллица древние русичи дожили бы до наших дней.

Кстати, можно лишь сокрушаться о том, что ученые, занимающиеся историей Казахстана, так редко удостаивают своим вниманием творчество коллег. Могли бы узнать, что известная им информация о смерти хана Абылая в 1781 году никоим образом не соответствует действительности. На самом деле “Собиратель казахских земель” жил очень долго, не зря же в разделе истории Китая рассказывается о том, что “в январе 1789 г. посланный ханом Абылаем первый торговый караван дошел до Синьцзяня” (“Всемирная история 1640-1914”, Н. Алдабек, Р. Бекиш, К. Кожахмет-улы, К. Макашева, К. Байзакова; Алматы, 2004 г.). Хотя, может быть, факт, приведенный господином Н.Алдабеком, свидетельствует лишь о разгильдяйстве казахских купцов, шатавшихся где-то по дороге в Китай как минимум восемь лет (в том, конечно, случае, если грозный Абылай отправил караван, уже находясь на смертном одре).

Единственное, что настораживает в этом безумно талантливом учебнике для восьмого класса, так это позиции некоторых авторов, которые продолжают судить об истории с точки зрения классовой борьбы. А ведь это не банальное и механическое переписывание отрывков из советских учебников - это признак малодушия историков, видимо, опасающихся возврата коммунистов. К счастью, авторы учебников, повествующих о новейшей истории, лишены подобных страхов, и никто не пишет о том, что Республика Казахстан есть созданный господствующим классом аппарат эксплуатации народных масс. Историки знают, что казахский народ жил вековой мечтой о независимости и потому открыто говорят о том, что “на выборах 1989-1990 гг. сторонники усиления самостоятельности республик, вплоть до их отделения от СССР, неизменно одерживали верх. Наиболее сильным движение за независимость оказалось в Прибалтийских республиках, Казахстане, Армении, Грузии и Молдове” (“Новейшая история мира (1914-2004 гг.)” - учебник для 9 классов; К. Кожахмет-улы, Р. Бекиш, А. Чупеков, М. Губайдуллина; Алматы, 2005). Дети должны понимать, что референдум, на котором казахстанцы голосовали за сохранение Союза, не меньше, чем сейчас голосуют за Нурсултана Абишевича, или тот факт, что Казахстан объявил последним о выходе из СССР, ровным счетом ничего не значили.

А теперь шутки в сторону. Процитированные в данной статье отрывки это не какие-то досадные ошибки и опечатки. Заинтересованный человек мог бы набрать подобного материала и на целую книгу. Конечно о таком качестве исторических учебников, изобилующих откровенными ляпами, к тому же скучно написанных и неспособных прививать ученикам любовь к науке, многим учителям истории известно давно. Но они в силу своего бесправного положения роптать не смеют. Некоторые из них просто ограничиваются тем, что рекомендуют своим ученикам читать советские учебники, в которых, по крайней мере, не было путаницы с датами.

Иные преподаватели высказывают мнение, что ситуацию мог бы исправить решительный разгон небольшой группы товарищей, захвативших в свои руки это достаточно прибыльное занятие. Однако этот вариант вызывает сомнение, поскольку, скорее всего, дело закончится тем, что освобожденные позиции будут захвачены такими же бездарями.

Наверное, нужно просто честно признать, что в стране отсутствуют кадры, способные качественно выполнять данную работу. Может быть, стоит заказать ее зарубежным специалистам или просто переводить иностранные учебники. Знакомство с книгами, созданными в Японии, Франции, Германии и других странах, наверное, могло бы только наилучшим образом сказаться на степени подготовки подрастающего поколения, представители которого, может, и смогут стать авторами первых толковых отечественных учебников по всемирной истории.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии