Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Гость программы «Жети Кун» - Кайрат Мами, Председатель Верховного Суда РК

Фото : 18 марта 2008, 09:55

ВЕДУЩИЙ:

ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ, КОТОРОЕ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПРОВЕСТИ В СУДЕБНОЙ РЕФОРМЕ, МОЖЕТ СУЩЕСТВЕННО ИЗМЕНИТЬ ВСЮ СТРУКТУРУ ПРАВОСУДИЯ. РЕЧЬ ИДЁТ О ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ ВНУТРИ СУДЕБНЫХ ИНСТАНЦИЙ.

ОСНОВНАЯ НАГРУЗКА ПРИ РАССМОТРЕНИИ УГОЛОВНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ В БУДУЩЕМ ЛЯЖЕТ НА РАЙОННЫЕ СУДЫ. КАК СЧИТАЮТ ЮРИСТЫ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ЭТО УПРОСТИТ СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА ГРАЖДАН, С ДРУГОЙ, ПОДНИМЕТ КАЧЕСТВЕННЫЙ УРОВЕНЬ СУДОВ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОБЛАСТНЫЕ СУДЫ, КОТОРЫЕ СЕЙЧАС ВЫПОЛНЯЮТ И ФУНКЦИИ НАДЗОРА, И РАССМАТРИВАЮТ АПЕЛЛЯЦИИ И ВЫСТУПАЮТ КАК СУДЫ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ, СОХРАНЯТ ЗА СОБОЙ ТОЛЬКО ПРАВО НА ВЫНЕСЕНИЕ РЕШЕНИЙ ПО АПЕЛЛЯЦИЯМ И КАССАЦИЯМ. ТАКИМ ОБРАЗОМ БУДЕТ ДОСТИГНУТА БÓЛЬШАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ В СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЯХ, ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ.

ТАК СЧИТАЕТ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАЙРАТ МАМИ, КОТОРЫЙ БУДЕТ СЕГОДНЯ ГОСТЕМ НАШЕЙ ПРОГРАММЫ.

С НИМ МЫ ОБСУДИМ КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРЕДСТОЯЩЕЙ РЕФОРМЫ И НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ КАЗАХСТАНА.

ФЁДОР КУРЕПИН:

- Кайрат Абдразакович, на этой неделе в Алматы прошёл большой форум, собравший ведущих юристов страны, ученых-правоведов. Обсуждалось множество профессиональных вопросов - в том числе и поправки, которые необходимо вносить в действующие законы (включая Уголовный кодекс), регулирующие работу судебной системы. Если коротко резюмировать всё сказанное Вашими коллегами, какие элементы судебной системы Казахстана нуждаются сейчас в первоочередных коррективах?

КАЙРАТ МАМИ, Председатель Верховного Суда РК:

- Прежде всего, хотелось бы отметить, что Казахстан в соответствии со своей государственной политикой постоянно и целенаправленно укрепляет демократические и правовые институты. При этом особое внимание уделяется органам правосудия и судебной системе. В частности, в соответствии с новой редакцией Конституции предлагается внести изменения и дополнения в конституционный закон «О судебной системе и статусе судей РК», разработана новая редакция закона «О высшем судебном Совете», а также существенные дополнения и изменения предлагается внести в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы страны. Это связано с тем, что, во-первых, согласно новой редакции Конституции роль Высшего судебного совета уже совсем иная, чем прежде. В соответствии с другими изменениями, которые были внесены в Конституцию, упраздняется Квалификационная коллегия юстиции. В этой связи все полномочия Квалификационной коллегии юстиции передаются в Высший судебный совет. Кроме того, мы, предлагая вот такие изменения, хотим создать в Казахстане практически новую структуру судебной системы. Хотя и сегодня казахстанская судебная система состоит из трёх звеньев, но существенно будет изменена компетенция судов различных инстанций. Во-первых, если сегодня Верховный суд РК является судом и первой инстанции (по отдельным категориям дел) и судом апелляционно-кассационной инстанции, а также и судом надзорной инстанции, мы все функции Верховного суда - кроме надзорной - хотим передать в нижестоящие суды.

- В нижестоящие - это в областной суд?

- И в областной, и в районный.

- Т.е. теперь апелляции будут заканчиваться на уровне областного суда?

- Да. Это связано с тем, что сегодня областные суды по некоторым категориям дел являются судами первой инстанции и их дела, их приговоры рассматривает в апелляционном порядке Верховный суд. Поскольку функции областных судов (как судов первой инстанции) мы хотим передать в районные суды, тем самым отпадает необходимость в рассмотрении апелляционных дел Верховным судом. И все дела (100%) первой инстанции будут рассматриваться в районных судах, или в приравненных к ним судах (согласно предлагаемым изменениям). Областные суды будут судами только апелляционной и кассационной инстанции - в отличие от того, что сегодня они являются судами и первой инстанции, как я уже сказал, и иногда они являются судами надзорной инстанции. А Верховный суд будет рассматривать дела только в надзорном порядке, принимать нормативные постановления и определять единую судебную практику в республике.

- Это довольно серьёзные изменения в судебной системе. А готовы ли областные суды к тому, чтобы стать в сущности «истиной в последней инстанции»?

- Всё-таки «истиной в последней инстанции» будет Верховный суд.

- Но апелляции-то для граждан будут заканчиваться на уровне областного суда.

- Да, апелляции, вы совершенно правильно отмечаете, апелляции и кассации заканчиваются на уровне областного суда и с этого момента приговор, решение суда вступает в законную силу и не все дела после этого могут быть обжалованы в надзорном порядке. В этом смысле - да, областные суды становятся судами последней инстанции. Я думаю они готовы к такой работе. Но главная суть этих изменений заключается в том, что судебная система (поскольку все дела будут рассматриваться районными судами) судебная система будет ближе к народу, к населению. Это, во-первых. Во-вторых, если, имея надзорные полномочия, областные суды (таковых у нас 16, плюс военные суды Астаны и Алматы, т.е. 18), рассматривая дела в качестве надзорной инстанции, иногда пересматривали судебные решения, вступившие в законную силу, то завтра мы предлагаем эти дела рассматривать только в Верховном суде, таким образом мы достигнем стабильности судебных решений, вступивших в законную силу. Во всем мире понятия надзора нет, поэтому не случаен ваш вопрос - будет ли областной суд являться судом конечной инстанции? Поскольку мы ещё от надзора полностью отказаться не можем, то вот таким образом мы будем постепенно сокращать надзорные инстанции и будем приближаться к международным стандартам судоустройства и судопроизводства в Республике Казахстан.

- Такие изменения выводят на первый план кадровый вопрос. Скажите, будет ли меняться действующий порядок отбора и назначения судей? Насколько он эффективен с точки зрения наполнения судейского корпуса настоящими профессионалами?

- Безусловно, принцип подбора, расстановки кадров будет меняться. Это, в первую очередь, исходит из того, что у нас - как я уже говорил - функции, компетенция и полномочия Высшего судебного совета существенно изменились. Если ранее Высший судебный совет возглавлял председатель, не освобожденный от основной работы, в соответствии с новым конституционным законом Высший судебный совет будет возглавлять освобожденное специально для этого должностное лицо. Это повышает роль и престиж этого органа. К тому же, ранее подбором кадров для районных судов занималась квалификационная коллегия юстиции, а подбором и расстановкой кадров для областных и Верховного судов занимался Высший судебный совет. По сути, два органа занимались одними и теми же вопросами, поскольку квалификационные требования и вообще требования к судьям одинаковы. Статус судей у нас в республике одинаков. Поэтому квалификационная коллегия упраздняется. Теперь этим будет заниматься только Высший судебный совет. Но, Фёдор, я хотел бы сказать, Квалификационная коллегия юстиции за время своей работы - за 5-6 лет проделала огромную работу. Мы ушли от келейности в подборе судейских кадров. Т.е. мы пришли к конкурсному отбору. Но поскольку время меняется, новые требования выдвигаются к судейскому корпусу, этой работой теперь будет заниматься Высший судебный совет и вчера на форуме многие ученые-юристы, многие практикующие юристы высказывали свои предложения по ужесточению квалификационных экзаменов приема, а также по улучшению работы по подбору кадров - в частности, были предложены - если сегодня стажировка в районных судах, областных судах будущие кандидаты в судьи проходят без отрыва от производства, по сути - часто формально. Были предложения, что стажировка в судах была организована уже с отрывом от производства - минимум полтора-два года.

- Кайрат Абдразакович, у меня вопрос в продолжение кадровой темы. На форуме в Алматы много говорилось о работе дисциплинарно-квалификационных коллегий. В сущности, они должны следить за чистотой профессиональной среды, отсеивать тех, кто выносит предвзятые или некомпетентные вердикты. В то же время, нередко приходиться слышать - даже от судей, что «корпоративная солидарность» внутрицеховая настолько сильна, что часто в отношении провинившихся коллег выносятся слишком мягкие решения. Ваше мнение на этот счёт?

- Да, такие высказывания и ранее были, и сегодня есть. Но я не согласился бы с такими высказываниями. Вот конкретный пример. С прошлого года областные и республиканские дисциплинарно-квалификационных коллегии стали сами рассматривать жалобы на действия судей, сами - при наличии оснований - возбуждать дисциплинарные дела. Ранее такими полномочиями обладали только председатель Верховного суда и председатели областных судов.

- А на цифрах Вы можете проиллюстрировать работу этих коллегий?

- Я к этому и веду. Ранее, когда эти полномочия были у председателей судов различных судебных инстанций, были нарекания, что председатели судов будут вмешиваться - т.е. нарушается принцип независимости судей и при этом рассматривалось ежегодно от 18 до 24 дисциплинарных дел с принятием решения об освобождении судей от занимаемых должностей. А результаты прошлого года - когда этими вопросами занимались дисциплинарно-квалификационные коллеги, которые состоят только из судей - вынесено 30 решений о необходимости освобождения судей от занимаемой должности. Т.е. никакой речи о корпоративности не может быть. Т.е. наши судьи очень принципиально подходят к этому делу. Принципиально относятся к своим коллегам, которые грубо нарушили нормы процессуального закона, тем более, если они грубо нарушили нормы кодекса судейской этики.

- Насколько я могу судить по форумам юридических сайтов, одна из наиболее обсуждаемых профессиональных проблем - это распределение судебных исков. Я посмотрел несколько форумов и, как следует из высказываний их посетителей, становится настоящей кормушкой для председателей судов разных уровней. В качестве альтернативы предлагается использовать такой беспристрастный метод - как компьютерное распределение. Как бы вы прокомментировали эти высказывания?

- Фёдор, я хотел бы сказать, что уже более трех лет в Казахстане происходит компьютерное распределение. Этот пилотный проект сначала работал у нас в судах города Алматы, но с прошлого года во всех 343 районных судах республики компьютерное распределение дел уже введено.

- Это пилотные проекты или уже повседневная практика?

- Как пилотный проект уже в течение двух лет мы экспериментировали в районных судах города Алматы, а с прошлого года - с 1 января прошлого года, т.е. 2007 года - во всех районных судах республики они уже применяются и полностью работают. Видимо недостатки пропаганды этой работы были, поэтому в форумах я тоже встречал подобные пожелания - говорили, что у нас было бы меньше коррупции в судах - со стороны председателей районных судов - если бы было компьютерное распределение. Тогда как мы одними из первых на постсоветском пространстве это новшество уже ввели и сегодня ни один председатель районного суда не имеет права перераспределять дело, которое компьютерным, автоматизированным образом было распределено и находится у судьи. Здесь есть только свои особенности. В районных судах у нас введена внутренняя специализация. Одни судьи рассматривают, например, жилищные дела, другие рассматривают дела в отношении несовершеннолетних, одни судьи рассматривают гражданские дела, другие - уголовные дела, но эта специализация меняется. Вот такие параметры заданы в компьютеры и по этим параметрам дела распределяются так, как решит компьютер. Я могу сказать - в Казахстане уже электронное делопроизводство, электронное правосудие работает.

- Значит, у посетителей форумов была устаревшая информация.

- Кроме того, я хотел бы сказать, что у нас функционирует программа Единая автоматизированная информационно-аналитическая система судов. Эта программа - наряду с электронным делопроизводством позволяет нам уже все статистические отчеты проводить в этой системе. И кроме того у нас в Верховном суде и во всех областных судах введена уже дистанционная теле- и видеоконференцсвязь. В реальном режиме времени. Допустим, подсудимый сидит со своим адвокатом в областном суде Уральска, а состав суда - апелляционной коллегии - находится в Астане, в здании Верховного суда и они воочию общаются между собой и все свои пожелания, доводы и апелляционные жалобы адвокат либо подсудимый излагают на месте, а прокурор и состав суда рассматривает это дело в Верховном суде. И такое новшество тоже в казахстанском правосудии уже внедрено.

- Кайрат Абдразакович, наверное, последний вопрос. В принципе Вы уже обозначили основные контуры предстоящей судебной реформы. Меня интересуют сроки. В какие сроки все эти меры предполагается принять и какие шаги будут сделаны в первую очередь?

- Я думаю, что в течение одного-двух месяцев мы все эти предложения обработаем, у нас будет последний вариант проекта изменений и дополнений в Конституционный закон, названные процессуальные законы - процессуальный кодекс, Уголовный кодекс, а также Закон «О высшем судебном совете» и, я надеюсь, что эти изменения конституционный закон и закон о высшем судебном совете (новая редакция Закона «О Высшем судебном совете») в мае-июне будет передан через правительство в Парламент. А изменения в Уголовный кодекс и дополнения в Уголовно-процессуальный кодексы в конце года - этого года - тоже будут переданы на рассмотрение депутатов Парламента. Наконец, последние изменения, которые повлекут структурные изменения всей судебной системы, возможно, будут приняты Парламентом в 2009 году, а с 2010 года новая судебная система, новая структура судебной системы Республики Казахстан заработает в полную силу.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии