Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

В основе нового Налогового кодекса РУ - преобразование действующей налоговой системы

Фото : 14 марта 2008, 13:19

УзА, Виктор Николаев, 13.03.2008 14:56

Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов в докладе на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2007 году и важнейшим приоритетам углубления экономических реформ в 2008 году отмечал, что важнейшее место в либерализации экономики отводится, в первую очередь, вопросам сокращения налогового бремени, упрощения и унификации системы налогообложения.

Большое значение в деле реформирования системы налогового администрирования имеет внедрение Налогового кодекса в новой редакции, который вступил в силу с 1 января 2008 года. В чем отличие нового Налогового кодекса от прежнего, какова будет его роль в дальнейшем развитии экономики страны и повышении благосостояния людей? Об этом корреспонденту УзА рассказывает начальник сектора отдела налогообложения юридических лиц Государственного налогового управления города Ташкента Зоя Тучкова:

- Реализация норм и положений, предусмотренных в новом Налоговом кодексе, подготовленных на базе изучения мирового опыта и проверенных на практике подходов и принципов налогообложения, прежде всего направлена на унификацию налоговой системы и налоговых отношений, усиление стимулирующей роли налогов в устойчивом и сбалансированном развитии экономики страны, - говорит Зоя Тучкова. - Но прежде хотелось бы отметить, что в нашей стране последовательно проводилась налоговая политика, направленная на совершенствование налоговых механизмов, уменьшение ставок налогов и иных платежей, цель которых - повысить экономическую эффективность производства, увеличить доходы населения. Только за последние семь лет общее налоговое бремя в экономике сократилось с 40 до 27 процентов. Соответственно существенно возросли финансовые ресурсы предприятий, что в свою очередь стало дополнительным источником для роста инвестиций, пополнения собственных оборотных средств, повышения заработной платы и доходов работающих.

В целях дальнейшего совершенствования налоговой политики как приоритетного направления углубления экономических реформ по инициативе Президента Республики Узбекистан был разработан новый Налоговый кодекс.

В его основу заложено преобразование действующей налоговой системы. Это, в первую очередь, установление конкретного перечня налогов и обязательных платежей, сокращение числа налогов и сборов, унификация налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядок их уплаты. Важное место отводится совершенствованию налогового администрирования, выработке принципов налогообложения, соответствующих международным нормам. Был использован и опыт других стран. Большую помощь оказали эксперты проекта ПРООН «Реформа государственных финансов в Узбекистане».

Налоговый кодекс является документом прямого действия, который разработан путем совершенствования и систематизации всех действующих норм и положений, регулирующих вопросы налогообложения. Он устанавливает порядок исчисления и уплаты всех налогов и других обязательных платежей, действующих на территории Республики Узбекистан, что позволяет создать единую законодательную базу в системе налоговых отношений.

Налоговый кодекс состоит из 392 статей. Общая часть разработана на основе положений, направленных на либерализацию финансовой ответственности хозяйствующих субъектов, упорядочение проверок контролирующими органами, совершенствование системы правовой защиты налогоплательщиков.

Общая часть Налогового кодекса кардинально изменена и расширена. Так, введена специальная глава, устанавливающая основные понятия и термины, используемые в кодексе. Определены правила исполнения налогового обязательства. Введен порядок отсрочки или рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей. Установлен механизм зачета и возврата излишне уплаченных сумм налогов и других обязательных платежей. Что еще важно подчеркнуть, есть разделы, регулирующие формы и порядок осуществления налогового контроля, а также обжалования решений налоговых органов и действий их должностных лиц. Пересмотрены и меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

В отличие от предыдущего Налогового кодекса, в новой редакции предусмотрено, что все налоги и другие обязательные платежи вводятся только законодательными актами. При этом льготы по налогам и другим обязательным платежам устанавливаются также законодательными актами и решениями Президента страны.

Наряду с действующими общими принципами налогового законодательства в Налоговом кодексе вводится принцип презумпции правоты налогоплательщика, в соответствии с которым все неустранимые противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика, что является очень важным аспектом в рамках защиты прав налогоплательщика.

На территории Республики Узбекистан действуют налоги и другие обязательные платежи, перечень которых предусмотрен в Налоговом кодексе. Налог или обязательный платеж считается установленным только в том случае, когда определены налогоплательщики, а также элементы, необходимые для уплаты налогов и обязательных платежей, а именно - объект обложения, налогооблагаемая база, порядок исчисления, налоговый период, порядок предоставления налоговой отчетности и порядок уплаты.

В кодексе конкретно прописаны все основные элементы по каждому налогу и другому обязательному платежу.

Значительное место в новой редакции занимает раздел «Налоговый контроль», в котором особое внимание уделено налоговым проверкам. В нем четко сказано, что налоговые проверки осуществляются только органами государственной налоговой службы. Они должны проводиться только на основании Координационного плана, утверждаемого уполномоченным органом, определены также сроки их проведения - не более 30 календарных дней.

Предусмотрена периодичность проверок, что очень важно для хозяйствующих субъектов. Например, плановые налоговые проверки микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств могут осуществляться не чаще одного раза в четыре года, а других субъектов предпринимательства - не чаще одного раза в три года.

В разделе «Ответственность за налоговые нарушения» описаны налоговые правонарушения и финансовые санкции.

Особенная часть определяет порядок исчисления и уплаты налогов и обязательных платежей с учетом требований, предусматривающих упрощение системы налогообложения, упорядочение налоговых льгот, сокращение возможностей ухода от налогообложения.

Налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные в статье 23 “Виды налогов и других обязательных платежей” подразделяются на налоги и другие обязательные платежи, уплачиваемые при общеустановленном порядке налогообложения - общеустановленные налоги, а также налоги и другие обязательные платежи, уплачиваемые при упрощенном порядке налогообложения.

Упрощенный порядок налогообложения предусматривает уплату единого налогового платежа для отдельных категорий плательщиков (микрофирмы и малые предприятия, предприятия торговли и общественного питания, юридические лица, осуществляющие деятельность по организации лотерей, нотариусы, занимающиеся частной практикой), единого земельного налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей, фиксированного налога по отдельным видам предпринимательской деятельности.

В целях обеспечения прямого действия Налогового кодекса и концентрации всех нормативных документов, регулирующих платежи в бюджет, в особенной части предусмотрены новые разделы, определяющие порядок уплаты государственной пошлины и порядок исчисления и уплаты обязательных платежей в государственные целевые фонды.

Основные изменения по исчислению и уплате налогов и других обязательных платежей подразумевают совершенствование этого механизма, а также конкретизацию и упорядочение всех элементов налогообложения.

В 2008 году продолжается политика дальнейшей либерализации налоговой политики. Ставка единого налогового платежа для субъектов малого бизнеса сокращена с 10 до 8 процентов. Ставка налога на прибыль для банков снижена с 17 до 15 процентов. На стабильном уровне в размере 10 процентов сохраняется ставка налога на прибыль для всех остальных хозяйствующих субъектов. При этом следует отметить, что эта ставка является одной из самых низких не только в странах СНГ, но и среди экономически развитых зарубежных стран. Расчетно реализация предлагаемых мер позволит оставить в распоряжении хозяйствующих субъектов дополнительно более 100 млрд сумов.

На заседании Кабинета Министров руководитель нашего государства подчеркнул, что очень важно внимательно изучить действие нового Налогового кодекса на практике, понять, где он работает эффективно, а где есть еще необходимость его дальнейшего совершенствования или корректировки.

В этой связи ряду министерств и ведомств поручено создать специальную Межведомственную группу по мониторингу за практической реализацией нового налогового законодательства. При необходимости она будет вносить предложения, направленные на дальнейшее совершенствование отдельных его норм и положений.

Реализация норм и положений, предусмотренных в Налоговом кодексе, приведет к совершенствованию налоговой системы и усилению стимулирующей роли налогов в дальнейшем развитии экономики страны и повышении благосостояния населения.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии