Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Средний класс - фактор стабильности и основа экономического развития страны - мнение эксперта

Фото : 19 марта 2008, 11:25

АЛМАТЫ. 19 марта. КАЗИНФОРМ /Кадыржан Смагулов/ - Мировой опыт показывает, что экономика любой страны в основном зависит от деятельности населения, причисляемого к так называемому «среднему классу». Феномен этой прослойки общества был обсужден и на недавно прошедшем в Москве Экономическом форуме России, сообщает корреспондент Казинформа.

Участники дискуссии «Развитие среднего класса в России» обсудили, что сегодня входит в понятие «русской мечты» и какую роль должен сыграть средний класс в развитии инновационных моделей поведения. Были продемонстрированы различные подходы к определению российского «среднего класса». Одни эксперты говорили, что стратегически неверно оценивать его только на основе материальных доходов, и предлагали подход, основанный на анализе потребительского поведения, социальной мобильности и уровня образования. По их мнению, развитие среднего класса в России зависит от общего развития страны: инерционного, где общий экономический рост может давать позитивные импульсы, но не способствует росту этого социального слоя, и модернизационного, связанного с активным формированием среднего класса с помощью таких инструментов, как развитие рынка жилья, сферы образовательных и медицинских услуг.

По мнению главного экономиста ЕБРР Эрика Берглофа, исследовавшего это явление в 28 странах, российский средний класс еще только формируется и его представители менее счастливы, чем их европейские «коллеги». Такое субъективное мнение «средних русских» он связал с продолжающимся переходным периодом развития экономики страны. Ключ к успеху и достижение «Russian dream» большинство россиян видят в упорном труде, не исключая, впрочем, наличие полезных связей и коррупционные пути выхода в средний слой. При этом отмечалось, что российская экономика до сих пор не отказалась от теневых практик, и пока они существуют, средний класс будет ими пользоваться. Для решения этой проблемы необходим системный подход, первые шаги в реализации которого уже сделаны государством.

Заместитель министра экономического развития и торговли РФ Анна Попова считает, что «российским гражданам не хватает возможностей для качественного и надежного инвестирования сбережений. В этой связи одной из важных задач является развитие фондового рынка и различных финансовых инструментов для частных инвесторов. Отвлечение средств частных лиц в финансовый сектор сыграет антиинфляционную роль и будет способствовать дальнейшей стабилизации российской экономики».

А как обстоит дело в Казахстане? Пример России приведен не случайно. В силу исторической общности, связанной с географической близостью, экономические проблемы обеих стран во многом схожи.

Руководство Казахстана ставит задачу достичь к 2015 году увеличения среднего класса до 50% населения страны, уделяя особое внимание созданию условий для развития малого и среднего бизнеса. Внимание государства к этому сектору экономики позволит избежать многих социальных проблем, снизить уровень коррупции в обществе и создать конкурентоспособную среду. Однако сегодня, по мнению многих экспертов, в Казахстане средний класс составляет около 20% населения страны.

С таким утверждением согласен и известный социолог, доктор философских наук, профессор КазНУ имени аль-Фараби Матипулла Аженов. «И социологи, и экономисты рассматривают средний класс с точки зрения уровня жизни - материальной обеспеченности, образованности и культурного развития. Сейчас можно уверенно сказать, что средний класс в Казахстане есть, однако никто не может точно определить его масштабы. В России приводят данные, что до четверти населения этой страны принадлежит к среднему классу. В нашей стране такого измерения не проводилось, но ученые также полагают, что представители среднего класса Казахстана составляют примерно 20-25% его населения», - заявил он.

В развитых странах, например, в США, Японии, Западной Европе, к среднему классу относится до 80% населения. Данные подсчеты делаются по следующим критериям: наличие хорошо оплачиваемой работы, возможность обучения детей в вузах, собственный автомобиль, а в некоторых случаях и жилье. В этих странах средний класс разделяется на три уровня: верхний, средний, нижний. Градация зависит от материального благополучия, уровня образованности и так далее.

В среднеразвитых странах, таких как Россия и Казахстан, - свой подход. Российские социологи считают средним классом семьи (под этой единицей условно взята группа в четыре человека), чей уровень дохода равняется 1 500 долларов США. В Казахстане этот показатель аналогичен российскому.

Споры о том, кого надо относить к среднему классу, разгорелись еще в далеком прошлом. О том, что означает средний класс и какую функцию в государстве он выполняет, писал даже Аристотель. Так, впервые понятие «средние слои общества» употребил именно этот древнегреческий философ. Он же высказал идею, которая жива и сегодня: чем больше будет эта средняя часть общества, тем стабильнее будет и само общество. В начале ХХ века к среднему классу относили мелких собственников и независимых предпринимателей.

В СССР было два класса - пролетариат и крестьянство. Интеллигенцию считали прослойкой между ними. А средний класс, который служит фундаментом любой из развитых стран, советская пропаганда называла «выводком гнилой политики Запада». Так же, как это происходило в свое время на Западе, в постсоветских странах произошло повышение жизненного уровня квалифицированных работников наемного труда, которые существенно пополнили ряды среднего класса. Кроме представителей таких элитных высокооплачиваемых профессий, как высшие менеджеры, адвокаты, бухгалтеры, научные работники и т.д., на уровень среднего класса вышли и зарабатывающие немногим меньше торговые агенты, преподаватели школ и вузов, врачи, клерки.

Среди ученых постоянно идут дебаты по поводу критериев выделения среднего класса. Чаще всего в качестве основных называют уровень образования и доходов, стандарты потребления, владение материальной или интеллектуальной собственностью, а также способность к высококвалифицированному труду.

Кроме этих объективных критериев большую роль играет субъективное восприятие человеком своего положения - то есть его социальная самоидентификация. В связи с тем, что нет четких и единых критериев выделения среднего класса, существуют трудности с количественной оценкой. Например, в России к среднему классу по разным оценкам относят от 10 до 60% населения. Такая же несогласованность наблюдается в оценках казахстанских экспертов, которые утверждают, что к этому классу в нашей стране относится от 18 до 60% ее населения, говорит М.Аженов.

Для определения характеристик среднего класса в Казахстане использовались объективные характеристики, такие, как уровень образования - не ниже средне-специального, работа, связанная с умственным трудом, и доход на одного члена семьи - выше среднего по региону. В соответствии с этой классификацией к среднему классу в Казахстане можно отнести около 17% взрослого городского населения. В Алматы доля населения, относящегося к среднему классу, чуть выше - около 20%.

Особенности жизни среднего класса в целом по Казахстану также основываются на таких факторах, как использование банковских услуг, оснащенность компьютером и использование отдельных телекоммуникационных услуг, свободное время и хобби.

Семьи среднего класса являются активными пользователями банковских услуг. Среди них подавляющее большинство (94,4%) пользуются теми или иными банковскими услугами. Среди остальной части домохозяйств доля пользователей банковскими услугами ощутимо ниже (78%). Значительно различается и доля пользователей отдельными банковскими услугами в двух этих сегментах. При этом наибольший разрыв существует в использовании услуг международных переводов в страны дальнего зарубежья и по Казахстану, кредитов на покупку автомобиля.

Различается и оснащенность компьютерами. В семьях среднего класса компьютер есть практически у каждой второй (46%), среди остального населения его имеет лишь каждая пятая семья (21%). Похожая ситуация наблюдается и с использованием таких телекоммуникационных услуг, как сотовая связь и платное телевидение. Так, сотовой связью пользуются 9 семей из 10, услугами платного телевидения - каждая третья семья, относящаяся к среднему классу.

Способы проведения досуга представителей среднего класса и остального населения имеют много общего. Однако есть и особенные, которые более характерны именно для представителей среднего класса, чем для остального населения. К ним относятся посещение кино, театров, ресторанов, ночных клубов, чтение журналов, просмотр фильмов на DVD, видеокассетах и других носителях, игра в видео- или компьютерные игры, проведение досуга в Интернете. Менее характерны для среднего класса такие способы проведения досуга, как рукоделие, работа в саду, на огороде.

Интересы представителей среднего класса можно также проследить, анализируя предпочтения по темам публикаций. Так, средний класс больше интересуют такие темы, как дизайн, искусство, живопись, театр, мистика, психология взаимоотношений, воспитание детей и уход за ними, новости стран Европы и России, политические обзоры, анализ рынка и предприятий, потребительские свойства товаров, наука, технологии, компьютеры, недвижимость, финансы и инвестиции, страхование и банковские услуги, образование, одежда и мода, светская хроника, путешествия.

Интересны также литературные предпочтения. Первое, что сразу бросается в глаза, - это разница между количеством тех, кто не любит читать книги, среди среднего класса и остального населения. Среди первых не любит читать книги в среднем один человек из 10, в то время как среди остального населения - практически каждый четвертый. Есть различия и в том, что именно читают представители среднего класса. Они в большей степени заинтересованы в чтении профессиональной литературы, словарей и справочников, отечественной и зарубежной современной литературы. Одинаково любимы у всех групп населения - детективы и приключения, любовные романы, фантастика.

Учеными сделан вывод, что к среднему классу относятся группы самостоятельно занятых, то есть мелких предпринимателей, коммерсантов, ремесленников. Наряду с ними в категорию «средний класс» попадают и хорошо оплачиваемые работники наемного труда: менеджеры, лица свободных профессий, научные работники, специалисты в сфере информатики и СМИ, деятели искусства, врачи, административные, торговые и инженерно-технические работники и прочее.

Но доля таких людей в массиве экономически активного населения пока невелика. В развитых странах Запада средний класс составляет 80%, в восточно-европейских - 50%, а их удельный вес в ВВП составляет 40-60%. В Казахстане еще не достигнут такой показатель в отношении малого и среднего бизнеса, где трудится большинство представителей среднего класса. Однако развивать эту отрасль экономики необходимо, так как малый и средний бизнес - тот самый локомотив, который вытянет всю экономику страны, считают практически все эксперты.

В этом плане лидирующее положение в нашей стране отводится Алматы: здесь сосредоточено более 70 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, трудится более 200 тысяч человек. Южная столица является финансовым центром не только Казахстана, но и всего центрально-азиатского региона, где сосредоточено большое количество финансовых учреждений. А люди, занятые в этом сегменте, также относятся к среднему классу.

Но сколько бы ни было споров: какое место в обществе занимает средний класс Казахстана, очевидно одно - он нужен стране. С экономической точки зрения, это - основной налогоплательщик, с политической - он определяет электоральные предпочтения и обеспечивает стабильность в государстве. Именно с целью поддержки среднего класса и был введен Президентом РК мораторий на проверки малого и среднего бизнеса со стороны контролирующих органов до конца текущего года.

Этой же цели посвящена одна из глав Послания Президента РК «Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики». Так, по мнению Нурсултана Назарбаева: «Правительство должно продолжить последовательную работу по стимулированию конкурентоспособности малого и среднего бизнеса. Надо поддержать работу микрокредитных организаций, в том числе за счет государства. Они оказывают поддержку сотням тысяч наших граждан в создании своего дела. Надо продумать меры по повышению доступности микрокредитования и созданию новых рабочих мест для большего количества казахстанцев. Развитый предпринимательский сектор - это основа экономики любой страны».


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии