Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Слишком высокий размер судебной пошлины в Казахстане вынуждает бизнесменов решать все споры в международных арбитражах

Фото : 18 марта 2008, 13:11

Слишком высокий размер судебной пошлины в Казахстане вынуждает бизнесменов решать все споры в международных арбитражах, при этом отечественные судьи остаются без необходимого опыта. Такое мнение высказал в интервью «&» Куртис Мастерс, директор казахстанского филиала «Бейкер и Макензи - Си-Ай-Эс, Лимитед», член Совета иностранных инвесторов (СИИ) при Президенте РК.

- Г-н Мастерс, в СИИ вы отвечаете за законодательные инициативы. Одна из них касается реформирования судебной системы. Не могли бы вы рассказать подробнее о чем идет речь?

- СИИ участвует в различных проектах, которые реализует правительство. В этом году перед нами стоит задача обучения судей в области рассмотрения крупных международных споров. В 2007 году СИИ провел анализ, направленный на то, чтобы выяснить, насколько высока госпошлина, взимаемая в судах Казахстана, относительно других стран. Для сравнения мы взяли судебные пошлины десяти государств - США, Бразилии, Англии, Франции, Швеции, России, Австралии, Японии, Сингапура и Индонезии. Оказалось, что казахстанская судебная пошлина существенно выше.

В суды Казахстана очень дорого подать иск, связанный с разбирательством экономических споров. Если вы крупная корпорация и у вас возникли претензии к другой компании, то при подаче искового заявления в суд вы должны уплатить около 3% от стоимости иска. Для других стран такой факт, когда размер судебной пошлины измеряется в процентах от суммы иска, является весьма странным и необычным.

В изученных нами десяти странах, как правило, распространена достаточно небольшая фиксированная цена. В России, как и в Казахстане, взимается какой-то процент от суммы иска, но там существует максимальный предел - определенная сумма, выше которой судебная пошлина подниматься не может. В Казахстане такого нет. Если корпорация подает иск на сумму, к примеру, $100 млн., она вынуждена тратить огромные деньги только на то, чтобы ее заявление приняли в рассмотрение. Между тем в других странах судебная пошлина в среднем составляет всего $100-300. В связи с этим многие международные корпорации в случае возникновения споров или претензий стараются разрешать их в международных арбитражах - в Лондоне, Швеции или Швейцарии, то есть там, где действует фиксированная ставка. В итоге ваши суды лишаются возможности рассматривать крупные и интересные судебные споры, что препятствует развитию судебной системы в Казахстане.

- Но ведь помимо высоких судебных пошлин есть более существенная проблема - коррупция. Предлагал ли СИИ какие-либо меры по ее искоренению?

- Да, в частности, наши предложения касались повышения квалификации судей и размера их зарплат. Ведь одной из причин коррупции является то, что судьям платят достаточно мало по сравнению с общепринятыми нормами.

- Один из ваших проектов - создание специализированного суда, который будет разрешать спорные вопросы в рамках Регионального финансового центра Алматы (РФЦА). Между тем в судебной системе Казахстана уже есть разделение на специализированные экономические суды и суды общей юрисдикции. Зачем понадобился еще один орган?

- Он необходим зарубежным инвесторам, которые сегодня предпочитают решать любые споры в международном суде, где практикующие судьи имеют соответствующую профессиональную подготовку, высокую квалификацию и опыт. В суде РФЦА будут разработаны специальные правила, порядок, регламент рассмотрения дел, принятый во многих международных финансовых центрах. В Дубае, который является, возможно, самым успешным экономическим центром, существует такой же специализированный суд. И это нормальная мировая практика, так как участники этого центра не хотят полагаться на обычные экономические суды Дубая.

- Также СИИ вносил предложения по либерализации инвестиционного законодательства…

- Да, мы вносили такие предложения, но, к сожалению, как таковой либерализации инвестиционного законодательства не произошло. Вообще говоря, наша основная работа над законодательством так или иначе направлена на улучшение условий работы инвесторов в Казахстане. Сейчас большинство иностранных инвесторов достаточно успешно работают здесь. И в целом законодательство Казахстана нельзя назвать плохим. Однако частенько сталкиваешься с тем, что в соответствии с ним нелегко работать. Иногда складывается такое впечатление, что в Казахстане слишком много положений, регулирующих те или иные виды деятельности. Кроме того, фискальные и контролирующие органы зачастую проводят очень детальные длительные проверки организаций и предприятий, которые препятствуют их текущей работе.

- Как вы оцениваете налоговое законодательство Казахстана? Насколько оно, если можно так выразиться, привлекательно по сравнению с другими странами?

- Что касается размера налоговых ставок, то они, в принципе, соответствуют общепринятым. Не могу сказать, что они очень высокие. Однако в Казахстане достаточно строго относятся к вычетам по расходам, которые должны быть осуществлены в соответствии с налоговым законодательством, здесь иногда и возникают споры. К тому же количество постоянных налоговых проверок можно было бы и уменьшить. Сейчас многие компании обеспокоены тем, что в ближайшем будущем планируется принятие изменений в Налоговый кодекс, при этом никто не знает, в чем они будут заключаться. Нам остается только ждать.

- Как вы относитесь к тому, что в последнее время в правительстве активно обсуждается идея введения налога на добычу полезных ископаемых и нефтяной экспортной пошлины?

- Это не будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Казахстана в глазах зарубежных инвесторов. Любое увеличение налогов ухудшает законодательство, независимо от того, о каких налогах идет речь. Инвесторы просто уйдут в те страны, где работа будет более прибыльной.

- Насколько наша экономика подготовлена к вступлению в ВТО? И нужна ли нам вообще такая интеграция?

- Чтобы стать членом ВТО, Казахстану еще предстоит либерализировать свое законодательство. Что касается второго вопроса, то сомнений быть не может - Казахстану нужно вступать в ВТО. Глобализация охватывает все страны и приносит позитивные изменения любому государству. Поэтому от вступления в ВТО Казахстан только выиграет. Кстати, ни одна из вступивших в эту организацию стран пока еще не пыталась выйти из ее состава.

Членство в ВТО особенно полезно для тех государств, чья экономика зависит от природных ресурсов и добычи полезных ископаемых. Президент Казахстана не раз говорил о том, что республике необходимо диверсифицировать свою экономику. Этот процесс очень важен. Однако для того, чтобы Казахстан смог его осуществить, то есть стать страной, которая занимается не только добычей сырья, но и производством товаров с высокой добавленной стоимостью и развитием высоких технологий, он должен привлечь передовые знания, накопленные другими странами. Кроме того, Казахстану нужны рынки сбыта, на которые будет поставляться производимая здесь промышленная продукция. Выход на внешние рынки сегодня невозможен без вступления в ВТО. Казахстан не сможет экспортировать свою готовую продукцию, пока не ликвидирует существующие торговые барьеры.

- Но ведь есть и обратная сторона медали. Как считают многие эксперты, с открытием границ Казахстан будет завален импортными товарами, отечественная продукция не сможет конкурировать с иностранной и многие производства в стране просто погибнут. Ярким примером, подтверждающим данное мнение, является Кыргызстан, который давно является членом ВТО, но при этом фактически не имеет собственных производств.

- Да, вы правы. Тем не менее Кыргызстан сейчас находится в лучшей ситуации, нежели до вступления в ВТО. Бывает, что страна присоединяется к ВТО и это отрицательно влияет на некоторые сегменты ее экономики. Зато государство в целом от членства в ВТО только выигрывает. Нужно понять, что компании, которые пострадают от интеграции в мировой рынок, неконкурентоспособны и не могут меняться в лучшую сторону. Заблокировав себе выход на международную арену, Казахстан лишит свой бизнес шанса конкурировать с ведущими иностранными предприятиями и выходить на новый уровень качества. Если государство хочет попасть в число 50 конкурентоспособных стран мира, как это заявляется сегодня, оно должно открыть свои рынки.

Айжан Шалабаева


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии